Бессмертна фраза из легендарных «Трех тополей на Плющихе».
— Чай, не в Америке живем!
Остается добавить: и не в Японии, и не в Китае, и не в Норвегии…
Кто прав? Отцы-основатели
Так это что ж в Америке творится — почти месяц не могут договориться о бюджете. Парламент бюджет принял, а президент не подписывает. Политический кризис.
Более того: основные федеральные учреждения не работают.
Что было бы в такой ситуации у нас, если бы, допустим, вновь возник бы самостоятельный дееспособный парламент? Два варианта — оба уже апробированы или предусмотрены.
Вариант первый: торжество беззакония. Ну и что же, что по Конституции бюджет — прерогатива парламента, зато президент — всем начальникам начальник. Ведь назначал же президент Ельцин в 1994-м году, столкнувшись с несогласием Совета Федерации, своего человека на несуществующую должность «и.о. Генпрокурора», хотя назначение Генпрокурора, пусть и по представлению президента, но компетенция Совета Федерации. И тянулось это беззаконие затем целых полтора года. И остался президент Ельцин за это беззаконие безнаказанным.
Значит, что помешало бы и теперь президенту утвердить указом какой-нибудь «временный бюджет» (аналог «и.о. Генпрокурора») и по нему расходовать деньги по-своему, а не по воле народа и его представителей?
Вариант второй: торжество видимости закона. Такое в 90-е, когда наш парламент еще дерзал противостоять самовластию, было специально предусмотрено, и этим в критические моменты противостояния неоднократно запугивали депутатов. А именно: до тех пор, пока стороны — парламент и президент — не договорятся, правительство все равно осуществляет расходы, в соответствии с … бюджетом прошлого года — по 1/12 прошлогоднего годового бюджета ежемесячно.
В чем же здесь именно видимость законности? Это понятнее на примере США, где ничто подобное не допускается. Почему? Да потому, что у них принцип сменяемости власти не имитационный, а настоящий — насколько это только возможно в реальном человеческом сообществе. Соответственно, то, что делала предыдущая власть, в прежние годы, у них вовсе не считается по умолчанию верным, достойным продолжения.
Вы спросите: но ведь сейчас-то президент не менялся? Был Трамп — Трамп и остался? Зато сменился, хотя бы частично, субъект принятия бюджета — представляющий народ парламент.
И эта хотя бы частичная смена власти у них — не реже, чем раз в два года (каждые два года переизбирается треть Сената).
Скажете, что это все — и столь частые выборы, и противостояние Конгресса и президента — слишком сложно и дорого? Но не избавляет ли именно такая сложная и недешевая процедура от куда больших потерь из-за опасности своевольного и потому заведомо неэффективного (это я еще не говорю о прямом воровстве) расходования госресурсов?
Поэтому специально подчеркиваю: не вопрос для нас, кто здесь прав — президент или Конгресс. Это — их американское дело. Но, безусловно, правы те, кто создал и отстоял систему, в которой никто не может произвольно и бесконтрольно, вопреки представителю народа — парламенту, направлять и расходовать даже сравнительно небольшие госресурсы.
Россия — «щедрая душа»
То ли дело в России, где президент — всем начальникам начальник. Судите сами.
Цена спорного вопроса о стене на границе США с Мексикой — менее 6 млрд. долл. Это в стране, где военный бюджет — около 700 млрд. долл., а общие расходы федерального бюджета на три порядка больше спорной суммы — около 4,5 трлн.
У нас в России, где оборонный бюджет в пересчете — менее 50 млрд. долл., а весь федеральный бюджет — около 250 млрд. долл., истинная благодать. Как главный начальник скажет, так парламент и сделает.
Например, взялся главный начальник заснеженной северной страны провести зимнюю Олимпиаду 2014-го года в … субтропиках (Сочи) и потратить на это 12 млрд. долл. — никто и не пикнул. Хотя, например, в сравнении с нашим оборонным бюджетом, это не мизерная одна сотая (как в примере со стеной в США), а целая четверть. В конечном же счете, по экспертным оценкам, эта Олимпиада обошлась государству (включая расходы госкорпораций и невозвратные кредиты госбанков) более чем в целый годовой оборонный бюджет — около 50 млрд. долл.
Другой сопоставимый «щедрый» проект — «Сила Сибири»: от 45 до 55 млрд. долл. Это еще один оборонный бюджет нашей страны. Или полтора годовых бюджета Федерального фонда обязательного медстрахования. А ведь не секрет, что просто минимальный возврат вложенных средств даже за несколько десятков лет здесь — под большим вопросом. Огромные деньги — на трубу, единственное предназначение которой — качать наш газ, которым мы всего лишь … расплатимся за эту самую трубу. Как известно, вечный двигатель еще не изобретен, но вечный самопожиратель ресурсов — не он ли это? Что там платоновский «Котлован»…
Скажете, это — не бюджетные деньги? А газ в России чей? А контрольный пакет акций Газпрома у кого? И где публичные дебаты о позиции государства на собрании акционеров Газпрома?
Совсем свежий пример. Суммарные расходы государства на Чемпионат мира по футболу 2018 года: по данным РБК — более 14 млрд. долл. Это равно всем расходам федерального бюджета на образование за полтора года. Самый дорогой чемпионат в истории. По абсолютной величине — более чем вдвое дороже спорного вопроса, приведшего к политическому кризису в США. А по удельному весу в госбюджете — дороже раз в 50.
…Ну и что же, что люди не дожидаются медицинской помощи, а из Магнитогорска ребенка на лечение надо доставлять непременно в Москву — не хватило денег на хорошую больницу в Магнитогорске. Зато как иностранцы, погулявшие на нашем невиданном по щедрости чемпионате, довольны.
Допускаю, что у какого-то совсем свихнувшегося от безответственности перед предками и потомками народа могут быть и такие приоритеты, но не хочу верить, что такие приоритеты у моего народа. Удостовериться же не могу: не было никаких подлинных дебатов настоящих (а не имитационных) народных представителей по вопросу, потратить ли 14 млрд. долларов на чемпионат по футболу, или же на оборудование и оплату труда врачей в больницах по всей стране.
Совсем сказочный пример. В Роснано, читай — в распоряжение известного приватизатора, госресурсов закачано в пересчете как раз примерно столько же, сколько Конгресс отказывается выдать Трампу на защитную стену — около 6 млрд. долл. А по удельному весу в бюджете — в 20 раз больше. Неужто такое Роснано для России полезнее, чем стена на границе с Мексикой для США? Но слышали ли вы не то, что о политическом кризисе, но хотя бы просто о дебатах в нашем парламенте по вопросу о том, выделять ли деньги на Роснано?
А «Сколково»? А так разрекламированный «Суперджет-100» — вместо инвестиций в подлинно национальное авиастроение?
А расходы на всю оболванивающую народ телевизионную госпропаганду — с ежедневно перетекающими с канала на канал, с шоу на шоу одними и теми же полит-актерами и хлопальщиками?
А расходы на — только вдумайтесь — блокировку социальной сети «Телеграмм»: в СМИ была опубликована сумма — под десяток миллионов рублей. Специально подчеркиваю: не являюсь пользователем этой сети и не выступаю ее противником или защитником. Речь о другом — о бюджетных приоритетах, то есть, о расходовании наших общих денежных средств. На что важнее потратить миллионы рублей: на блокировку очередной соцсети? Или же, например, на централизованную установку датчиков утечки газа и автоматических отключателей газа на плитах при утечке, для начала, хотя бы у одиноких пожилых людей — в том же Магнитогорске, а теперь еще и в Шахтах, и далее по всей стране…
За спиной народа: переговоры или сговоры?
И актуальнейший вопрос: покажите мне хоть одну развитую страну в современном мире, которая отдавала бы кому-то свои территории, которые с чьей-то точки зрения «спорные»? Поступает ли так Япония? Или Норвегия? Или Китай?
Кроме нас — России, точнее, нынешних российских властей — вряд ли найдете.
А почему же российским властям можно?
Не потому ли, что им позволяется безнаказанно вести переговоры с кем угодно и о чем угодно, причем, тайно — за нашей спиной?
И тут хорошая новость: в США обвиняют Трампа в том, что он пытался скрыть от своей администрации и общества детали переговоров с Путиным. Что же в ней, спросите, хорошего? Да то, что сама по себе эта новость, безотносительно вопроса о том, с кем именно Трамп вел переговоры, очень показательна. И подает верный пример. Теперь президента США по вопросу о «деталях» переговоров прижали — и все выведают, важнейшее — придадут публичной огласке. И правильно: президент — не монарх, и никаких тайных от своего народа переговоров быть не может.
То ли дело у нас. После обещаний премьера Японии, что с возвращаемых ей Южных Курил русских изгонять не будут, а также после заявлений, что Япония готова не требовать компенсации за оккупацию, российский МИД 9 января «указал» послу Японии, что эти заявления «грубо искажают суть договоренностей лидеров двух стран».
Так-так, говорите «грубо искажают»? И чем подтвердите, чем докажете?
А в нашем парламенте — тишина.
Хотя нет, сейчас, когда я пишу эту статью, а в Россию с визитом прибыл министр иностранных дел Японии, как раз специально для ведения переговоров о заключении «мирного договора» (после которого автоматически часть нашей территории должна быть передана Японии и который, соответственно, России абсолютно ни для чего не нужен, но чрезвычайно опасен и вреден) уже не совсем тишина — внесен законопроект о запрете передачи Южных Курил Японии. Хоть что-то, хотя примут вряд ли. Но нужно-то уже другое — парламентское расследование.
Кстати, первое заседание независимой общественной комиссии по расследованию фактов отчуждения территории России и ведения переговоров о сдаче территорий проходит сегодня, когда я пишу эту статью — 14 января (решение о создании комиссии было принято на инициированном ПДС НПСР совещании по защите территориальной целостности России 14 декабря 2018 года и касается не только ситуации с Южными Курилами, но и островов на Амуре, акватории Баренцева моря, ТОРов
Ведь очевидно: ситуация для нас совсем плохая — стороны проговорились.
Сначала проговорились одни — японцы. Затем, в попытке их опровергнуть, проговорились и другие — наши…
Так если, как проговорился наш МИД, уже есть некие «договоренности» за нашей спиной, то нельзя ли — не для японцев, а для нас, для русских — поподробнее о «сути договоренностей»?
Но нет, при этой власти — нельзя. Чай, не в Америке живем…
Остается рассчитывать только на независимую общественную комиссию, иные разнообразные формы расследования и сопротивления. И, главное, прямое — во всех возможных формах — выражение воли народа по защите своей страны.
И предупреждение — как своим властям, так и иностранным, жаждущим наших территорий: мы прямо говорим, что подозреваем свои власти в коррупционной природе сговоров и измене Родине и никогда не согласимся со сдачей территории страны кому бы то ни было. Рано или поздно — нынешней общественной комиссией или парламентской комиссией и прокуратурой при иной, будущей власти — все эти факты будут расследованы, виновные понесут неминуемое наказание, а отторгаемые территории будут возвращены России.
Проблемы национальной политики: Судьбу Курил должен решать народ, а не кремлевские торгаши
Власть: В Госдуме прокомментировали законопроект о наказании за критику власти