Левый разворот либеральная верхушка признала посягательством на свои интересы
Репутация власти настолько сильно пострадала из-за пенсионной реформы и других неурядиц, что Владимиру Путину пришлось предпринять экстренные меры для ее спасения. В первую очередь в отношении Дмитрия Медведева. Кажется, только ради этого тандем российских руководителей посетил накануне Ставропольский край.
Официально президент и премьер приняли участие в совещании по вопросам развития сельского хозяйства. Очевидно, однако, что технической необходимости личного визита в регион, да еще двух первых лиц страны одновременно, не было никакой. Это значит, политические причины превалировали над всеми остальными. Перемещения президента и премьера транслировали по всем телеканалам.
Путин и Медведев посетили яблоневый сад одного из сельхозпредприятий, познакомились с новыми сортами яблок, пообедали и пообщались с местными аграриями. Выражая свой восторг увиденным, Медведев довольно нелепо пошутил, что яблоки можно использовать во время военных действий. «В случае чего яблоком отобьемся», — ни к селу, ни к городу произнес премьер.
«Яблоньки какие маленькие, а яблоки огромные», — попытался смягчить неловкость Путин. Он был живее и естественнее Медведева. Вспомнил Героев соцтруда, грубовато, но уместно польстил селянам: «Лучшая энергетика — это общение с такими людьми, как вы». В целом президент смотрелся как некий «коуч», преподающий урок политического искусства младшему товарищу.
Левый разворот либеральная верхушка признала посягательством на свои интересы
В сельском антураже Путин чем-то напоминал Александра Лукашенко, который любит публично демонстрировать свою близость к народу. Правда, бывший директор совхоза выглядит на полях более органично, чем российский лидер. Что касается юриста Медведева, то ему до таких высот совсем далеко. «Денег нет, но вы держитесь» войдет в учебники как пример неумелого поведения политика.
Прощать Медведеву ошибки россияне не намерены. Тем более что именно премьер и подконтрольный ему финансово-экономический блок правительства являются главными «толкателями» пенсионной реформы, отнимающей у большинства и деньги, и годы жизни. Недаром доверие россиян к Медведеву колеблется сейчас от скромненьких 7% (ВЦИОМ) до не менее скромненьких 10% («Левада-центр»).
В этих условиях попытка Путина освежить политический образ Медведева, отмыть его от прилипшего к нему за последнее время негатива вполне понятна. Вот только похвастаться былым авторитетом президент уже тоже не может. Его рейтинг доверия — 36−39%, пусть и высок, однако значительно ниже, чем был всего год назад — 59%. Как бы Путину самому не «испачкаться».
Актуальное поведение тандема интересно еще и потому, что в последние дни распространяется информация о возможной этой осенью масштабной трансформации российской политической системы. Не исключены изменения Конституции РФ. Дискуссия на эту тему уже начата в «Российской газете» главой Конституционного суда Валерием Зорькиным.
Политолог Алексей Макаркин считает, что Путин намеренно продемонстрировал свою поддержку премьер-министру.
— Политика сосредоточена именно в факте совместной поездки Путина и Медведева. Потому что чаще всего президент и премьер ездят по отдельности. А куда конкретно они едут, на Ставрополье ли или куда еще, по какому поводу — это вопрос уже технический.
«СП»: — То есть им политически была нужна эта поездка?
— Мы видим, что происходит в последнее время, как ведут себя рейтинги… Следствием снижения популярности власти стали очередные слухи (их было уже много в новейшей истории) об отставке Дмитрия Анатольевича Медведева.
Кого власть накажет за провалы внутренней политики в регионе
Тем более что в августе он исчезал из поля зрения. А это был момент активного обсуждения пенсионной реформы. Да и насчет самой реформы он старался быть не очень активным. Например, на парламентские слушания по этому поводу ни Медведев, ни профильный вице-премьер не приехали. Был, напомню, глава Минтруда Топилин, который за всех и отвечал. Так что слухи о том, что крайним окажется премьер, понятны.
«СП»: — То есть, по-вашему, это все-таки «слухи», а не инсайды, имеющие под собой основания?
— Да, потому что тут обратная причинно-следственная связь. Именно согласие Медведева на проведение пенсионной реформы, на повышение возраста, обусловило продление его полномочий в качестве премьера. Если бы он не захотел этого делать, у нас был бы другой премьер-министр.
Поэтому Медведев в этой ситуации не выглядит ослабленным. Он принял на себя немалую часть ответственности, что сказалось на его рейтинге. Другую часть ответственности взял на себя президент, обратившись к гражданам и обозначив новые параметры реформы.
«СП»: — Президенту было что тратить, его уровень доверия был очень высоким — почти 60%. Медведеву же сейчас доверяют, в лучшем случае, 10%. Могут и уволить…
— За это у нас не увольняют. Можно вспомнить, как был уволен министр Зурабов после монетизации льгот. Закон о монетизации внесли в 2004 году, сама монетизация началась в начале 2005 года, а Зурабов был уволен незадолго до парламентских выборов 2007 года. То есть прошло немалое время, отношение к нему не улучшилось и, он был переведен на дипломатическую работу.
«СП»: — Можно ли считать Медведева неприкосновенным…
— То, что он согласился проводить пенсионную реформу, вовсе не означает, что ему дана индульгенция до окончания президентских полномочий Владимира Путина, но это означает, что он не будет уволен в обозримой перспективе.
«СП»: — Что такое «обозримая перспектива»?
— Моментом напряжения будет 2021 год, подготовка к парламентским выборам. Тогда тоже многое будет зависеть от рейтингов. Вот этот период для Медведева может быть достаточно проблемным.
Но сейчас Путин этим своим шагом — тем, что он вместе с Медведевым поехал, демонстрирует, что он ему доверяет, что он не собирается его менять и что Медведев и с аппаратной, и с технической точки зрения все сделал правильно. А если все делаешь правильно, то тебя и не наказывают. Так что здесь важен именно формат визита.
Партия власти внезапно узнала: выборы могут проходить по демократическому сценарию
Депутат Госдумы 2-го созыва Дарья Митина также уверена, что транзит власти будет произведен нескоро.
— С тандемом Путина и Медведева пока все хорошо. Кажется, что раньше 2020−2021 года точно ничего не начнется. Да и почему что-то вообще должно начаться? Я не вижу предпосылок для форс-мажора.
«СП»: — Ну, как же, а пенсионная реформа?
— Ее, считайте, уже пережили. Народ побурчал-побурчал и разошелся. Конечно, в будущем возможны какие-то социальные катаклизмы. Но у нас такое бывает раз в сто лет. Правда, мало никому не бывает.
«СП»: — Говорят, что Кремль хочет провести транзит власти, чуть ли не поменяв Конституцию. Зорькин уже отписался в «Российской газете». Если так, то Медведев может понадобиться Путину в какой-то роли. Вот он и накачивает ему рейтинг совместными вояжами и обедами с селянами…
— Рано или поздно власть это сделает, чтобы гарантировать Путину и его окружению неприкосновенность, но это не перспектива ближайшего полугода или года. Пока решили «ножкой попробовать воду» и дали понять, что конституция — это не священная корова и ее в принципе можно править. Не более того.
Пенсионная реформа: Эксперт: пенсионная реформа должна не сберечь новые средства, а скрыть растрату старых
Новости политики: Шойгу уже сейчас готов стать преемником Путина