Вашингтон начал новую торговую войну с Поднебесной, повысив торговые пошлины на китайские товары до 25%. Фактически, это мина замедленного действия под всю мировую торговлю. А вот о том, насколько заденет Россию, эксперты «Свободной прессы» разошлись во мнении.
Америка давит на Китай
Мировые финансовые рынки жестко отреагировали на введение 10 мая новых пошлин в отношении китайских товаров. Ставка пошлины повысилась с 10% до 25% на большинство категорий импортируемой продукции суммарной стоимостью более $200 миллиардов.
Причем это уже не первый эпизод «торговой войны», развязанной Дональдом Трампом со своим крупнейшим внешнеэкономическим партнером: в прошлом июне были введены 25-процентные пошлины в отношении высокотехнологичной продукции. Китай ответил на это зеркальными мерами.
В сентябре Трамп объявил о введении 10%-процентных пошлин еще на большой круг товаров, после чего официальный Пекин начал с Вашингтоном переговоры о послаблениях. Все это время Трамп в своем «Твиттере» продолжал ругать Китай за все смертные грехи — от промышленного шпионажа до кражи информации в американских университетах.
Но, видимо, наибольший гнев американского президента вызвала военная поддержка стран Латинской Америки со стороны Китая, который стремится укрепить свое влияние в этом регионе — пообещав инвестировать $250 миллиардов ради противостояния США. За последние месяцы Китай заключил сделки на поставку самолетов, вооружения и военной техники в Венесуэлу, Перу, Эквадор…
Публично отреагировал на это госсекретарь США Майк Помпео, который обвинил Китай и Россию в поддержке авторитарных латиноамериканских лидеров, чья политика не устраивает Вашингтон. Американцы нагнетают напряженность по всем фронтам.
6 мая два военных корабля США проплыли в опасной близости от спорных островов в Южно-Китайском море, на которые претендует Китай: Вашингтон уже третий раз с начала года официально оспорил морские претензии Китая. А на международной конференции по безопасности 5G в Праге представители США обвинили в шпионаже китайский телекоммуникационный гигант Huawei (его главный финансовый директор Мэн Ваньчжоу, напомним, остается под стражей в Канаде, где была арестована по запросу США).
Будет ли холодная война «горячее» настоящей?
Для объявления новых санкций Трамп выбрал крайне неудачное время — в Китае сейчас широко отмечается столетие со дня студенческого восстания в Пекине. Пекинские демонстранты вдохновлялись примером Октябрьской революции в России: они требовали от правительства скинуть империалистические оковы. Фактически, это и стало толчком к тому, чтобы Китай начал развитие по собственному, особому, пути (одним из участников молодежных протестов был 26-летний Мао Цзэдун). По тому пути, по которому он идет уже сто лет.
Несомненно, любые попытки американского истеблишмента заставить власти Китая свернуть с этого пути (например, Трамп требует, чтобы Пекин отказался от государственной поддержки высокотехнологичных отраслей) обречены на провал. А значит, торговая война будет углубляться. Собственно, она все меньше похожа на торговую — фактически, это новая холодная война: столкновение двух геополитических моделей, двух культур.
О том, как это повлияет на Россию, объем экономики которой неизмеримо меньше не только американской (в 12 раз), но и китайской (в 8 раза), «Свободная пресса» спросила наших постоянных экспертов.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, эксперт «Валдайского клуба» Василий Кашин:
— На данный момент, по преобладающим оценкам, торговая война будет иметь ограниченное негативное влияние на китайскую и американскую экономики. Поэтому, вроде бы, резкого падения цен на нефть быть не должно. Что касается России, то обострение войны в целом выгодно нам, поскольку США наш конкурент в поставках в КНР многих видов сырья, включая зерновые, сою, сжиженный природный газ (СПГ), ряд видов лесной продукции
Старший научный сотрудник Института экономической политики, член совета фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков:
— В выигрыше от торговой войны США и Китая Россия не окажется (мы не производим, например, дешевые товары легкой промышленности, как Китай, и не заместим их), но и в проигрыше тоже.
Экспорт в Китай составляет примерно 12% от общего экспорта России. Почти полностью это нефть, нефтепродукты, газ, древесина, уголь. Даже если мы предположим, что в Китае снизятся темпы экономического роста и, соответственно, платежеспособный спрос из-за санкционных мер США, то во-первых, они сократятся не до нуля, во-вторых, Россия по цене является наиболее конкурентным предложением по всей этой группе товаров, кроме угля (для Китая уголь из Индонезии дешевле) и сокращать будут прежде всего не российские поставки.
Основа же платежного баланса России — это экспорт нефти (в меньшей степени газа) в Европу. Это никак с отношениями США и Китая не связано. А именно платежный баланс по товарам определяет наш курс доллара в первую очередь, и только во вторую политэкономические соображения вроде оттока капитала и общей «токсичности» России.
Санкции: Американский адмирал предложил запретить всем россиянам въезд в США
Международное положение: Через Каракас в Киев