Верховный суд Украины разрешил арест акций «дочек» российских госбанков — Сбербанка, ВТБ и ВЭБ, сообщается в заявлении пресс-служба ведомства. Решение принято в связи с желанием Киева получить компенсацию за «экспроприированное в Крыму имущество».
«Верховный суд предоставил разрешение на выполнение решения Арбитражного суда о взыскании с Российской Федерации компенсации за экспроприированное в автономной республике Крым имущество», — сообщает пресс-служба ВС.
Таким образом, высшая инстанция отклонила жалобу на решение Арбитражного суда в Киеве об аресте активов украинских «дочек» российских банков. Уточняется, что полный текст решения Верховного суда будет опубликован 1 февраля.
Речь идет о решении от 5 сентября прошлого года, согласно которому по иску компаний «Аэробуд», «Приватофис», «Приватленд», «Крым Девелопмент», которые связывают с украинским бизнесменом Игорем Коломойским, был наложен арест на активы «дочек» ВЭБ, ВТБ и «Сбербанка». В обеспечение исполнения решения АСК, был наложен арест на акции принадлежащего ВЭБу «Проминвестбанка», а также украинских «дочек» Сбербанка и ВТБ. После этого оссийские кредитные организации обжаловали это решение в Верховном суде Украины. Кроме того, согласно решению суда, материнские структуры, по решению суда, не могут ликвидировать или реорганизовать свои украинские структуры, распродавать их активы.
Напомним, иск Коломойского был подан во исполнение решения о взыскании с России компенсации за «отобранную» в Крыму недвижимость, принятого Арбитражным судом Гааги 2 мая 2018 года. Арбитраж удовлетворил исковые требования о том, что Россия должна выплатить компенсацию в 140 миллионов долларов, а также возместить расходы, связанные с судебным разбирательством. Суд постановил, что Россия нарушила межправительственное соглашение от 1998 года о взаимной защите инвестиций.
Как сообщили РИА Новости в пресс-службе ВЭБ, банк может обратиться в Стокгольмский арбитражный суд в случае экспроприации Украиной его активов.
«ВЭБ.РФ использует все доступные правовые инструменты для защиты своих инвестиций на территории Украины. Ранее ВЭБ. РФ инициировал инвестиционный спор с Украиной в связи с ползучей экспроприацией акций ПИБа. В случае окончательной экспроприации Украиной инвестиций ВЭБа, надлежащая правовая оценка действий украинских властей будет дана международным арбитражным судом Стокгольма», — заявил старший вице-президента госкорпорации Игорь Краснов.
В декабре прошлого года Национальный банк Украины принял решение об отзыве банковской лицензии «ВТБ Украина». Ранее регулятор сообщил, что отнес банк к категории проблемных «в связи со снижением объема ликвидности и последующим ухудшением его финансового состояния в течение последнего месяца».
Напомним, российские банки активно пытаются уйти из Украины с 2017 года. Как сообщает «Газета.ру», по итогам прошлого года, с учетом ликвидационных процедур в отношении «дочки» ВТБ, на Украине осталось только два банка с российским госкапиталом: «Сбербанк» и «Проминвестбанк». Продать бизнес удалось только VS Банку (Сбербанк владел долей в 99,923% акций): банк стал частью группы ТАС бизнесмена Сергея Тигипко.
«Сбербанк» неоднократно пытался продать свою украинскую «дочку», однако Нацбанк Украины отказывал главному претенденту на актив — белорусскому государственному «Партитетбанку» из-за его несоответствия требованиям регулятора.
В марте 2017-го года президент Украины Петр Порошенко ввел в действие ограничительные меры в отношении работающих на рынке Украины банков с российским госкапиталом. В марте 2018-го эти санкции были продлены еще на год.
На этом фоне решение ВСУ может означать, что Киев решил окончательно ликвидировать в стране российские банки, отобрав их собственность? Решение исключительно политическое?
— Это решение очевидно, и удивительно, что оно было принято так поздно, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Вся логика развития ситуации приводила к такому решению. Я не хочу здесь говорить о справедливости, поскольку речь идет о сугубо буржуазном конфликте интересов — это, так сказать, вопрос взаимоотношений жабы и гадюки. Но у российских государственных банков была уйма времени, чтобы свернуть бизнес на Украине, даже продать его — вместо этого из-за каких-то мелких гешефтов они поставили под удар государственную собственность, которая была вверена им в управление. Вот это вопрос серьезный.
«СП»: — Данное решение станет прецедентом? Другие бывшие собственники вслед за Коломойским тоже попытаются вернуть утраченное?
— Нисколько не сомневаюсь, что именно так и будет. Тот, кто надеется на иное решение, либо дурак, либо играет на чужой карман.
«СП»: — Кто вообще и сколько чего потерял в Крыму?
— Украинские компании потеряли много недвижимости, объекты газовой отрасли, две буровые платформы, ряд крупных промышленных объектов, в том числе и принадлежавших лично Порошенко. Ну и потеряли достаточно крупный рынок продовольствия, торговых, строительных и иных услуг. Курортный потенциал даже можно не обсуждать — это очевидно.
«СП»: — Насколько это решение болезненно для российских банков? Много ли они теряют в реальности?
— Они теряют не очень много, но важно, что это же не их собственность —это государственная собственность, доверенная им в управление. Собственность государственная, а прибыли частные. Вот на этом противоречии все и строится.
«СП»: — Россия данное решение, понятно, не признает. Может ли Киев как-то попытаться исполнить его за границей, попытавшись отобрать российские активы в других странах?
— Они уже давно пытаются, правда, не очень успешно. Думаю, попытки будут продолжены.
— Решение суда по времени политическое, но по сути — с его точки зрения — справедливое, ведь юрисдикцию РФ данный суд в Крыму не признает. — Отмечает украинский экономист Вадим Коваленко.
— К слову, банки РФ мягко говоря не спешат открывать свои филиалы в Крыму. Объяснение простое — нельзя садиться играть в карты с шулером: в его лице западные партнеры РФ.
«СП»: — Таким решением Киев хочет окончательно покончить с российскими банками на Украине, захватив их имущество?
— Да, но тут возникает вопрос, как быть с облигациями — банки РФ со времен Януковича крупнейшие держатели ОВГЗ.
«СП»: — Почему российские банки так и не смогли полностью уйти из Украины?
— Их захватывали рейдерски, да и желающих купить не было. Кстати, другие иностранные банки тоже продать не могут, такие как OTP, BNP, Raiffaisen.
«СП»: — Что означает арест акций для банков?
— До решения судя теперь точно ничего продать не получится. Но и купить тоже, так что теперь дело затянется. Достаточно удобный повод для шантажа.
«СП»: — Кстати, в ВЭБ заявили, что будут судиться в Стокгольмском арбитраже. Даст ли это что-то?
— Если удастся доказать мошенничество Коломойского до 2014 года, то вполне возможно удастся что-то оспорить…
— Справедливости по отношению к России в украинском суде быть не может, поэтому, это весьма ожидаемое решение, — соглашается политолог Иван Мезюхо.
— Судебная система на Украине обслуживает политический режим Петра Порошенко. Она уже давно не является независимой ветвью власти. Национализация в Крыму — вынужденное и справедливое решение. Украинские кредитные организации обманули крымчан. Украинские банки никто не выгонял с полуострова. Напротив, им создавались условия для работы в российском Крыму, но они решили наплевать на жителей региона и свернули свою деятельность в Крыму и Севастополе. На полуострове множество крымчан, пострадавших от действий украинских банков.
«СП»: — Тяжба длится уже давно. Можно ли считать это финальной точкой или как, по-вашему, могут развиваться события далее?
— Это не финал. Полагаю, что пострадавшая сторона ещё будет пытаться найти справедливость в суде. Это дело затянется на годы. Это очевидно.
«СП»: — Начало всему этому положил иск Коломойского. Какие цели он преследовал? Могут ли другие украинские собственники попытаться судиться с Россией?
— Могут и возможно в какой-то отдалённой перспективе и будут судиться. Кстати, для Коломойского эти суды — отличный PR.
«СП»: — А кто еще и что потерял в Крыму?
— Те же украинские (бывшие крымские) политики Людмила Денисова и Андрей Сенченко после воссоединения Крыма с Россией потеряли предприятия, СМИ и объекты недвижимого имущества на полуострове. Коломойский — не единственный «пострадавший».
«СП»: — Что Москва может этому противопоставить?
— Мы можем лишь продолжить эту судебную историю. Надо готовиться к долгому судебному разбирательству и не обольщаться на счёт позитивного результата в итоге.
Выборы на Украине: Порошенко официально выдвинул свою кандидатуру на пост президента Украины