Итак, выборы на Украине закончились. С большой долей вероятности уже можно утверждать, что победа во втором туре президентских выборов на Украине достается Владимиру Зеленскому, несмотря на то, что поздно вечером в субботу его кандидатуру неадекватные украинские адвокаты пытались снять с предвыборной гонки, что уже просто отдавало украинским бредом.
Итак, по предварительным данным exit poll за шоумена Владимира Зеленского отдали свои голоса 72,7% избирателей. Действующий президент Пётр Порошенко набирает 27,3%. По другим данным за Зеленского проголосовали 73,2% избирателей, за действующего президента — 25,3%. Вычеркнули обоих или испортили бюллетень 1,05%.
На выборы пришла, по последним данным, более 62% избирателей «незалежной», что рекордно для Украины. Как рассказали нам жители Украины, на этих выборах было очень много молодежи, тех, кто больше всего боится за свое будущее и понимает, что режим Порошенко им ничего не даст. Итак, Зеленский лидирует. Причем во всех регионах страны.
Впрочем, в поражении Порошенко в Киеве никто не сомневался с самого начала, и даже, сам экс-президент, который выкинул белый флаг, заявив накануне, что «примет любого победившего президента». В Москве, судя по реакции в соцсетях, тоже «определились» с выбором украинского президента и симпатизируют бывшему «кавээнщику». Впрочем, даже при определенных ожиданиях от Зеленского, в России руководствуются лишь фразой «хуже не будет» и собираются внимательно понаблюдать за его первыми шагами, но не более того. В нынешней ситуации со «сменой караула» на Украине важнее то, чего ждут сами украинцы от своего нового президента. Они выбирают, им и жить с этим.
То, что Петр Порошенко за время своего сумбурного и непредсказуемого правления довел Украину до ручки, опустив уровень жизни на небывалую «высоту», развалив экономику, промышленность, сельское хозяйство — видно и очевидно, а сами украинцы прочувствовали это на своем кошельке.
Тем не менее, у Порошенко был основной «конёк» — евроинтеграция, поворот лицом к Западу, о чем он говорил неустанно и что ставит себе в заслугу до сих пор. Помните популярный слоган 2014 года: «Украина — це Европа»? Все остальное оказалось вторичным, даже прыгалки на майдане под скандирование: «Хто не скаче — той москаль!», были скорее даже не против России, а за Европу. Люстрация, с сажанием чиновников в мусорные баки, борьба с коррупцией, война на Донбассе и обещания «вернуть Крым» были лишь отвлекающими факторами. И бросив в народ косточку с европейским запахом, Порошенко верно тогда сыграл на желаниях людей что на западе, что на востоке страны — электората за него в итоге проголосовавшего. Хотели Европу — вот она вам, пусть и в несколько кастрированном виде.
В отличие от Порошенко, у Зеленского такого объединяющего, пусть даже эфемерного, лозунга нет, по крайней мере, пока — не успели еще придумать. Вряд ли можно считать программными слова вице-президента о том, что «начинается новая жизнь, нормальная, без коррупции, без взяток». Самому наверно за кулисами смешно стало от подобной шутки. Для предвыборных лозунгов еще сойдет, но никак не для человека, который ближайшие пять лет будет возглавлять и, вот какая неприятность, еще и руководить Украиной. Сам Зеленский сказал, что больше одного срока он этот «незалежный воз» тянуть не собирается и вообще видит Украину парламентской республикой, где роль президента нивелирована и позволяет заниматься личными хобби.
Без четкой и продуманной программы развития страны новому президенту Украины придется поначалу использовать «наработки» предшественника. Поход на Европу не отменяется, членство в НАТО остается в мечтах (с обязательным проведением референдума), «своими землями не разбрасываемся» — это про «оккупированный» Донбасс и компенсацию от России за «агрессию», ну и прочее бла-бла-бла из риторики Порошенко. Ничего нового, хотя бы про снижение цен на сало пошутил.
Впрочем, еще в предвыборной программе Зеленский рассказал «об Украине своей мечты» — стране, где стреляют только салюты, где можно быстро открыть бизнес, получить загранпаспорт, где все получают достойные зарплаты и пенсии, а коррупционеры сидят в тюрьмах. Пообещал он сделать состоятельным каждого гражданина страны — это же мечта каждого украинца. Добиться этого, по мнению Зеленского, можно за счет введения «нулевой декларации» для бизнеса, когда каждый сможет за 5% задекларировать и легализовать свои доходы. Заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал, провести детенизацию экономики и свободу конкуренции. Развивать внутреннее производство, обеспечить долгосрочное доступное кредитование, формировать прозрачный рынок земли. Ну и вообще бомба — перевести государство на собственные энергоресурсы. Очарованные такими обещаниями украинцы пропели: «Оставайся мальчик с нами — будешь нашим королем».
Как все это сделать, Зеленский пока и сам толком не представляет — он не то что не вырос из коротких штанишек, он эти штанишки даже еще не примерил. «Болезнь роста» на президентском посту ему гарантирована, как впрочем, и любому другому лидеру, который на столь высокий пост взлетает даже для себя неожиданно.
— Владимир Путин, вызванный из Петербурга и стремительно прошедший в Москве ступени директора ФСБ, секретаря Совбеза, главы правительства, когда был назначен «уставшим» Ельциным исполняющим обязанности президента России, тоже пребывал в растерянности, — рассказывает политтехнолог Сергей Виноградов. — Первое время он ночи напролет просиживал в кабинете и не мог представить, как же ему распорядиться даже не полученной должностью, а страной в целом. «Что лучше можно сделать для России?», — спрашивал он окружающих, которых тогда еще нельзя было назвать его командой, и искренне переживал от непонимания многих вопросов. Трудно сейчас представить, но Владимир Владимирович, «великий Пу», походил на растерянного первоклассника, которого посадили за парту, но забыли позвать учителя. Это уже потом он «перетянул» на свою сторону армию, произнес знаменитое «будем мочить в сортире», медленно, но упорно выстроил вертикаль власти по всей стране. Почти двадцать лет ему потребовалось, чтобы стать тем Путиным, которого мы сейчас имеем.
Зеленский не станет «как Путин», по крайней мере, в обозримой перспективе. Во-первых, потому, что у него нет мотивации стать лидером нации. Во-вторых, он всегда будет оглядываться на тех, кто его на президенство и продвинул. В-третьих, у него нет своей сплоченной команды единомышленников, за исключением коллег по шоу-бизнесу. В-четвертых, нет ни политического, ни экономического опыта, без которых расчистить «авгиевы конюшни» Украины просто невозможно. В-пятых, на его стороне нет ни армии, ни прочих силовых структур, а «бывшие» будут всячески пытаться вставить палки в колеса неопытному политику. Даже если представить, что Зеленский сумеет в итоге достойно пройти все эти испытания и действительно сможет добиться положительной динамики развития Украины, таким «как Путин» он все равно не станет, потому что не занимается… самбо. Это уже шутка для репертуара самого Зеленского — дарю.
— Не суждено стать Зеленскому и «как Макрон», — продолжает тему сравнений доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Президент Франции не выпрыгнул на политическую арену как черт из табакерки, он успел побыть в ранге министра экономики страны, имеет опыт банковской деятельности, возглавлял центристское движение «Вперед!» и претендовал на роль «нового де Голля». Опять же таки наивно сравнивать Францию, занимающую 7-е место среди стран с высокоразвитой экономикой, и Украину, которая получила «почетное» 6-е место среди худших экономик мира. И если Макрону пеняют на отставание в развитии от Германии и урезание социальных льгот внутри страны, то будущий список неудач Зеленского окажется гораздо шире.
В чем пока преуспевает Украина, так это в том, что является крупнейшим получателем переводов в регионе, которые в прошлом году составили рекордную сумму в 14 миллиардов долларов. Произошло это за счет продолжающегося роста экономической активности в Польше, России, Испании и США, тех стран, которые являются главным источником переводов средств на Украину. То есть граждане Украины в целом зарабатывают за ее пределами гораздо больше, чем внутри страны. Это весьма опасная ситуация для экономики самой Украины, где нет возможностей для внутреннего развития. У части людей, «поуехавших», деньги в кубышке есть, а у «пооставшихся» они отсутствуют. Это потенциальная часть протестного электората, которая вскоре наверняка спросит своего президента о подобной несправедливости и с готовностью наденет жилеты какого-нибудь цвета.
Президентские выборы на Украине (второй тур) стартовали в 8.00 утра 21 апреля — порядка 30 тысяч избирательных участков будут работать до 20.00. Еще украинцы смогут проголосовать на 101 участке, организованных в 72 странах, кроме России, где украинский ЦИК еще 31 декабря 2018 года, в день начала избирательной компании, ликвидировал все пять участков для голосования, которые ранее находились в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новороссийске. Около 3 миллионов украинцев, находящихся в РФ, были фактически лишены права выборы главы государства. Все логично — большая их часть проголосовала бы сейчас именно… против Порошенко.
Согласно социологическим данным Киевского международного института социологии (9 — 14 апреля), за лидера партии «Слуга народа» Владимира Зеленского во втором туре готовы проголосовать почти втрое больше избирателей, чем за президента Петра Порошенко. Среди тех, кто определился с выбором, начинающего политика намерены поддержать 72,2% опрошенных, действующего главу государства — 25,4%. Вскрытие (урн), как говорится, покажет — окончательный подсчет голосов должны озвучить до 1 мая.
Выборы на Украины: На Украине пьяный мужчина «заминировал» избирательный участок