Наконец-то, в последние дни года, жителям России начали более-менее внятно объяснять, что же такое национальные проекты, о которых Москва твердила уже десять месяцев кряду. Уже с первого января дюжина нацпроектов должны заработать в полную силу. Местных чиновников, все еще слабо понимающих суть новшества, за неисполнение будут сурово карать.
Прожекты «бегут» впереди бюджета
24 декабря в подмосковной резиденции Горки состоялось заседание президиума президентского Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Заседали последний раз в 2018 году, зато третий раз с начала декабря. Спешка понятна: уже с первого января 12 нацпроектов (о которых впервые объявил президент Владимир Путин еще в «майском» указе «О национальных целях и стратегических задачах развития») должны заработать на полную мощь.
И это при том, что широкая общественность о сути нацпроектов по-прежнему знает мало: даже точная сумма финансирования до последнего времени оставалась неясной. Лишь 26 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что уточненный объем финансирования составит 5,7 трлн. рублей на ближайшие три года. Причем из этой суммы 1,3 триллиона будут доведены регионам в виде трансфертов из федерального бюджета. Половина суммы (точнее, 2,8 трлн. рублей), как заявил Медведев, пойдет на четыре национальных проекта — «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука».
Огромные суммы должны действовать на население магнетически. Достигается это за счет простой манипуляции: речь ведется не о ежегодных расходах, а о трехлетнем периоде. Более того, как рассказала журналистам на брифинге вице-премьер Татьяна Голикова, правительство получило право «в случае готовности регионов утверждать проекты на шесть лет, несмотря на то, что закон о бюджете принимается на три года».
Переводим на простой язык. Бюджет принимается на три года (хотя реально пересматривается ежегодно), а вот паспорта нацпроектов будут утверждать сразу на шесть лет! Зачем, если за это время неизбежно изменится экономическая конъюнктура?!
Чем губернаторы занимались десять месяцев?!
Каждый из 12 нацпроектов — это своего рода «пазл»: он состоит из нескольких государственных программ (всего их 67), которые курируют вице-премьеры и министры федерального правительства. А вот в исполнение 67 госпрограмм в каждом субъекте РФ должно быть принято столько же региональных. Медведев потребовал от губернаторов, чтобы эту работу завершили до конца декабря. То есть за пять рабочих дней. Интересно, а что раньше делали?..
Премьер-министр на вчерашнем заседании играл роль сурового управленца и пригрозил губернаторам, которые вовремя не примут региональные программы и не начнут их исполнять, карами кремлевскими. Вплоть, наверное, до увольнения.
Первые итоги реализации нацпроектов подведут уже в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Ну а главным «соглядатаем» за губернаторами станет Росстат. К слову, с прошлого года он находится в подчинении Минэкономики России (что является национальным ноу-хау: в большинстве экономически развитых стран главный статистический орган — не зависим от иных министерств). И вчера же премьер министр освободил от должности главу Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Александра Суринова и назначил на этот пост главу департамента госуправления Минэкономики Павла Малкова.
Правительство оказалось недовольно статистическими данными. Ведь известно, не правительство работает плохо, а считают неважно. Эту же мысль позже подтвердил Антон Силуанов.
У вице-премьера возникли «очень большие претензии» к качеству расчета динамики реальных доходов населения. Оно, по словам Силуанова, «ужасное».
Росстат, чтобы быстро исправиться, видимо, уже объявил, что в «Федеральный план статистических работ» добавят аж 91 показатель, чтобы оценивать эффективность реализации национальных проектов. Читай: работы губернаторов. Стоит напомнить, что еще в 2006 году тогдашний полпред президента Дмитрий Козак уже предлагал ввести индикаторную систему оценки региональных глав — на основе 30 критериев работы (и в том числе реализации нацпроектов). А год спустя в указе президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» список расширили до 43 индикаторов.
Позднее его неоднократно изменяли и дополняли. Скажем, в 2012 году Росстат принялся оценивать работу губернаторов по реализации «майских» указов президента. Правда, рейтинги (кто из глав регионов сработал хуже, а кто — лучше остальных), публиковать не стали. Статистика закрытая — только для Кремля и Белого дома.
Главные проблемы — неисполнимость и непрозрачность
Фактически, с началом реализации нацпроектов теперь Москва получает в свои руки новый механизм для влияния на региональные элиты. В условиях непрозрачности работы Росстата по оценке работы губернаторов, становится легче одних «карать», а других — «миловать». Но с учетом завышенных политических ожиданий от нацпроектов, наверняка «карать» будут чаще… Об этом «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным экспертом по внутренней политике, руководителем «Политической экспертной группы» Константином Калачевым.
— Подмечено точно! Нацпроекты как дамоклов меч над региональными элитами, своего рода инструмент поддержания тонуса. При желании всегда можно найти, что пошло не так, и наказать любого неугодного — не только мелких клерков, но и большого чиновника — за «срыв» реализации проектов. Понятно, что замечание и выговор могут стать прелюдией к увольнению или отставке.
Министрам и главам регионов придется очень расстараться, а то станут крайними. По-другому заданные цели не достигаются, задачи не решаются. Чиновники получили мотиватор, и чтобы поднять его эффективность, надо показать, что будет с теми, кто «тормозит».
При нынешней политической и социально-экономической модели необходимость реализации нацпроектов несложно обосновать. Сложнее обосновать саму систему. Да, к нацпроектам есть вопросы. Не все исполнимы, да и целевые показатели при желании можно оспорить. Часть показателей будет просто невозможно отследить статистикой, как бы не меняли ее руководство, что-то придется оценивать на глазок. Непрозрачность — это еще одна реальная проблема нацпроектов. Но других драйверов развития руководство страны ведь не предлагает.
Разделяет пессимизм коллеги и руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов:
— Ситуация с национальными проектами, похоже, будет такой же, как и с майскими указами, которые если и выполняются, то только на бумаге. Здесь важно различать официальные заявления и действительность. Например, согласно майским указам зарплаты бюджетников должны были существенно увеличиться, хотя на практике этого так и не произошло — повышение оплаты труда носило «точечный» характер, а в целом все осталось по-прежнему.
Однако чиновники отчитались, что все целевые показатели достигнуты. То же самое, думаю, будет и с национальными проектами. Например, в части роста доходов граждан. В последние годы покупательская способность населения РФ снижается, но чиновники постоянно заявляют о «положительных тенденциях».
Поэтому и оценить эффективность национальных проектов будет сложно, так как, на мой взгляд, никаких реальных критериев их исполнения нет — все представленные показатели просто не имеют отношения к реальности.
Российско-белорусские отношения: Кремль не простил: Белоруссия уходит от России — с Лукашенко или без