22 января Кремль вновь коснулся темы возможных изменений Конституции. Как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «это новая инициатива, она пока не конкретизирована, поэтому преждевременно говорить о какой-то позиции».
Напомним, о чем речь. Днем ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил информационным агентствам о необходимости устранить существующие недостатки Конституции, которые связаны с «отсутствием должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти, креном в пользу исполнительной ветви власти».
По мнению Володина, сейчас самое время «оценить потенциал для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции». Ее «основополагающие» положения «ставить под сомнение» не стоит, но в то же время «целесообразно расширение полномочий Федерального собрания, в первую очередь в вопросах парламентского контроля правоприменения».
Заметим, что обсуждение потенциального изменения Конституции началось далеко не вчера. 9 октября 2018 года вышла статья председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, в которой он заявил, что «недостатки» Конституции устранимы «путем точечных изменений».
Тему изменения Основного закона развил в своей статье в декабрьском номере журнала «Закон» премьер Дмитрий Медведев. Поправки, по его мнению, должны быть направлены на «актуализацию органов власти».
25 декабря Вячеслав Володин продолжил разговор о Конституции на встрече с президентом Владимиром Путиным. Он отметил, что анализ Основного закона «точно даст ответы и принесет где-то, может быть, и чувство, с одной стороны, удовлетворения, а с другой стороны, поиска решений», не уточнив каких.
Дмитрий Песков на это заявил, что в Кремле «позиции на этот счет нет», и мнение Володина — одна из «экспертных точек зрения». Отвечая на вопрос о закреплении в Основном законе национальной идеи на большой пресс-конференции 20 декабря, Путин сказал: «Что касается изменений в Конституции, это предмет широкого общественного обсуждения».
По мнению аналитиков, Кремль рассматривает возможности, которые позволят главе государства остаться у власти после 2024 года, когда, согласно действующему законодательству, он должен уйти в отставку.
«Речь идет о передаче власти. Путин поощряет эту игру, делая неоднозначные намеки», — заявил Bloomberg политолог и бывший кремлевский помощник Глеб Павловский.
Как рассказал тому же Bloomberg политолог Валерий Соловей, «общий смысл состоит в том, что заменить Путина в качестве гаранта системы некому». По его версии, не исключено усиление роли консультативного органа под названием Государственный совет с Владимиром Путиным во главе, который де-факто станет верховной властью в государстве. Институт президентства при этом может остаться, но лишившись многих полномочий, предположил Соловей.
Что стоит за дискуссией вокруг изменения Конституции, как будет развиваться ситуация с транзитом власти?
— Власть сейчас делает ряд информационных вбросов, чтобы проверить: что общество примет, что ему можно навязать, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — И надо понимать: тема изменений Конституции пока исключительно фоновая. Как конкретно менять Основной закон станет ясно, лишь когда будет выбран сценарий транзита власти Владимира Путина в 2024 году.
На деле, все в нынешней национальной повестке крутится вокруг этого момента, даже проблема Курил. Передача двух островов Японии — это, с точки зрения российской элиты, возможность преодолеть санкции и сохранить свое присутствие в западном истеблишменте. Плюс возможность сохранить за рубежом ресурсы олигархов, которые они вывезли из России.
Но ключевая проблема в том, чего хочет Путин — как он собирается оставаться у власти.
«СП»: — Как выглядят сценарии транзита, которые рассматривает Кремль?
— Первый сценарий — простое изменение конституционных сроков пребывания президента у власти. Лидер Белоруссии Александр Лукашенко решил такую проблему очень просто: убрал слово «дважды» из соответствующего положения республиканской конституции — и дело с концом.
Второй сценарий — выдвижение преемника по образцу Медведева в 2008—2012 годах. В его рамках, например, циркулируют вбросы о кандидатуре на роль преемника столичного мэра Сергея Собянина.
Конституционные манипуляции с переименованием высших органов власти — это сценарий номер три. Как раз о нем говорил политолог Валерий Соловей, предполагая усиление роли Госсовета. Госсовет — это такой коллективный президент.
Наконец, четвертый сценарий: переучреждение Российской Федерации. Один его вариант — это переформатирование Союзного государства России и Белоруссии. Другой — трансформация РФ из президентской республики в президентско-парламентскую. Об этом часто стали говорить в связи с заявлениями Вячеслава Володина.
Но в любом случае, ключевым является не сам факт изменения Конституции — это процесс технический. Ключевой вопрос, повторюсь, — выбор сценария транзита власти. И Кремль его пока не сделал.
«СП»: — Глеб Павловский сказал в конце 2018 года, что транзит власти уже начался, Валерий Соловей утверждает, что вопрос должен быть решен в течение 2019 года. Это действительно так?
— Я считаю, большинство нынешних властных группировок завязаны на Путине.
Эти группировки могут сохранить позиции только если будет удобоваримая для них форма транзита власти.
Ну и не надо забывать, что главное действующее лицо у нас — народ. Как долго он будет безмолвствовать, глядя как прорабатываются формальные схемы транзита — вопрос открытый. Тот же Валерий Соловей считает, что участь нынешних ключевых игроков может сложиться трагически.
«СП»: — Можно ли сказать, что в России назревает революционная ситуация?
— Я алармистских взглядов не разделяю. Как известно, признаки революционной ситуации, сформулированные Лениным — верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому. Так вот, пока власть в России вполне может управлять, а народ жить по-старому не шибко не хочет.
Вместе с тем, на наших глазах происходит деградация среднего класса, и маргинализацию беднейших слоев населения. Это гремучая смесь, которая при любом «черном лебеде» может сдетонировать.
Пока же мы имеем ситуацию гниения. И в условиях этого гниения — поиски властной группировки и приближенных к ней олигархических кланов, как сохранить свои позиции.
«СП»: — Такая ситуация может продержаться до 2024 года?
— Может — если все будет стабильно с рейтингом Путина. Если же рейтинг главы государства рухнет, переписывание Конституции потеряет актуальность. Просто потому, что в этом случае будут решаться совсем другие задачи: политическое переформатирование РФ с участием Советов, которые будут настаивать на народовластии, и олигархов, которые будут проповедовать открытую диктатуру.
Но пока до этого не дошло, ставка, на мой взгляд, делается именно на сохранение Путина у власти.
Новости политики: Америка заберет у России Курилы, так же как присвоила Аляску