Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Новости Украины
4 апреля 2019 13:30

Москва протянула Киеву руку, а в ответ получила фигу

Россия решила демонстрировать дружелюбие перед захлопнутыми дверями

11233

Российское федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) предложила властям Украины провести переговоры по поводу возможности возобновления авиасообщения в полном объеме. Об этом вечером 3 апреля сообщили в пресс-службе Росавиации.

«В ответ на запрет прямого чартерного воздушного сообщения властей Украины между нашими странами предлагаем провести переговоры и возобновить воздушное сообщение на регулярной и чартерной основе между Россией и Украиной в полном объеме», — отметили в ведомстве. Там уверены, что их предложение отвечает интересам обоих государств и авиапассажиров.

Об отмене нерегулярного авиасообщения между Украиной и Россией, за исключением рейсов, необходимых для обеспечения действий миссий международных организаций, ООН, ОБСЕ и Красного Креста, стало известно ранее в тот же день. Такое решение киевские власти приняли якобы с целью защиты государственной безопасности после того, как в МВД проанализировали поездку в Москву кандидата в президенты Украины Юрия Бойко и главы политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука.

«Он (Бойко — ред.) воспользовался лазейкой в нашем законодательстве, получил добро от ФСБ России, и прямым перелетом Киев — Москва попал на переговоры с премьер-министром страны-агрессора», — пояснил министр внутренних дел страны Арсен Аваков.

Читайте также
Урок для Кремля: Украину выиграть невозможно, её можно только проиграть Почему на Западе и в Москве верят в «пророссийскость» Зеленского

Речь идет о поездке двух оппозиционных лидеров в российскую столицу на встречу с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, совершенной накануне первого тура голосования на выборах президента Украины 22 марта. Бойко и Медведчук провели переговоры с российскими чиновниками о восстановлении торговых отношений между двумя государствами, а также о возможности переподписания договора о транзите газа через Украину, действие которого истекает в 2019 году, и возможности заключения прямого контракта на поставки топлива, который позволит Киеву отказаться от невыгодной реверсной схемы.

Поездка Медведчука и Бойко вызвала многочисленную критику в Киеве, политиков обвинили в предательстве и предвыборном популизме. Речь шла даже о возможности заведения уголовного дела, о чем 27 марта сообщил генеральный прокурор Юрий Луценко.

На заседании совета министров Луценко подчеркнул, что «законная реакция» на визит в Москву «не замедлит произойти». «Сегодня будет зарегистрировано производство о незаконном пересечении границы. Но вопросы есть не только к аэрослужбе, но и к пограничной службе, которая выпустила этих лиц вопреки установленному порядку», — заявил генпрокурор.

О проведении правовой проверки визита в Россию политиков заявили также в СБУ. Впрочем, пока до реальных уголовных дел в отношении политиков так и не дошло.

Однако на этом «цирк», устроенный украинскими властями в ответ на инициативу оппозиционеров не закончился. Стало известно о том, что уголовное дело было заведено в отношении сотрудников Госпогранслужбы и Госавиаслужбы, которые выдали разрешение на пересечение границы. Как заявили в Государственном бюро расследований, речь идет о факте возможного злоупотребления властью или служебным положением.

В Государственной авиационной службе Украины заявили, что не было никакого основания отказать в вылете самолету, в котором находились Бойко и Медведчук.

«Решая вопрос о предоставлении разрешений на выполнение соответствующих полетов, работники Госавиаслужбы действовали исключительно в пределах компетенции и на основании тех нормативно-правовых актов, регламентирующих соответствующие процедуры», — как сообщает «Укринформ», заявил начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Игорь Зелинский.

Он сообщил, что по действовавшим на тот момент правилам воздушное пространство Украины закрыто для прямых и транзитных перелетов российских авиакомпаний, а также воздушных судов, зарегистрированных в России. Представитель Госавиаслужбы также добавил, что ведомство помогает расследованию всем необходимым.

Напомним, регулярное авиасообщение между Россией и Украиной отсутствует с 2015-го года, когда в отношении ряда российских авиакомпаний, среди которых «Аэрофлот», «Россия», «ВИМ-Авиа», «Газпром-Авиа», Red Wings, «Уральские авиалинии», «Якутия», начали действовать украинские санкции — перевозчикам запрещено летать на Украину. Тогда же Москва ввела полный запрет на использование российского воздушного пространства украинскими авиакомпании.

Напомним также, что украинские власти неоднократно высказывались в пользу отмены железнодорожного и автобусного сообщения с Россией. На сегодняшний момент практически все поезда, которые приходят в Россию из городов Украины — формирования «Укржелезницы», к тому же количество поездов значительно уменьшилось.

Будут ли ужесточаться эти меры? Пойдет ли Киев на полный разрыв пассажирского сообщения? Отмену чартеров можно назвать первым шагом в этом направлении? А как тогда понимать инициативу «Росавиации»? Троллинг?

— Ну а почему нет? — считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.

— Россия демонстрирует, что это не она воюет с Украиной, а Украина воюет сама с собой.

«СП»: — И что ответит Киев?

— Конечно, отвергнет предложение. Не для того Киев так долго отгораживался от России, чтобы снова ломать сооружённые уже преграды.

«СП»: — Отмена чартеров что-то изменит?

— Да не очень-то этими чартерами пользовались в последнее время. Да и сейчас по олигархам, нет-нет да летающим из Киева в Москву, это не сильно ударит. Будут залетать на территорию Белоруссии и лететь оттуда уже в Россию. Это лишних минут 5−10 полёта.

«СП»: — К чему вообще весь этот цирк вокруг полета Бойко и Медвечука? Предвыборный пиар?

— Я не думаю, что это как-то отразится на выборах. Да просто надо было как-то отреагировать, найти крайних. Вот и нашли пограничников. А те ответили, что закон пока дозволяет нерегулярные рейсы. Вот отменили и их.

«СП»: — Пойдут ли в Киеве дальше? Отменят ли железнодорожное и автобусное сообщение?

— Ну, Омелян (министр инфраструктуры Украины — ред.) давно уже грозится, что в Москву только на медведях можно будет ездить. Он даже заявлял, что распоряжение кабмина давно готово. Но видите, почему-то не отменили до сих пор…

— Вряд ли при этом президенте прямые полеты будут восстановлены, — считает политолог Александр Дудчак.

— Да и при новом, если такой будет, судя по риторике его советников, тоже шансов не много. Отсутствие прямого авиасообщения — вредная глупость, и наносящая вред в первую очередь гражданам Украины и украинским авиаперевозчикам. Люди так и не перестали летать, но вынуждены больше платить, а украинские авиакомпании несут убытки. Россия и сегодня демонстрирует стремление к налаживанию отношений, к восстановлению взаимовыгодных, прагматичных экономических связей с Украиной, а украинская власть все свои действия приправляет соусом, так называемой политической целесообразности — выгодной исключительно лишь самой власти.

«СП»: —По кому ударит отмена чартеров?

— Можно ли это назвать ударом? То незначительное количество людей, имеющих возможность летать своими самолетами или специальными чартерами напрямую в РФ, будет летать и дальше, но теперь также, как и простые авиапассажиры помогать белорусской экономике. Такое впечатление, что в Киеве засело активное белорусское лобби.

«СП»: — А кто-то реально выиграет от этого?

— Никому заметной выгоды это не принесет. Даже тем, кто изобретает такие методы борьбы с конкурентами. Наоборот, тем самым они демонстрируют свою слабость, опускаясь до таких мелочных разборок с конкретными людьми, пользуясь своим служебным положением.

«СП»: —Чартеры на Украине решили отменить после полета Медведчука и Бойко. А раньше они не смущали? Или это предвыборный ход?

— Это еще раз демонстрирует избирательный подход киевской власти — и к правосудию, и в вопросах изменения законодательства, когда законы принимаются с целью наказания конкретного человека (как в случае с судилищем в отношении бывшего Президента Украины Януковича) или назначения на определенный пост человека, не имевшего до того такого права (как в случае с назначением Луценко на пост Генпрокурора). Можно вспомнить и изменение Конституции, как рекламный, но совершенно бестолковый ход в предвыборной кампании Порошенко, о стремлении Украины в ЕС и НАТО, и «законы Савченко» и многое другое.

«СП»: —Если это предвыборный ход, не слишком ли идиотский? Дошло до обвинений пограничникам и сотрудникам аэропорта…

— Это не добавит очков нынешней власти во втором туре президентских выборов. Но чувство мести у них сильнее стремления к соблюдению законов…

— Порошенко рискует проиграть президентские выборы, — напоминает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Точнее говоря, трудно представить, как он их может выиграть. Существует высокая вероятность того, что при Зеленском связи между Украиной и Россией будут частично восстановлены. Хотя рассчитывать на какие-то серьезные перемены к лучшему не стоит, все же можно надеяться на то, что транспортное сообщение возобновится. Поэтому очень важно, что Росавиация продемонстрировала добрую волю, несмотря на очередное решение действующего украинского руководства, направленное на то, чтобы еще больше осложнить нынешнее положение дел.

Читайте также
Между Зеленским и Порошенко: Судьбу Донбасса решит Америка, а не Москва Позволят ли новому президенту прекратить конфликт на юго-востоке Украины

«СП»: — Кто реально больше потерял от остановки авиасообщения? А кто теперь потеряет после запрета чартеров?

— Трудно сказать, насколько серьезные потери понесли российские компании, но украинские авиаперевозчики достаточно серьезно пострадали от запрета на авиасообщения с Россией. Запрет чартеров — это, скорее, символический жест, который не приведет к сколько-нибудь значимым экономическим последствиям. Но крупным украинским предпринимателям, продолжающим вести дела с российскими партнерами, он, наверное, может создать дополнительные трудности.

«СП»: — А кто выиграет? Хоть кто-то то выиграет от этой ситуации?

— Белорусские экономические структуры научились извлекать выгоду из решений украинской и российской власти, направленных на ограничение транспортных коммуникаций и экономических связей. На этот раз они также, наверняка, что-нибудь придумают.

«СП»: — Зачем вообще нужен был этот спектакль с делами против Бойко и Медведчука? С наездом на пограничников и сотрудников аэропорта? Почему раньше чартеры никому не мешали?

— Порошенко нужно показать, что на Украине действует множество «кремлевских агентов», которые только и ждут возможности продать Москве государственный суверенитет. Поэтому в такой ситуации необходимо проголосовать за действующего президента, который является единственным подлинным противником российской власти. Чартеры, разумеется, никому не мешают и не представляют опасности для украинской государственности, как, впрочем, и регулярные авиарейсы. Если бы Порошенко не оказался сегодня в крайне опасной ситуации, возможно, о них так бы и не вспомнили.

«СП»: — Что дальше? Будут ли ужесточать вплоть до отмены ж/д и автобусного сообщения? Есть ли в этом смысл и почему до сих пор не сделали?

— Порошенко, несомненно, будет стремиться усилить напряженность в российско-украинских отношениях. И главная опасность состоит в том, что он, скорее всего, не станет ограничиваться транспортными сообщениями, а попытается предпринять какие-то действия, способные резко усилить украино-российское противостояние.

Новости Украины: Порошенко и Зеленский устроят дебаты на стадионе

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня