Политика / Регионы

Кремль свалит свои провалы на губернаторов, а регионы раздаст олигархам

Новые критерии оценки деятельности глав регионов возвращают страну к крепостному праву

11002
На фото: президент России Владимир Путин (в центре на втором плане) во время встречи с избранными главами регионов РФ в Кремле, 18 сентября 2018 года
На фото: президент России Владимир Путин (в центре на втором плане) во время встречи с избранными главами регионов РФ в Кремле, 18 сентября 2018 года (Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Сегодня на официальном портале правовой информации был опубликован Указ президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Приложение к этому документу содержит 15 конкретных критериев, на которые будет опираться федеральный центр в этой деятельности:

  • Уровень доверия к власти.
  • Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
  • Численность СМП и индивидуальных предпринимателей.
  • Производительность труда в несырьевых секторах.
  • Уровень реальной зарплаты.
  • Объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов).
  • Уровень бедности.
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  • Естественный прирост населения.
  • Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  • Уровень доступности жилья.
  • Доля городов с благоприятной средой.
  • Качество окружающей среды.
  • Уровень образования.
  • Доля автомобильных дорог.
    Читайте также
    «Единую Россию» научат пенсионеров любить «Единую Россию» научат пенсионеров любить Как самая непопулярная реформа партии власти изменила политический расклад в стране

Стоит отметить, что все перечисленные KPI совпадают с темами нацпроектов, созданных на основе так называемых майских указов президента.

Методика расчета первого критерия должна быть разработана администрацией президента до 1 июня, после чего ежегодно до 1 марта президенту будет поступать отчет о значении этого показателя. Остальные методики оценки должно разработать правительство совместно с рабочими группами Госсовета. Подразумевается, что достигнутые регионами по всем пунктам показатели будут положены в основу распределения региональных грантов.

Обсуждая с корреспондентом «СП» этот документ, руководитель политической экспертной группы, политолог Константин Калачев отметил: населению эти критерии должны понравиться, потому как на первый взгляд вроде бы все справедливо и спорить не о чем. Вот только население не располагает информацией о реальных возможностях того или иного губернатора.

— Губернатор же у нас не всемогущ, — констатировал он. — Его возможности сильно ограничены. Это, конечно, здорово, если губернатор будет драйвером развития той или иной территории, лоббистом и защитником ее интересов, но регионы обеспечены ресурсами по-разному. Кому-то из новых глав достаются в наследство долги и дефицит бюджета, предбанкротное состояние или даже внешнее управление. Сравните, например, какими возможностями обладает Ямало-Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область. Какие рычаги есть у губернаторов обделенных ресурсами регионов? Той же Курганской области?

При этом, как уже «СП» сообщала ранее, эксперт подчеркнул, что по-хорошему начинать надо было бы с головы, с разработки критериев качества работы российского правительства. Или хотя бы делать это параллельно. Конечно, с точки зрения политического пиара в условиях отсутствия реального экономического роста на губернаторов очень удобно валить все, однако не следует забывать, что кандидатов на эти посты становится все меньше, так как в России здорово умеют демонстрировать мотивационные «кнуты», а вот со стимулирующими «пряниками» в стране серьезная напряженка.

Но, видимо, истинные мотивы появления подобного документа тут кроются совсем не в вопросах политического пиара. Похоже, они гораздо глубже и серьезнее. О них рассказал «СП» руководитель Лаборатории социально-политических технологий Алексей Неживой.

— Если раньше федеральная политика в регионах, — говорит эксперт, — строилась на взаимодействии с местными элитами, с помощью так называемых региональных инструментов, то сейчас осуществляется переход на так называемую корпоративную схему управления. Проще говоря, регионы раздаются корпорациям. Такие-то, например, «Газпрому», такие-то «Роснефти», такие-то кому-то еще. Причем это не обязательно государственные корпорации, частные могут быть тоже, тот же «Лукойл», к слову. Таким образом, за состояние дел в конкретном регионе России отвечать будет конкретная крупная корпорация.

«СП»: — Простите, и за губернаторов тоже она будет нести ответственность?

— Конечно. Когда корпорация получает, так сказать, в управление тот или иной ресурс, она назначает туда и губернатора, и всю его команду. Возьмем все недавние политические конфликты в Хакасии, Хабаровске, во Владимире, на Дальнем Востоке и то, что происходит сейчас в Архангельске. Это как раз конфликты между федеральной и местной элитой.

«СП»: — Принимая во внимание, что каждой конкретной корпорацией, как правило, руководит конкретный человек, сами собой напрашиваются аналогии с раздачей сеньором земель во владение своим верным вассалам…

— Да, это так и есть. Единственный нюанс заключается в том, что корпорация сама по себе — это некая пирамида, просто опосредованная неким лицом. И ей, в свою очередь, устанавливаются критерии, за которыми она должна следить в полученном на кормление регионе.

«СП»: — И в чем тут смысл?

— Главная задача одна на самом деле — обеспечить стабильность существующей политической системы. Таким образом элита пытается оптимизироваться под конфликтные условия взаимодействия с Западом, компенсировать выброс России как супердержавы из мировой экономики.

«СП»: — То есть, учитывая недавние победы на региональных губернаторских выборах кандидатов не от партии власти, федеральный центр под видом таких критериев оценки деятельности получает в свое распоряжение дубину, которой можно в любой момент стукнуть, образно выражаясь, неугодного политика по темечку? Ведь взять хотя бы первый критерий в списке — уровень доверия к власти. О каком доверии, например, может идти речь в той же Архангельской области, где уже в прямом смысле слова жгут мосты, пытаясь остановить стройку полигона под Шиесом для приема коммунальных отходов из Москвы?

— Да. Причем она может применяться необязательно только к губернаторам, находящимся в оппозиции к партии власти. Повторюсь, это инструмент обеспечения стабильности. То, что последние губернаторские выборы прошли кое-где не по плану, это следствие противостояния с местными элитами. И этот вопрос не исчерпан, он будет дальше продолжаться. Правда, ни к чему хорошему это не приведет.

«СП»: — Другими словами, федеральная российская элита, выкинутая из мирового сообщества, начинает в целях выживания пожирать местные элиты? Как пауки в банке?

— Да. Идет монополизация. Разделение всего экономического пирога более узким кругом, приближенным к центру.

Читайте также
Медведев приказал зарплатам встать с колен, но уже поздно Медведев приказал зарплатам встать с колен, но уже поздно Премьер хочет увеличить долю оплаты труда в ВВП с 50% до 60%, чтобы спасти свое правительство

«СП»: — Ну и какие же политические перспективы у такой стратегии?

— Не хотелось бы громких политических заявлений, но, полагаю, тут уместно вспомнить и «черных полковников» в Греции. При такой системе очень узкая система будет пытаться удержать всю страну. Но ведь мало, так сказать, «забрать» регион. Его же еще надо удержать. И здесь нужны люди-профессионалы, люди, способные приехать и решить вопрос. А эта скамейка у нас сейчас практически пустая, на каждый регион толкового управленца не найдешь. Это первый момент. А второй заключается в том, что корпорации экономически интересен только тот регион, который располагает тем или иным ресурсом. И чем хуже будет экономическая ситуация, тем меньше внимания «кураторы» будут обращать внимание на население.

Взять хотя бы ситуацию в той же Архангельской области. Сожженные мосты — это, образно выражаясь, первая ласточка. Понятно, что за всем этим делом стоит какой-то местный экономический ресурс. Но экономический базис стоит за любым политическим процессом. А политику-то делают реальные люди на реальном месте. Которые, если не получится решить вопрос по-хорошему, вполне могут начать договариваться, так сказать, по-плохому.

«СП»: — И что же тогда будет?

— Будет прогрессирование конфликта. Население в массе своей может начать отторгать тот общественно-политический договор, который пока существует в нашем обществе. В «нулевые» годы этого не произошло, потому что тогда обыватели цеплялись за «сытую жизнь», но сейчас-то сытой жизни никакой нет. В определенный момент население может предпочесть, так сказать, другую сторону. В один прекрасный момент ситуация где-то выйдет из-под контроля, и это станет сигналом для всех остальных. То, что сначала покажется из ряда вон выходящим, вскоре может стать для всех остальных обычным шаблоном.


Новости политики: В Кремле оценили идею Трампа избавиться от ядерного оружия

Проблемы регионов: Россиян приравняли к крепостным: Осталось сечь на конюшнях за неуважение господ

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Илья Гращенков

Директор Центра развития региональной политики, политолог

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article