Когда британцы проголосовали за выход из Европейского Союза, во многих интервью говорил, и, как мне кажется, в колонках писал тоже, что я сомневался, чтобы это когда-то произошло. Прошло три года, и это не произошло.
Некоторые интервьюеры задавались вопросом, почему я сомневаюсь в готовности британского правительства подчиниться большинству голосов. А для меня было очевидно, что давление со стороны групп особых интересов внутри и за пределами Британии, особенно давление со стороны Вашингтона, окажет большее влияние на британское правительство, чем большинство голосов британского народа.
Вашингтон выразил свое мнение правительству Британии о том, что Вашингтон не заинтересован в выходе Британии из ЕС. Различные группы с особыми интересами, включая проиммигрантские организации, начали пропагандистскую кампанию о том, что, будучи исключенной из европейской торговли Британия в конечном итоге станет застойным болотом. Были воскрешены те же самые предсказания гибели, которые использовались, когда население некоторых стран отказывалось от вступления в ЕС. Вместо того, чтобы повиноваться голосованию, население подвергли пропаганде о том, что пребывание вне ЕС является смертным приговором. После того, как население измотали и оно утратило веру в себя, его заставляют голосовать снова. И его поздравляют с возобладанием «здравого смысла».
Другими словами, элиты возобладали над демократией.
В Британии это продолжается уже три года — все то время, как премьер-министр Мэй «договоривалась» о выходе. Сделка была катастрофой. Она требует, чтобы британцы заплатили 60 миллиардов фунтов стерлингов, чтобы откупиться, продолжить принимать иммигрантов из третьего мира и продолжать признавать верховенство закона ЕС над законодательством Британии. Другими словами, это было выходом только по названию.
Для меня это выглядело как сделка, призванная заблокировать выход и создать ситуацию, в которой можно было бы использовать средства, чтобы отменить решение по Brexit. Это сейчас и произошло. 11 судей Верховного суда Британии вмешались и заблокировали временное приостановление парламента, произведенное премьер-министром Джонсоном и королевой. Эта юридическая процедура использовалась на протяжении веков и считалась «незаконной».
Другими словами, суд произвел политическое вмешательство в пользу противников Brexit.
Меньшинство, выступающее против выхода Британии из ЕС, пытается использовать решение суда, чтобы заставить Джонсона уйти в отставку. Противники пытаются объединить решение суда о том, что пятинедельная приостановка работы парламента является незаконной, с аргументом о том, что незаконным является сам Brexit.
Британский веб-сай тwww.spiked-online.com рассматривает это решение следующим образом:
«Сегодняшнее постановление Верховного суда является мерзким посягательством на демократический порядок. Считая, что отсрочка действия парламента Борисом Джонсоном была незаконной и что деятельность парламента не отсрочена, 11 судей приняли явно политическое решение в пользу элиты «Остаться». Они приняли одной из сторон. Не обращайте внимания на совершенно неубедительные просьбы фанатиков «Остаться», которые провернули это дело, и все они, словно роботы, настаивают на том, что это не политическое, а законное конституционное решение. Никто не «покупает» это. Это был решительно политический акт. 11 никем не избранных судей встали на сторону против действующего правительства, и это открывает новую, темную эру в британской политической жизни.
«Это решение — катастрофа для закона и для политики. Это решение плохо для закона, потому что оно убедит многих людей в том, что закон стал политическим инструментом, которым владеют богатые для достижения открыто политических целей, которых им не удалось достичь в публичной, демократической сфере. И это решение плохо для политики, потому что оно указывает на формирование новой политизированной, но неприкасаемой, элиты, которая имеет власть над всей нацией и каждым внутри неё. Это должно напугать любого, кто верит в настоящую демократию. Когда «Дейли мейл» обвинила судей в том, что они ведут себя как враги народа, то элиты «Остаться» слетели с катушек. Наше послание им сегодня ясно: если вы не хотите, чтобы вас называли врагами народа, то перестаньте вести себя как враги. (Сборник комментариев BBC можно найти здесь).
Юридические власти не придут к согласию относительно того, спас ли суд демократию или уничтожил ее.
Я бы сказал, что суд демократию уничтожил, потому что суд сознательно вынес решение против большинства людей, которые проголосовали за выход из ЕС. И, безусловно, суд утвердил свою власть выше, чем власть парламента. Я не эксперт в этом вопросе, но насколько я знаю — много это или мало — функция Верховного суда Британии состоит в том, чтобы определять конституционность или законность принимаемых парламентом законов, а не законность парламентских процедур.
Я не удивлюсь, если Вашингтону хорошо заплатила бывшая премьер-министр Мэй за то, что Вашингтон затянет Brexit на три года, и я не удивлюсь, если приостановка Джонсоном деятельности парламента была организована с целью потопить Brexit. Премьер-министров Британии хорошо вознаграждают за то, что они служат интересам Вашингтона, а не интересам британского народа. Например, нынешний чистый капитал Тони Блэра, который допустил вторжение Вашингтона в Ирак, составляет 76 миллионов долларов.
Суды непредставительны и неподотчетны. Если парламент оставит решение суда в силе, что, вероятно, связано с борьбой за Brexit, то парламент уступит политическую сферу власти суду, так же как конгресс США пожертвовал конституцией США ради «войны с террором».
Возможно, этого следовало ожидать. Когда законодательные органы жертвуют интересами народа ради интересов организованного лобби, то они подрывают свою собственную власть и открываются для того, чтобы можно было допустить разграбление их же полномочий другими ветвями власти.
Автор: Пол Крэг Робертс (Paul Craig Roberts), доктор экономических наук, бывший заместитель министра финансов США по экономической политике в администрации Рональда Рейгана. Работал редактором и обозревателем газеты «Уолл-стрит-джорнел», журнала «Businessweek» и информационного агентства «Scripps Howard News Service». В своё время был автором постоянной колонки в газете «The Washington Times». Автор многочисленных книг, посвященных крупнейшим проблемам современности.
Публикуется с разрешения автора.
Перевод Сергея Духанова.
Новости мира: Лавров встретился в Нью-Йорке с президентом Сербии