Выборы в Мосгордуму в 2019 году, несомненно, войдут в историю. Во-первых, ни на одном из участков нет кандидатов от «Единой России» — их подменили самовыдвиженцы, стыдящиеся принадлежности к партии власти. А вот по-настоящему независимых кандидатов от несистемной оппозиции на выборы пока не пускают.
Бортко призвал бойкотировать выборы
В обеих российских столицах — Санкт-Петербурге и Москве — гремят предвыборные скандалы. Председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявляла, что муниципальные выборы в Северной столице могут быть отменены из-за многочисленных нарушений при приеме документов кандидатов (точнее, отказе в приеме документов). Правда, затем Центризбирком позицию смягчил: зампред комиссии Николай Булаев рассказал, что «мы смогли наладить работу и муниципальных, и территориальных избирательных комиссий».
Впрочем, вопреки заверениям Булаева, порядка на петербургских выборах больше не стало. И кандидаты от разных политических сил пытаются по-разному привлечь внимание Центризбиркома. Скажем, «Объединенные демократы» требуют возбудить уголовные дела в отношении руководителей муниципальных комиссий, отказывающих оппозиционерам в регистрации.
«Яблоко» будет добиваться регистрации своих выдвиженцев не через суд, а напрямую через Центризбирком. Наконец, КПРФ провело 14 июля санкционированный митинг на площади Ленина у Финляндского вокзала, потребовав отмены муниципальных выборов, в частности, в Сергиевском округе. На митинге выступил кандидат в губернаторы Владимир Бортко, который предложил другим выдвиженцам солидарно выступить против произвола и снять свои кандидатуры. Правда, в том случае, если Смольный не откажется от идеи проводить выборы за пределами Санкт-Петербурга — избирательные участки должны появиться в Псковской и Ленинградской областях, чего прежде в истории никогда не бывало.
«Встреча с избирателями» и 38 задержанных
Общее количество кандидатов в 85 муниципальных советах в Санкт-Петербурге, которые не были допущены избиркомами до участия, неизвестно: руководитель избирательного штаба «Яблока» Максим Кац заявляет как минимум о 122 отказах.
Фамилии «отказников» неизвестны — в отличие от Москвы, где многие оппозиционные кандидаты, отсеянные избиркомами после проверки подписей, устроили настоящее политическое шоу. Среди них, в частности, соратники Алексея Навального (юристы Любовь Соболь и Иван Жданов), бывший «яблочник» Илья Яшин, бывший депутаты Государственной Думы от «Справедливой России» отец и сын Геннадий и Дмитрий Гудковы..
Все они не были зарегистрированы на одном основании: недостаточное количество достоверных подписей. При этом некоторые оппозиционеры и сами отказывались сдавать подписи, как, например, бывший заместитель министра топлива и энергетики России Владимир Милов («часть подписей пришлось выбраковать, а ряд сборщиков так и не дошли до нотариуса и из-за этого мы не могли подать собранные ими подписи в избирком», написал политик в фейсбуке).
14 июля они провели в центре Москвы в формате «встречи с избирателями» массовую акцию протеста, требуя допустить их на выборы. Началась акция в Новопушкинском сквере, затем ее участники (по разным подсчетам, от одной до двух тысяч человек) двинулись сначала к мэрии Москвы, а затем к Мосгоризбиркому. Полицейские задержали 38 человек, в том числе и нескольких кандидатов в депутаты.
Между тем, в интернете развернулась настоящая война между противниками и сторонниками несистемных оппозиционеров. Многие обвиняют их в том, что у сторонников Навального подписи были недействительными, и Мосгоризбирком законно отказал им в регистрации. Так это или нет, пускай решает суд. В любом случае очевидно, что завышен и сам «барьер»: движение «Голос» обращает внимание, что кандидаты вынуждены собрать подписи 3% от зарегистрированных в избирательном округе — это в среднем 4,5−5 тысяч человек, что летом крайне сложна задача, требующая огромных человеческих и финансовых ресурсов.
Так не пора ли менять закон?
Власть легитимна, пока не демонстрирует страха
— Я много работал против «Единой России» и знаю, что тех оппозиционеров, у которых хватает ума изучить хотя бы за пару последних лет ежегодник электоральных юристов, никто не снимет. А те, кто только умеют ходить на митинги и красоваться, тех, конечно, снимут. Должен быть приоритет закона, о котором так часто говорит оппозиция: надо подавать заявления на апелляцию, а не на митинг. Закон не должен меняться в угоду митингующих: если кандидатов сняли не по закону, нужно восстановить, а если по закону, то нечего митинговать — надо учиться закон соблюдать. Если кандидаты в депутаты не будут законы соблюдать и к ним халатно относиться, то какими они будут депутатами? — рассуждает президент Ассоциации электронной электоральной политики Александр Серавин.
— Можно с пеной у рта твердить, что все по закону, что в подписях брак. Но проблема не в подписях, а в системе допуска к выборам: «завернуть», увы, можно кого угодно. Если ты в оппозиции, а тебя все же зарегистрировали, значит, скорее всего, никто не верит в возможность твоей победы, — придерживается иного мнения, нежели Серавин, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
То, что «несистемные» оппозиционеры не будут допущены до выборов в Мосгордуму, было предсказуемо… Возможность иного стремится к нулю. Власть настаивает на своей несменяемости. Но гнуть линию, что оппозиция не должна и не может провести пару-тройку своих представителей в мало что решающие органы — это совсем перебор.
Не надо перекрывать и отнимать все. Хоть какая-то отдушина быть должна. Надо дать возможность оппозиции участвовать в выборах. Причем это в интересах самой власти. Она ведь легитимна лишь до тех пор, пока не демонстрирует страха перед избирателями. Иначе вопрос власти рано или поздно будет решаться на улице.
Новости Москвы: Леонид Зюганов: при Собянине депутатов Мосгордумы лишили реальных полномочий
Мосгордума, выборы: Один из основателей «Единой России» рассказал, почему кандидаты от партии идут самовыдвиженцами