Празднование в России Дня Победы вызывает «некий дискомфорт» в Японии, у которой другое отношение ко Второй мировой войне, частью которой является Великая Отечественная. Об этом в статье в японской консервативной газете написал журналист Юити Онода.
Он рассказывает японским читателям, что 9 мая по всей России проходят военные парады, повсюду можно увидеть людей с флажками, которые символизируют победу. При этом Онода сравнивнил ситуацию с тем, как в Японии отмечают памятные даты, связанные со Второй мировой войной.
«В Японии 15 августа (День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и капитуляции страны в войне — ред.) не устраивается никаких торжеств, поэтому российское „праздничное настроение“ вызывает некий дискомфорт», — пишет автор.
Онода считает, что в России якобы «мало опор для народной сплоченности», поэтому День Победы позволяет властям «создать атмосферу национального престижа».
Возникает вопрос: почему немцев не смущает тот факт, что Россия празднует победу над фашистской Германией, а японцев смущает?
Кстати, стоит напомнить, что в СССР существовал праздник День победы над Японий, который отмечался 3 сентября в честь годовщины подписания Японией акта о капитуляции 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе и окончания Второй мировой войны. Однако с 1995 года этот праздник в России не отмечается. Ранее «Свободная пресса» рассказывала о недавней инициативе депутатов Госдумы от КПРФ вернуть 3 сентября в календарь праздничных дат РФ.
Может, так стоит ответить на плохо скрываемые попытки Японии переписать итоги Второй мировой войны?
Эти попытки весьма избирательны. К примеру, Токио не требует от США извинений за ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, однако заявляет о якобы нелегитимности российской принадлежности Курильских островов, отошедших нашей стране по итогам войны. Дошло до того, что депутат политической партии «Обновления Японии» Ходака Маруяма фактически предложил отвоевать у России Южные Курилы. Конечно, официальный Токио был вынужден осадить депутата и подвергнуть критике его заявление, но едва ли можно сомневаться в наличии реваншистских настроений в японском обществе, что лишний раз подтверждается статьей Оноды.
Стоит ли Москве как-то реагировать на публикацию подобных материалов? Ведь это пока не официальная позиция страны…
—Если в каких-то консервативно-реваншистских кругах Японии, к которым, вероятно, принадлежит и сам журналист, российское чествование нашей Великой Победы 1945 года вызывает дискомфорт, это их японская проблема, — говорит член бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Назовём ситуацию обострением исторического геморроя. И курильский вопрос — тоже явный синдром этого же политического недуга. Такие вещи с трудом, но лечатся, было бы желание. Нас в России не должны особо волновать хронические болезни части японского общества, пускай справляются сами.
При этом надо понимать, что Япония до сих пор остается страной, условно оккупированной США. В геополитическом смысле дела обстоят именно так. А в рамках глобальной холодно-гибридной войны Запада с Россией Япония встроена как раз в американский «фронт», поддерживая напряженность в отношении России на Дальнем Востоке. Поэтому вне зависимости от реального отношения к итогам Второй мировой войны официальный Токио и реакционно-консервативные круги по правилам холодной войны должны придерживаться американоцентричной версии событий.
Ежегодные информационные атаки Запада (а в данном случае и японских СМИ) на стиль и дух празднования Дня Победы в России направлены прежде всего на дискредитацию и отрицание исторической успешности русского народа. Великая Победа — яркий пример такой успешности, поэтому данная тема особенно активно прорабатывается зарубежными русофобскими СМИ и политическими кругами.
Другой важнейший момент: СССР под знаменем Победы принес народам свободу. А США утверждают свою исключительную монополию на свободу, прикрывая ей неоколониальную империалистическую политику по всему миру. Задача глобальной антироссийской кампании понятна: изъять русские главы из Книги жизни человечества, заменить их фейковыми страницами, переписанными в соответствии с американоцентричной картиной мира.
В этом плане нынешняя судьба Японии — древнего государства с традициями чести, верности и героизма — довольно трагична. Страна восходящего солнца до сих пор несет на плечах бремя порабощенных, а на лбу — незаживающее клеймо ядерного рабства.
Безусловно, в этом есть доля жестокой исторической справедливости. Но также — изрядная доля западной мстительности. А заодно — наглядный геополитический урок.
«СП»: — По мнению Оноды, в России «мало опор для народной сплоченности». Действительно ли у нас нет ничего, кроме 9 мая, вокруг чего можно было бы сплотить народ?
— Такое мнение — лишь признак исторической чёрной зависти. Не многие народы и страны имеют военные победы такого масштаба. А у нас это есть и всегда будет. Советский народ заплатили колоссальную цену за Победу. Это само по себе сплачивает нас и без каких-то административных рычагов. Те же, кто оспаривает наше право праздновать 9 мая, будь то иностранные русофобы или их аляповатые клоны — наши внутренние ультралибералы-паразиты, испытывают жгучий комплекс неполноценности, который они стараются нивелировать демонстративной ненавистью к России.
— Статья в японской газете — это личное мнение, эмоции журналиста, который, возможно, впервые увидел восприятие войны глазами победителей, — считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Соседство горечи от утрат с радостью от Победы, действительно, вызывает необычные чувства. Такие чувства, вероятно, незнакомы японскому журналисту. Так и мы часто не понимаем эмоций представителей других культур. Что касается заявлений японских депутатов, призывов к войне, звучащих с Японских островов, подобные провокации нельзя оставлять без внимания. На них необходимо реагировать на уровне дипломатического ведомства. Однако позиция одного депутата — не есть позиция Японии, с которой у России, несмотря на отсутствие мирного договора, за послевоенный период сложились вполне добрососедские отношения.
«СП»: — Почему масштабное празднование в России Дня Победы не вызывает вопросов, например, у немцев, а японцы выступают?
— Присутствие во внутрияпонской повестке темы «северных территорий» позволяет отдельным лицам двояко толковать и итоги Второй мировой войны в целом. Это создает некоторый люфт в общественном сознании, когда одновременно признается как преступность японского режима того времени, так и разделение по рангам победителей на справедливых (как США) и несправедливых (как СССР).
Не будь в свое время поддержки со стороны США, Япония признала бы итоги войны в полном объеме. Соединенным Штатам было выгодно подвесить этот вопрос, чтобы впоследствии им манипулировать в собственных интересах. Это стало продолжением политики, которую США начали проводить уже в конце Второй мировой войны. В стратегических планах Вашингтона Москва представлялась уже не союзником, а противником. В частности, общеизвестно, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, имели свой целью еще и устрашение Советского Союза.
«СП»: — Кстати, автор напоминает о существовании в Японии Дня памяти жертв атомной бомбардировки. Проводит параллели.
— Если для современной России День Победы, окончание войны — это, в первую очередь, праздник, хоть и со слезами на глазах, то для Японии результатом войны стало национальное унижение, омраченное к тому же атомными бомбардировками. Отсюда и такая эмоциональная реакция журналиста.
«СП»: — Недавно депутаты Госдумы предложили вернуть праздник — День победы над милитаристской Японией. Стоит ли? Не испортит ли это наши отношения?
— Тоже считаю, что 2 сентября надо отмечать более торжественно. Необходимо детально знакомить молодежь с событиями лета 1945 года на Дальнем Востоке, рассказывать об освобождении Курил и Сахалина, снимать фильмы о войне не только на западном, но и на восточном направлении. Это становится тем более актуальным в свете желания отдельных политиков на Западе переписать историю.
Печально, но не каждый выпускник российской школы, да что там школы, не каждый окончивший вуз правильно ответит на вопрос: «Когда закончилась Вторая мировая война?».
Другое дело, что такого масштаба праздника, как 9 мая, от 2 сентября ожидать не стоит. Война с фашистской Германией коснулась каждой семьи. И День Победы в этой войне — это без натяжки общенародный праздник. В войне с Японией СССР, к счастью, понес не такие значительные потери. И этот факт определяет отношение к войне в общественном сознании. Но при этом необходимо обо всех важных эпизодах кампании на Дальнем Востоке рассказать так же подробно, как рассказано о Курской и Сталинградской битвах, обороне Брестской крепости и блокаде Ленинграда. Это нужно знать и помнить будущим поколениям. Необходимо также детально напомнить и о политических перипетиях вокруг этой войны, в частности, об отношениях, сложившихся к тому времени между союзниками по антигитлеровской коалиции.
Международное положение: «Следить за порядком на Азове должен Оператор с локализацией в порту «Кавказ»
Новости политики: В Госдуме оценили планы НАТО поменять стратегию из-за «российской угрозы»