Пропавшего в конце января на Украине капитана Горбенко в родной Керчи никто не встречал. Об этом с некоторым удивлением — «А он вернулся?» — сказал корреспонденту «СП» один из сотрудников местной администрации. Потом, правда, вспомнил: «Ах, да, читал сегодня в новостях!», и посоветовал звонить в рыболовецкий совхоз им. Перового мая, к которому приписано судно «Норд».
Но встретить Владимира при всем желании было невозможно: домой возвращался он инкогнито. Не сообщил об этом даже самым близким своим людям — матери и жене. И случилось это не в минувшую субботу, а ещё две недели назад, 29 января!
Об этом «СП» рассказал Сергей Лесков, директор рыболовецкого колхоза им. Первого мая. Он стал первым после родных, с кем после многомесячного пленения встретился и пообщался капитан Горбенко.
— Володя позвонил мне в субботу утром, — рассказывает Сергей Алексеевич. — Я подумал, что он звонит из Мелитополя, где жил после освобождения из украинской тюрьмы у своих дальних родственников. Что, в общем, тоже было неожиданно. А он вдруг говорит: не можешь подъехать ко мне? Хочу забрать свою машину с территории колхоза, но так чтобы пока не «светиться». Решил, что Володя шутит. Никаких ведь известий о нем в последнее время не было. Больше того, в «незалежной» успели даже дело завести о его внезапном исчезновении. В общем, бросил я все дела и помчался к нему. Встретились. Обнялись. Потом, когда ехали в наш «Первомай», он мне рассказал кое-что из своей одиссеи.
«СП»: — Помните, о чем был ваш первый вопрос к нему?
— Он меня вопросами засыпал! В частности, о товарищах с «Норда». Сначала рассказал, как решился отправиться домой вопреки всему — слежке, которую установили за ним на «той территории», возможным проблемам по дороге к границе с РФ, на пограничном КПП.
«СП»: — Извините, уточню: прошла информация, что добирался Горбенко до Крыма через Херсон. Получается, сделал огромный крюк…
— Нет, через город Новая Каховка, что в Херсонской области. Из Мелитополя туда прямая дорога. А оттуда — в приграничный Армянск. Как добирался? На «перекладных». Главное было, как сказал, не суетиться. Признался: безумно устал от того, что давно не видел близких, от долгого безделья, от этой постоянной слежки как за каким-то бандитом… Проснулся однажды утром в конце января, оделся, вышел из дома, где его приютили, и отправился на автобусную станцию. Проедет немного, пересаживается на другой транспорт. Так и добрался до границы. Было ранее утро, погода зябкая, явно уставшие украинские погранцы. Всё удачно сошлось!
«СП»: — А деньги на билет, ночлег, питание дали родственники?
— Он же им ничего не говорил о своем решении ехать домой! И опасался, что начнут отговаривать, и подставлять их не хотел. А деньги я ему регулярно высылал — часть его зарплаты и плюс на прожитие в чужом краю. Другую часть переводил на карточку жене, которая оставалась одна с тремя детьми. Ежемесячно все это время выплачиваю оклады всей команде «Норда». Помогают знакомые бизнесмены и — неравнодушные люди, спасибо им!
«СП»: — Изменился Горбенко за то время, что вы не виделись?
— Выглядит очень усталым. Психологически, конечно, ему было очень тяжело. Особенно, когда стоял с русским паспортом на украинском КПП. Риск был огромный. Я так думаю, на грани нервного срыва. Его могли ведь сразу схватить, опять запрятать в тюрьму, закатить скандал на весь мир… А чисто внешне Володя немного прибавил в весе. Он ведь столько времени ничего не делал, отлученный от любимой работы. Растолстеешь тут.
«СП»: — Две недели, как приехал, и никому ничего не сказал?!
— Да ведь непонятно было, как отнесутся к его «самоволке», скажем так, на Родине, в России. Вдруг, станут упрекать, что нарушил что-то тем самым?
«СП»: — Ну, да, и вызволять не пытались (или пытались, но неуспешно?), и помогать не спешили… Он в этом Мелитополе на годы мог «зависнуть» с такой «расторопностью» наших властей.
— По счастью, всё обошлось. Думаем через короткое время собраться всем экипажем, отметить завершение эпопеи с «Нордом».
«СП»: — Сам «Норд"-то ещё в плену.
— Надеюсь, и судно вызволим!
Сам Владимир Горбенко, как и его жена, мать, на связь с журналистами пока не выходят. Для них возвращение мужа и сына тоже стало полной неожиданностью, пусть и приятной. Жена, как мне рассказали её керченские знакомые, почти неделю буквально рыдала — сказалось напряжение последних месяцев и полная неясность в ситуации с мужем.
Кто ещё, кроме директора Лескова, пообщался с капитаном, так это кок «Норда» Ирина Оборина.
— Он сейчас приходит в себя от пережитого, — сообщила Ирина Анатольевна корреспонденту «СП». — Отдыхает. О встрече всей командой пока говорить рано. Но обязательно, конечно, соберемся. Хорошо бы теперь вернуть наше судно. Хотя, насколько я знаю, украинская сторона сняла оттуда всю технику — и корабельную, и рыболовецкую.
«СП»: — «Норд», я помню, был выставлен на аукцион?
— И не один раз. Вряд ли кто захочет приобрести его после случившегося. Так, что, надеюсь, удастся вернуть. Про капитана тоже говорили: нереально его дождаться. А вот же — пришел домой!
И тут вопрос, волнующий всех — как Владимир Горбенко, в отношении недавней пропажи которого украинскими силовиками было возбуждено уголовное дело, мог так спокойно пересечь российско-украинскую границу? Неужели там творится такой бардак, что настолько медийная фигура не привлекла к себе никакого внимания украинских пограничников? Но бардаком, по словам заведующего лабораторией геополитических исследований Института географии РАН Владимира Колосова, там и не пахнет.
— У украинских пограничников имеется в наличии вся информация о лицах с судимостями и гражданах, находящихся в розыске. Я знаю случаи, когда людей задерживали просто потому, что их имена и фамилии совпадали с разыскиваемыми на Украине личностями. И каким образом данных Владимира Горбенко не оказалось в этом списке — большой вопрос.
Принимая во внимание всю эту информацию, вывод о том, что в отношении капитана «Норда» готовилась какая-то провокация, которая по каким-то причинам так и не была осуществлена, отнюдь не кажется фантастическим. Подобная мысль, кстати, уже была высказана, в частности, депутатом Госдумы Натальей Поклонской. Некоторые сторонники конспирологических теорий поспешили заявить, что Владимир Горбенко «пропал» отнюдь не случайно. Например, его могли убить, «неожиданно» выявив тот факт, что под личиной мирного капитана гражданского судна скрывался очередной «майор ГРУ» и, естественно обвинив Россию в том, что она «заметает следы» и «устраняет провалившихся агентов». Как вариант — его вполне могли за время «исчезновения» завербовать и вернуть на территорию России как «засланного казачка» (эдакий симметричный с точки зрения Украины ответ на возвращение домой Надежды Савченко).
Однако президент Центра системного анализа и прогнозирования в Украине Ростислав Ищенко уверен: дело обстоит гораздо проще.
— Просто вдумайтесь — кто такой капитан «Норда»? Зачем его вербовать? Что он может рассказать? Как в Крыму ловят рыбу? Даже если его вдруг пригласит в Кремль Владимир Путин и вручит какую-нибудь награду, он что, сможет раскрыть планировку Кремля? Даже если предположить, что он там все-таки дал какую-то подписку, то ведь после пересечения границы он вполне спокойно может заявить, что его заставили это сделать.
«СП»: — Может, его планировали убить и использовать эту ситуацию в политических целях? Например, заявить, что он был шпионом?
— Допускаю, что его вполне могли убить, но этому помешала поднявшаяся в российских средствах массовой информации волна интереса к факту его пропажи. Когда на Украине это увидели, то поняли, что концы рано или поздно найдутся, у СБУ поинтересуются — ребята, а как же так вышло, что вы человека охраняли-охраняли, из страны не выпускали, а он просто взял и пропал без следа?
Да, дело Скрипалей показывает, что обвинить можно кого угодно в чем угодно. Заявить, например, что в Англию приезжало все ГРУ в полном составе, даже с резервистами. Но Украина — не Великобритания и не США, ей на слово не верят, понадобятся доказательства и аргументы для ответа на вопрос, почему СБУ этот момент проморгала. Так что самое логичное, что можно было тут предпринять — вообще самим привезли его к границе и сказать, чтобы шел «вон в том направлении» и не возвращался. Кстати, именно так СБУ частенько поступала в 2014 году в отношении активистов Донбасса. Обратите внимание, ведь когда Горбенко вдруг «пропал», СБУ не очень сильно была обеспокоена этим фактом. Видимо, они прекрасно знали, где он находится, что делает и как себя ведет.
«СП»: — Сам Владимир Горбенко упоминал, что ранее ему поступало предложение вернуться в Россию по украинскому паспорту. Зачем это было нужно?
— Во-первых, всех моряков «Норда» постоянно склоняли к тому, чтобы те признали себя гражданами Украины, поскольку они из Крыма. Им обещали, что после этого их сразу же отпустят. Однако я думаю, что сразу же после этого их, наоборот, тут же бы посадили, потому что как гражданам России им никаких обвинений предъявить было ни в чем нельзя. А вот как гражданам Украины — можно. И, полагаю, раз они все от этого отказались, то адвокаты хорошо поработали. Рискну предположить, что Горбенко, если бы он пересекал границу по украинскому паспорту, тут же бы арестовали и предъявили новые обвинения. А российскому консульству сказали бы — позвольте, а какое вы, собственно, имеете отношение к гражданину Украины?
Во-вторых, пересечение границы по украинскому паспорту дало бы повод украинской власти говорить — видите, Россия в Крыму принудительно заставляет украинских граждан получать российские паспорта, но когда они оказываются на нашей территории, то сразу же признают себя снова украинцами.
Такая трактовка событий экспертом убедительно доказывает, что в деле с задержанием «Норда» Украина не только не извлекла для себя никакой политической выгоды, но и в очередной раз выставила себя в крайне неприглядном свете. Ведь, по словам профессора НИУ ВШЭ, экс-советника управления президента РФ по внутренней политике Олега Матвейчева, от начала и до конца во всей этой истории для украинской стороны никаких выгод не было.
— Никаких положительных эффектов в деле «Норда» ни для Порошенко, ни для украинских спецслужб я не вижу, — констатировал он. — И с захватом они, так сказать, лопухнулись, получив огромное количество негатива, и «ответка» им быстро прилетела в виде мер, которые впоследствии приняла Россия, в том числе и в Азовском море. Да и для самих украинцев вся эта история совершенно по-дурацки выглядела.
Впрочем, уверен руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, несмотря на то, что с «Нордом» у украинцев, что называется, не выгорело, в самое ближайшее время России однозначно стоит ждать каких-то новых провокаций в свой адрес.
— Действующий президент Украины имеет далеко не самый высокий рейтинг среди населения, — пояснил эксперт. — Для того, чтобы консолидировать украинское общество, власти необходим внешний враг и, соответственно, какие-то якобы агрессивные действия со стороны России. Поэтому Порошенко и его команда просто должны придумать какую-то провокацию для повышения рейтинга, в противном случае он не выйдет даже во второй тур. Ему нужно как-то активизироваться и раскачать ситуацию. Обострение ситуации, полагаю, либо будет на Донбассе, либо как-то связано с военными кораблями в Керченском проливе. Где точно это произойдет, пока сказать затруднительно, но это произойдет однозначно.
Справка «СП»
Российское рыболовецкое судно «Норд» с десятью членами экипажа на борту было захвачено украинскими пограничниками 25 марта 2018 года в нейтральных водах Азовского моря. В отношении девяти членов экипажа были возбуждены административные дела. Десятый член экипажа — капитан Владимир Горбенко — был сегодня арестован судом на два месяца.30 октября 2018 года семерых моряков «Норда» обменяли на экипажи украинских судов «ЯМК-0041» и «ЯОД-2105», задержанных ранее российскими пограничниками за браконьерство. Ранее два члена экипажа смогли выехать с Украины по российским паспортам, выданным взамен конфискованных украинскими силовиками.
Новости политики: Украинцы поняли, что их ждет в случае обрушения Крымского моста
Кризис на Украине: Кого назначат президентом Украины