Журнал Institute United States Navy (издание освещающее событие в ВМС США, а также в Морской пехоте и Береговой охраны — авт.) сообщил, что Береговая охрана Соединенных Штатов (United States Coast Guard, или USCG) набирает русских переводчиков. Казалось бы, зачем они этой военной организации, главная функция которой защита американских морских границ?
Как известно, организационно USCG делится на морские районы, прилегающие к континентальной части США — вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережья (штабы в Портсмуте и в Аламиде соответственно), а также на Гавайских островах и Аляске. Единственно, где Береговая охрана США плотно пересекаются с нашими морскими пограничниками — это так называемая Линии Шеварднадзе-Бейкера в Чукотском и Беринговом морях.
Мутная история этого предательского соглашения, подписанного 1 июня 1990 года тогдашним главой МИД Шеварднадзе с согласия президента СССР Горбачева, до сих пор не получила должную оценку. Между тем, Америке просто так — с барского плеча — отошли 46,3 тысячи квадратных километров российских морских угодий, почти два Крыма.
И хотя Верховный Совет СССР отказался узаконивать явно антироссийский акт Шеварднадзе-Бейкера, хитроумный Эдуард Амвросиевич с подсказки тогдашнего госсекретаря Джеймса Бейкера и закрепил временный характер документа. Мол, пока стороны его не ратифицируют, действует подписанная бумага. Таким образом, участок континентального шельфа в центральной части Берингова моря де-юре вроде как российский, а де-факто принадлежит американцам.
Между тем, корабли USCG неоднократно арестовывали наши промысловые суда, когда те «по старой памяти» рыбачили в этой зоне. Морякам оставалось лишь материть вероломного грузина, впоследствии ставшего главой недружественного государства.
Если в начале «нулевых» российские политики выражали недовольство предательством Шеварднадзе, то сейчас молчат, видимо, боясь попасть в санкционный список. В то же время военное усиление РФ заставляет нервничать уже США: вдруг русские в одностороннем порядке отзовут бумагу с незаконной подписью Шеварднадзе. Более того, появились даже сигналы, что такое развитие событий вполне может произойти. Во всяком случае, Institute United States Navy констатирует: «Россия ведет борьбу за создание военно-экономического плацдарма в географической близости от Соединенных Штатов, который соперничает со многими другими угрозами национальной безопасности».
Однако не только этот спорный участок волнует американцев, но и наш Севморпуть. «Одним из наиболее сложных возникающих на сегодняшний день морских вызовов является присутствие России в Арктике», сокрушается издание Institute United States Navy. С чего бы американцы вдруг озадачились исконно русскими морскими просторами от Берингова пролива до Баренцева моря?
По данным управления Национальной разведки США «Россия почти наверняка продолжит укреплять свое военное присутствие вдоль своего северного побережья, чтобы улучшить защиту периметра и контроль над своей исключительной экономической зоной (ИЭЗ). Она также почти наверняка будет продолжать добиваться международной поддержки своих расширенных притязаний на континентальный шельф и своего права управлять судоходством в пределах своей ИЭЗ. Если российско-западные отношения ухудшатся, то Москва, возможно, станет более охотно дезавуировать сложившиеся международные процессы и действовать в одностороннем порядке для защиты этих интересов». В этом случае бумажка с подписями Шеварднадзе и Бейкера точно полетит в корзину.
Кроме того, соотношение сил в Арктике явно не в пользу США. Как сказал предыдущий комендант USCG, адмирал Пол Цукунфт, «…у России есть все фигуры на шахматной доске. У меня есть только пара пешек». Да, у США имеются авианосцы, но Москва была бы просто счастлива, если бы Вашингтон отправил их в Северный Ледовитый океан. Зажатые льдами, они стали бы отличной мишенью для новой арктической мотострелковой бригады Путина. Впрочем, куда больше американцев волнует «непревзойденный флот России из 46 ледоколов».
На первый взгляд, сегодня война в Арктике между США и РФ кажется бредовой фантазией сторонников «теории заговора». Однако американцы даже не скрывают, для чего им нужны переводчики. «Береговая охрана должна действовать, чтобы создать кадровый состав носителей русского языка, чтобы переводчики подготовились к непредвиденным обстоятельствам, которые произойдут», отмечает Дэвид В. Зенкель, представитель USCG. По его словам, Америка просто обязана реагировать на освоение Москвой Северного морского пути, как альтернативы Суэцкому каналу. Ясное дело как — дать по рукам Москве.
Ладно, могут сказать, что речь идет о частном мнении офицера Зенкеля, но и в американской «Стратегии национальной обороны» тоже об этом говорится в агрессивных тонах: «Береговая охрана должна подготовиться к встрече с Россией в напряженной стратегической обстановке». Если, к примеру, нефтегазовые санкции против нашей страны станут тотальными, то именно корабли USCG обязаны будут задерживать газовозы «Ямал-СПГ» и в перспективе «Арктик-СПГ». Возникает ощущение, что американцы блефуют, хотя многое зависит от Кремля. А тут возможны всякие варианты, да и фактор очередного Шеварднадзе нельзя сбрасывать со счетов.
Словом, в Пентагоне не сомневаются, что локальные или пограничные конфликты с РФ в Арктике в среднесрочной перспективе неизбежны. Причем, стратеги США все-таки осознают, что обмениваться ядерными ударами, даже ограниченными, в Северном Ледовитом океане смертельно опасно, хотя и не исключают локальные сражения. Правда, только в том случае, если «звездно-полосатое» превосходство будет очевидным. Если же нет, то «разведданные, которые служба USCG могла бы собрать в Арктике, станут значительным вкладом в усилия по национальной обороне». Само собой, в этом деле без знания «великого и могучего» им не обойтись.
Вообще-то, проблемы с русским языком у американцев уже были в январе 2012 года. Представители USCG даже сообщили об этом чиновникам в Вашингтоне. Дескать во время исторического ледокольного сопровождения российского судна «Ренда», которое доставило критически необходимое топливо для отопления в Ном (Аляска), русские не понимали команд капитана Беверли Гавлика. Тогда американская компания Delta Wester, официальный поставщик мазута и бензина, не выполнила контракт, после чего жители в лютые морозы оказались на грани замерзания в своих домах.
Впрочем, и без «ценных команд» то плавание увенчалось успехом. Топливо доставили в срок. Однако обиженный капитан настрочил жалобы в Вашингтон. Кстати, в США после доклада Гавлика активизировали программы по продвижению уже английского языка в России, чтобы не только русские капитаны, но и простые моряки говорили на english.
Арктика-21 век: Северный флот сообщил об открытии новых островов в Арктике
Новости внешней политики: Зеленский заявил, что «с нетерпением ждет встречи с Трампом»