ПАСЕ официально пригласила Россию поучаствовать в июньской сессии. Соответствующую резолюцию ассамблея приняла в ночь на 25 июня. За документ проголосовали 118 парламентариев, 62 выступили против, еще 10 воздержались.
Как сообщает ТАСС, евродепутаты поддержали доклад главы регламентного комитета Петры де Суттер о совершенствовании процесса принятия решений Парламентской ассамблеи относительно полномочий и голосования, в котором содержится резолюция, позволяющая России принять участие в июньской сессии ассамблеи.
Согласно документу, в правила работы ассамблеи, будет добавлена формулировка, гласящая, что «права членов голосовать, выступать и быть представленными в ассамблее и ее органах не могут быть приостановлены или отозваны через оспаривание или пересмотр полномочий».
Кроме того, в документе указано, что ассамблея постановляет «пригласить парламенты государств — членов Совета Европы, которые в настоящий момент не представлены в ассамблее (Россия, Босния и Герцеговина — ред.), направить на рассмотрение заявки на участие в июньской сессии».
Кроме того, доклад содержит заявление о необходимости развития «синергетического взаимодействия» между ПАСЕ и Комитетом министров СЕ. В частности, имеется в виду возможность создания совместной процедуры реагирования, которая «может быть инициирована Парламентской ассамблеей, Комитетом министров или генеральным секретарем». Такая процедура нужна для того, чтобы «более эффективно реагировать в ситуациях, когда одно из государств-членов нарушает свои уставные обязанности и не соблюдает основополагающие принципы и ценности, которые отстаивает Совет Европы».
Парламентариям понадобилось почти девять часов для принятия резолюции. Процесс тормозили украинская и британская делегация, предложившие около 220 поправок, носящих чисто символический характер. Сообщается, что все они были рассмотрены, однако принята в итоге была лишь одна.
Украинские парламентарии также пытались отложить или перенести дальнейшее обсуждение поправок на более позднее время, ссылаясь на то, что, в соответствии с правилами заседание должно заканчиваться в полночь. Однако и это не помогло, так как о том, что дебаты затянутся, было объявлено заранее.
В тот же день стало известно, что группа российских парламентариев во главе с вице-спикером Госдумы Петром Толстым уже прилетела в Страсбург для участия в сессии ПАСЕ. Глава делегации заявил журналистам, что Россия подала заявку на подтверждение полномочий своей делегации.
Ранее вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко рассказала, что ПАСЕ отклонила более 200 внесенных Украиной поправок в резолюцию по восстановлению делегации России. По ее словам, за правки, которые смогли бы заблокировать возвращение, проголосовали 52 евродепутата, 110 выступили против.
На этом фоне Украина пригрозила выходом из ПАСЕ.
«Если россиян восстановят без всяких условий, Украине в ПАСЕ нечего делать. Осталось два дня», — написал в своем Facebook глава украинской делегации Владимир Арьев. Происходящее в ПАСЕ он назвал «фестивалем лицемерия и компромиссом с совестью».
В МИД Украины заявили, что после восстановления прав российской делегации в ПАСЕ, организация потеряла свой авторитет.
Решение по России, по мнению украинских дипломатов, было принято несмотря на «кричащее невыполнение этой страной взятых на себя обязательств», поэтому восстановление прав российской делегации является отходом от стандартов, принципов и ценностей Совета Европы. В украинском МИД причиной этого считают «беспрецедентное давление и финансовый шантаж со стороны Москвы», а также попустительство ряда европейских стран, «поощряющих агрессора и идя ему на уступки».
Ну, да бог с ней, с Украиной. Гораздо интереснее вопрос, что Россия реально выигрывает от возвращения в ПАСЕ?
Стоит отметить, что не существует никаких гарантий, что нынешние изменения в регламент — это навсегда, и завтра европейцам не придет в голову вновь исключить Россию. При этом смущают очевидно меркантильные цели ПАСЕ — ведь Россия является одним из главных доноров этой организации. Стали бы они звать нас обратно, если бы не финансовый вопрос? Поэтому многие эксперты выражают скепсис по отношению к самой идее необходимости присутствия там нашей делегации.
Так как все-таки понимать вчерашнее решение ассамблеи? Это победа или просто возвращение естественного порядка вещей, которое ничего не меняет?
— Это пусть символическая, но всё же победа, — уверен доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— На наших условиях мы возвращаемся туда, где, как казалось, правят бал оголтелые русофобы. И редкий случай — доводы Украины против возвращения во внимание не приняли.
«СП»: — Кто кому больше нужен: мы ПАСЕ или они нам? Какая нам от нее польза?
— Мы им нужнее как крупнейший плательщик взносов и постоянный повод для обсуждений. Нам ПАСЕ нужна только для выбора судей в Страсбургский суд. В нём граждане РФ действительно порой могли найти защиту от беспредела чиновников и силовиков. Больше реальной пользы от ПАСЕ не вижу.
«СП»: — Они и впрямь так не могут прожить без наших денег? Если бы не этот фактор, пошли бы они на возврат нашей делегации?
— Могут, но пояса затягивать приходилось… Чиновникам нужны средства для распределения, они без этого жить не могут. ПАСЕ — не исключение.
«СП»: — Кто в Европе реально заинтересован в восстановлении полноценного взаимодействия с Россией, не только в рамках ПАСЕ? Вроде Макрон такие мысли высказывал…
— Заинтересованы многие. Не заинтересованы такие европейские партии, как либералы, зелёные и часть евроскептиков. Но они в меньшинстве. По странам — не заинтересованы Британия, Польша, страны Прибалтики, Грузия. Конечно, Украина. Остальные особо не возражают против диалога с Россией.
«СП»: — Тереза Мэй заявила, что членство России в ПАСЕ необходимо для привлечения ее к ответственности за нарушение ею прав человека. Что это? Лицемерие? Ее так заботит нарушение прав россиян? При этом британские депутаты активно поддерживали Украину…
— Это лицемерие и традиционная попытка англичан выставить себя защитниками «всех несправедливо обиженных русскими». Попытка возглавить группу оголтелых русофобов в Европе.
«СП»: — Украина в знак протеста пригрозила покинуть ПАСЕ. Исполнят ли? Или блеф?
— Украина может временно покинуть заседание, но потом вернётся. Как с «Евровидением». Отказ от участия в работе любого европейского органа противоречит официальному пути в Европу. Покричат — и перестанут.
«СП»: — Существуют ли гарантии, что завтра им опять не придет в голову поменять регламент?
— Никаких гарантий нет. Потому и есть сомнение, что в работе ПАСЕ следует участвовать, кроме как при выборе судей Страсбургского суда…
— В целом, это имиджевая победа, оплаченная деньгами (придётся платить взносы), нервами и временем, — считает политолог Иван Лизан.
— ПАСЕ просто взяли на измор, лишив денег, и принципиальная организация, ведущая непримиримую борьбу за всё хорошее против всего плохого, капитулировала перед ослом, гружёным золотом.
«СП»: — То есть все дело в том, что Европа признала, что не может без российских денег или что еще?
— Европа сделала шаг к разрядке отношений с Россией. Просто через ПАСЕ. Фактически, Киеву показали, что в условиях отсутствия какого-либо прогресса в переговорах с ЛДНР и откровенного саботажа политической части Минских соглашений, Россия не будет вечно находиться под санкциями и ограничениями.
И нежелание Москвы платить взносы в ПАСЕ стали катализатором при принятии этого решения.
«СП»: — Нужна ли нам эта ПАСЕ? Несколько лет обходились без нее…
— ПАСЕ — это примерно как стационарный телефон в эпоху мобильной связи. Вроде бы и бесполезен, так как по нему никто не звонит, финансово затратен, но мало ли, вдруг война или ЧП с отключением мобильной связи? Плюс стоит учесть, что по этому телефону можно позвонить лишь в квартиру своей престарелой бабули, с которой у вас натянутые отношения — то есть поговорить-то вы можете, но ни понимания, ни, тем более, помощи не получите. Но дипломаты исходят из того, что уж лучше пусть этот дорогой «телефон» работает, чем его не будет вовсе.
«СП»: — Какие гарантии, что ситуация не повторится? Что завтра они возьмут и снова поменяют регламент?
— Никаких. Единственная гарантия — понимание функционерами ПАСЕ, что без взносов России в бюджете их организации будет пробоина ниже ватерлинии. Это позволит им некоторое время помнить, что лучше Россию права голоса не лишать — тогда не придётся мучительно сводить дебет с кредитом.
Главное взносы за прошлые годы не возвращать. Нет представительства — нет взносов. Иначе через пару лет снова лишат права голоса, понимая, что глупые русские всё равно все деньги заплатят даже за то время, когда не могли ни голосовать, ни обсуждать, ни даже присутствовать.
«СП»: — Как понимать реакцию Украины? Они пригрозили покинуть ассамблею. Покинут? Или это блеф? Если покинут, это кто-то заметит?
— Как истерику и осознание того, что значимость Украины снижается. Если действовать по уму, то Киеву нужно было бы заплатить взносы за РФ и это было бы отличным аргументом против восстановления России в ПАСЕ. Но, увы, Украина бедна, а её элиты жадны и глупы, поэтому, к счастью, не додумались до такого шага.
Покинут или нет — не знаю. Это же Киев, от него можно ожидать любой глупости. Если рассматривать ситуацию с позиции украинской власти, то покидать ПАСЕ нельзя — лучше остаться там и заниматься троллингом России, плюс несколько лет вне ПАСЕ без уплаты взносов приведут к накоплению долгов, а чем больше долг, тем сложнее его выплатить.
Но если покинут, то европейцы выразят сожаление, а потом забудут. Им деньги важнее принципов.
Новости Украины: Соловьёв объяснил, почему ПАСЕ наплевала на истерики Украины