Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Военное обозрение
19 августа 2019 14:00

Россия в глубокой тайне спасает авиапром Украины

Помогая наладить поставки Ан-178 в Перу, неужто рассчитываем на взаимность со стороны бандеровского Киева?

11759

В Киеве победно гремят фанфары. Государственный оборонный концерн Украины «Укроборонпром» с его новейшим ближнемагистральным узкофюзеляжным пассажирским самолетом Ан-178 «Антонов» выиграл крупный международный конкурс на производство партии машин такого класса для Министерства внутренних дел Перу. Об этом со ссылкой на пресс-службу госкомпанию «Антонов» сообщила интернет-газета Kyiv Post.

Из открытых источников известно, что в перуанском тендере украинский самолет одержал победу над двумя конкурентами — Leonardo C-27J Spartan и C-295 производства Airbus.

Любопытно, что военные чиновники из Лимы пошли на контракт с Киевом лишь после тщательного изучения всех вопросов, в том числе — наличия на Украине необходимых конструкторских и производственных компетенций. В итоге, как пишет Kyiv Post, украинская заявка, представленная компанией «Спецтехэкспорт», входящей в «Укроборонпром», набрала 80,02 балла. «Спартанец» Leonardo C-27J, представленный Италией по той же цене, получил 66,22 балла. В то время, как Airbus C-295M, предлагаемый Испанией, — всего 58,60 балла. Особо отмечается, что победитель должен заменить в Перу старые транспортники Ан-32Б, давно собранные тем же украинским «Антоновым».

Читайте также
А наш Су-57-то — голый! Принятый на вооружение новейший российский истребитель пока готов, главным образом, лишь к парадам

Скорее всего, на решение Перу повлиял скандал вокруг провалившейся поставки C-27J в Канаду на сумму более $ 3 млрд, причем — с пожизненным гарантийным обслуживанием. Лоббировал тот контракт Вашингтон, поэтому никто не сомневался в результатах тендера. Со «спартанцем», напомним, конкурировали самолеты C-295 и Embraer KC-390. Даже заокеанские эксперты называли конкурс ширмой или игрой в конкуренцию.

Однако, изучив все технические детали, Канада неожиданно «с камнем на сердце» выбрала «француза», чем существенно подмочила репутацию Spartan. В качестве главной претензии названа чрезмерная аппаратная сложность. Создатели напичкали транспортник таким количеством оборудования, справиться с которым могли только профессионалы высокого уровня.

Выводы канадской стороны во многом повторяются и в оценках Лимы. Для полноты картины приведем еще кое-какую информацию: в настоящее время Лима эксплуатирует десять таких машин, три из которых находятся на балансе ВМС, три — в сухопутных войсках и четыре в ВВС. Согласно публикациям в местной прессе, перуанские экипажи этих самолетов имеют солидный налет в чрезвычайно сложных условиях и весьма положительно отзываются об удобстве пилотирования. Логично предположить, что пересаживаться с проверенной временем машины на летающую ультрасовременную лабораторию им, вероятно, не очень-то хотелось.

Эта латиноамериканская страна располагается в нескольких климатических зонах, которые существенно отличаются друг от друга. Летчикам приходится летать среди горных хребтов Анд, садиться на аэродромы высокогорного плато, а потом доставлять грузы на территорию Амазонской низменности под тропическими ливнями. Короче, именно летчики настояли на преемственности, видимо, опасаясь проблем с управлением незнакомых им транспортников.

На сайте латиноамериканского военного сборника defensa.com сказано, что цена предложенного Киевом Ан-178 составляет $ 65 млн. Ровно столько же, за сколько был предложен американо-итальянский «спартанец» Leonardo C-27J и на $ 10 млн. дороже «француза» C-295. Но после долгих размышлений и подсчетов Лима заказала в «незалежной» всего один самолет. Можно не сомневаться — в качестве пробного.

Однако вот любопытный вопрос: сможет ли Украина самостоятельно — без кооперации с Россией — осилить перуанский контракт? Да и любой другой, но связанный с Ан-178, — тоже? По словам Дмитрия Кивы, в прошлом — многолетнего президента и генерального конструктора ГП «Антонов», а ныне советника руководителей азербайджанских авиакомпаний Silk Way, Azal, в нынешних условиях это невозможно.

Буквально накануне ожидаемой сенсации Kyiv Post из Перу он дал интервью украинскому аналитическому порталу «Главком», в котором назвал происходящее вокруг самолета Ан-179 попыткой «обдурить» новое политическое руководство «незалежной».

Отвечая на вопрос «Главком» об испытаниях Ан-178, Кива сказал, что пока и испытывать, по сути, нечего. По его словам, испытания Ан-178 — «это пока, мягко говоря, преувеличение. По самолету не выпущено даже документации. Как может проходить испытания самолет, на который еще не выпущена документация? Озвученные же испытания проходит (или готовится к оным) самолет, который, как я понимаю, был построен ещё в 2014 году».

На самом деле, у фирмы «Антонов» сегодня имеется всего один летающий самолет Ан-178, собранный — в том числе! — и из значительного количества российских комплектующих (по данным украинской прессы, их доля на этой машине — около 50 процентов). В принципе — именно эту машину, единственную, украинцы могут попытаться продать Перу.

А что? В недавнем прошлом Киев прокручивал и не такие аферы. Правда, непонятно, как потом будет осуществляться техническое обслуживание. Конечно, если речь идет о прямых поставках из РФ в «незалежную».

Не исключен вариант, что Киевом будет получен аванс, а поставка перуанцам потом окажется сознательно сорванной. Как это случилось с тем же Ан-178, в свое время почти проданным Украиной Азербайджану.

Тот азербайджанско-украинский скандал корнями уходит в 2015 год. Именно тогда ГП «Антонов» подписало соглашение с азербайджанской авиакомпанией Silk Way Airlines на поставку 10 самолетов Ан-178. Этими бортами азербайджанцы планировали частично заменить парк военно-транспортных самолетов Ан-12, доставшихся им в наследство от СССР.

Через год, в июле 2016, наивные закавказские покупатели перевели в Киев аванс в миллион долларов. Но ничего не получили до сих пор. Мало того. «Антоновцы» в одностороннем порядке попытались поднять конечную цену с $ 25 млн. до $ 45 млн. за каждый еще несуществующий в природе самолет. А когда этого не получилось, отказались возвращать в Баку даже аванс. Который, мол, уже «освоен» на Украине.

Другое дело, что на самом деле проект создания военно-транспортного Ан-178 в военно-техническом плане считается весьма перспективным самолетом. Но его появление на рынке точно не нужно западным конкурентам. Поэтому, чтобы всерьез, а не на словах запустить проект, Киев должен был бы провести серьезную модернизацию своего авиапрома и по максимуму снизить зависимость от поставок из-за рубежа. Из России — в том числе.

В этой связи Кива, говоря об импортозамещении комплектующих из РФ, особо отметил, что для этого нужны огромные деньги и длительное время. В любых самолетах просто так одно оборудование на другое не поменяешь. Но даже если эта проблема худо-бедно решится, то «непонятно, где найти несколько тысяч уникальных специалистов», которые ушли из украинского авиапрома после 2014 года.

С другой стороны, обращает на себя внимание тот факт, что чиновники из Лимы утверждают, что получили все гарантии, включая договора на поставку комплектующих для Ан-178 из третьих стран. Стало быть, прежде всего — из России. Иного просто не может быть. Потому что без участия Москвы продолжать строить такие самолеты ГП «Антонов» попросту не в силах. И перуанцы не могут этого не знать.

По странному стечению обстоятельству, Перу приняла положительное решение почти сразу после смены политического руководства в «незалежной» и начавшегося едва заметного потеплении отношений между РФ и Украиной. Все это наводит на мысль, что без излишней огласки возобновляются прежние деловые отношения между «Антоновым» и российскими авиастроителями. Отношения, которые существовали до 2014 года.

Читайте также
ПАК ДА: будущего главного «стратега» России туполевцы создают по американскому стандарту Зачем ВКС РФ в перспективе сразу два типа бомбардировщиков межконтинентальной дальности?

Возможно, в Москве рассчитывают на некоторую взаимность и со стороны Киева? Допустим, на возобновление свернутого в Воронеже в 2018 году производства Ан-148? В том числе — и для силовых ведомств России? В свое время было заявлено, что всего наша страна готова совместно с Украиной для своих нужд построить не менее 110 таких самолетов. Но построены считанные единицы Ан-148. Далее дело встало потому, что в Воронеж по сугубо политическим причинам перестали поступать комплектующие от «антоновцев».

Если и в самом деле сотрудничество с Киевом в тайне решено возобновить, то непонятно, зачем вообще Москве это заигрывание со все равно бандеровской пока еще Украиной? Которая, невзирая на некоторые политические подвижки в Киеве, в главном продолжает оставаться вашингтонским русофобским проектом? И, стало быть, в любую секунду по команде из-за океана снова может прекратить поставки комплектующих для Ан-148 в Воронеж?

В конце концов, возобновление нашей поддержки «Антонова» может привести еще и к тому, что несколько тысяч покинувших эту фирму в последние годы и уехавших в Россию уникальных специалистов вдруг решат вернуться на родину. Нужно ли это России, которая сама испытывает острейший кадровый голод в собственном авиапроме? Думается — нет.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня