Расследование катастрофы SSJ100 в Шереметьево власть спускает на тормозах

Бывший замминистра гражданской авиации объяснил, почему самолеты в России продолжают падать

  
7549
На фото: самолет Sukhoi Superjet-100 убирают со взлетно-посадочной полосы после ликвидации возгорания в аэропорту Шереметьево
На фото: самолет Sukhoi Superjet-100 убирают со взлетно-посадочной полосы после ликвидации возгорания в аэропорту Шереметьево (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)
Материал комментируют:

Катастрофа самолета SSJ100 в Шереметьево обозначила серьезные проблемы в российской авиационной отрасли. Об этом, выступая перед депутатами Государственной думы во время правительственного часа, заявил генеральный прокурор Юрий Чайка.

«Происшедшая недавно авиакатастрофа самолета авиакомпании „Аэрофлот“ в Шереметьево вновь обозначила серьезные проблемы в авиационной отрасли, решения которых Генеральная прокуратура России требует от уполномоченных государственных органов и авиапредприятий уже несколько лет», — подчеркнул генпрокурор.

В частности, он рассказал, что госпрограмма обеспечения безопасности полетов не соответствует международным требованиям, а обязательства, предусмотренные Конвенцией о международной гражданской авиации, в России пока не выполнены. «До настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов, а также лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализировалась с 2008 года», — отметил Чайка.

Кроме того, по его словам, Минтранс до сих пор не разработал нормативы сертификации авиатехники, ее производителей и подготовки персонала. Не утверждены также и правила наземного и технического обслуживания самолетов, требования к их летной годности, стандарты профессиональных программ подготовки авиаспециалистов.

Генпрокурор подверг критике Росавиацию. По его словам, агентство зачастую лишь формально контролирует работу авиакомпаний и не запрещает эксплуатацию самолетов, которые не отвечают требованиям воздушного законодательства. Он сообщил, что Генпрокуратура обнаружила более 400 гражданских самолетов в России, конструкция которых претерпела изменения без проведения необходимых исследований и последующей сертификации.

По его данным, с 2017 года после прокурорских проверок от работы отстранили 550 пилотов, аннулировано 160 летных свидетельств.

Читайте также
«Суперджету» нужна «суперпроверка» «Суперджету» нужна «суперпроверка» Авиакомпании могут отказаться от эксплуатации SSJ100 из-за сомнений в надежности самолета

Напомним: в начале мая произошла трагедия в московском аэропорту «Шереметьево». Лайнер SJ 100 авиакомпании «Аэрофлот» сразу после вылета совершил неудачную аварийную посадку, жертвами которой стали 41 человек. Тут же многие вспомнили, что многочисленные проблемы с эксплуатацией самолетов этого типа, на создание которого страна потратила многие миллиарды из бюджета, возникали и ранее. Самолет получил сертификат МАК (межгосударственный авиационный комитет — ред.) в начале 2011 года.

— Выступление генерального прокурора в Госдуме по этой теме, к сожалению, не первое, — отмечает бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов. — Его тревожные предостережения о многочисленных нарушениях с эксплуатацией российских пассажирских лайнеров звучат не в первый раз. Но Госдума слушает, а уже на следующий день забывает об этом, проявляя удивительное безразличие.

На этот раз генпрокурор снова обнажил перед депутатами многие из параметров, которые ведут нашу страну в список стран, в которой не прекращаются авиакатастрофы. Один из таких параметров — отсутствие в России государственной программы развития гражданской авиации.

Мы, профессионалы, давно озабочены этой проблемой — невыполнением нашей страной приложения Чикагской конвенции, принятой ИКАО (Международная организация гражданской авиации — ред.) несколько лет тому назад. В этом документе прописаны обязанности государств-членов ИКАО (а в ней состоят 192 государства мира). Так вот: ни одно из перечисленных в документе указаний нами не выполнено.

В этом отношении мы, пожалуй, единственная страна в мире. И наоборот — государства, которые приняли это приложение и выполнили все его рекомендации, летают безаварийно. У американцев в прошлом году показатель безаварийности был в восемь раз выше нашего. Европейцы и Австралия сработали вообще без авиакатастроф. А у нас в том году — катастрофа. В этом году — катастрофа. И подобные трагедии будут продолжаться, если не наведем порядок в тех вопросах, которые поднял генеральный прокурор. Просто в срочном режиме Госдуме надо бросать все вопросы и заниматься наведением порядка в авиационной отрасли.

Читайте также
Пенсионная реформа позволила платить работникам меньше МРОТ Пенсионная реформа позволила платить работникам меньше МРОТ Россияне вынуждены работать дольше и получать меньше под страхом увольнения

Но у меня как у профессионала вопрос и к самому Юрию Чайке: почему генеральный прокурор, блюститель наших законов, не прекратил немедленно вопиющее нарушение всех международных законов относительно того, что расследованием авиакатастроф не имеют права заниматься структуры, которые занимались сертификацией данного типа самолета? У нас в государственной комиссии, назначенной по указанию президента после катастрофы в Шереметьево, главным действующим лицом в расследовании является Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Тот самый, который в свое время и сертифицировал Superjet100. Это говорит о том, что никогда истинная причина произошедшего не будет выявлена. Потому что МАК никогда не признается, что он допустил ошибку и сертифицировал самолет, который не отвечает требованиям безопасности полетов.

Почему главный блюститель законов страны в тот же день не дал указание вывести представителей МАКа из состава государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы?

Да, сегодня МАК сертификацией самолетов не занимается. Но в то время, когда сертифицировался Superjet100, как раз МАК занимался сертификацией и наших самолетов, и западных. Позже эту ошибку в нашей системе управления ликвидировали. Это ведомство лишили полномочий в части сертификации, передав их в Росавиацию. Но в состав госкомиссии по расследованию катастрофы в Шереметьево зачем-то включили.

Поэтому выступление генпрокурора объективно и своевременно. Но уже в который раз все на глазах оканчивается пустыми разговорами без каких-либо реальных последствий. Если так будет продолжаться и дальше, Россию ждут новые катастрофы авиалайнеров.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Скаков

Научный сотрудник Института востоковедения РАН

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня