Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Обида Кремля стоит дорого: Разорили не только Грузию, но и себя заодно

Похоже, компенсировать убытки никто никому не собирается

20623

Сообщение о том, что российской авиакомпании S7 («Сибирь») дали допуск на полеты в грузинский город Кутаиси, вселяет некую надежду на возобновление авиасообщения между Россией и Грузией, которое было прервано указом президента Владимира Путина с 8 июля 2019 года. Впрочем, сам по себе факт получения допуска еще не означает, что уже завтра российские пассажирские самолеты возьмут курс на грузинские города. В Росавиации пояснили, что это обычная практика — авиакомпании получают или продлевают доступ для того, чтобы начать полеты сразу после открытия воздушного сообщения. Так что авиакомпания S7 либо подстраховалась на всякий случай, либо уверена в том, что авиасообщение будет восстановлено. Тем более, что эта тема обсуждается как на уровне министров иностранных дел, так и в российском парламенте. Дело за решением президента, возможно, что оно будет принято уже в октябре.

Поводом для прекращения авиасообщения между Россией и Грузией, как мы помним, стал скандал на Генеральной сессии Межпарламентской ассамблеи православия, который проходил в Тбилиси. Тогда глава этой организации российский депутат Госдумы Сергей Гаврилов, согласно протоколу мероприятия сел в кресло спикера парламента Грузии, на тот момент отсутствующего. Это вызвало гневное возмущение грузинской стороны, Гаврилову пришлось уехать, а в самом Тбилиси начались многочисленные митинги, в том числе с антироссийской риторикой, но большая их часть была внутренними «разборками». Тогда президент Саломе Зурабишвили обвинила Москву в организации протестов и назвала Россию «врагом и оккупантом». Путин отреагировал жестко — отменил воздушное сообщение.

Читайте также
Кремль победил: Россия отобрала у Украины борщ Популярное первое блюдо назвали средством «российской военной пропаганды»

На тот момент туристический поток из России в Грузию был рекордно высоким за последнее десятилетие и оценивался в более чем миллион человек в год. Грузия стала необычайно популярной у россиян, из-за достаточно низких цен, вполне приличным уровнем комфорта, историческими ценностями и легкой транспортной доступностью — самолетом от Москвы всего два часа, примерно как до Сочи. Отмена авиасообщения резко сократила количество отдыхающих. Сыграло свою роль и информационное освещение конфликта российскими СМИ, материалы в которых акцентировались на агрессивности антироссийских выступлений в Грузии.

В результате Грузия в сентябре 2019 года («бархатный сезон») приняла немногим более 147 000 российских туристов — падение турпотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 20,6 процентов. В Тбилиси оценили ущерб от приостановления полетов, только за июль-август страна из-за запрета авиарейсов из России потеряла в целом около 113 миллионов долларов, что является серьезным уроном для грузинской экономики.

Естественно, что Грузия настроена на восстановление полетов с Россией и неоднократно к этому призывала. Даже президент Грузии Саломе Зурабишвили обращалась к россиянам с приглашением посещать ее страну для отдыха и туризма. Недавно, во время встречи в Нью-Йорке глава МИД Грузии Давид Залкалиани обратился к своему российскому коллеге Сергею Лаврову с подобным предложением, отметив, что это входит в интересы обеих стран. При этом он отметил, что после июньского конфликта между россиянами и грузинами не было зафиксировано ни одного случая насилия либо намеренных оскорблений. По мнению грузинской стороны, авиасообщение между двумя странами необходимо восстановить, ведь развитие туризма и гуманитарных отношений выгодно обеим странам. В Тбилиси считают, что барьер необходимо снять там, где это можно сделать легко. Сейчас в Грузии верят, что запрет на полеты будет снят и возлагают большие надежды на зимний сезон и ждут россиян в отелях Бакуриани и Гаудаури.

Позиция России тоже направлена на снятие запрета авиасообщения с Грузией, тем более для этого есть свои веские причины, но выдвигает некоторые условия. Их на днях озвучил спикер Госдумы Вячеслав Володин на встрече с президентом Совета кантонов Федерального собрания Швейцарской конфедерации Жан-Рене Фурнье. Надо полагать, что без согласования с Путиным он бы не стал делать никаких заявлений по Грузии и восстановлению полетов. Володин настаивает, что грузинский лидер Саломе Зурабишвили должна извиниться перед Россией и российским народом. После этого можно будет говорить о восстановлении отношений на прежнем уровне. Надо понимать, что Зурабишвили, умерив грузинскую гордость, должна извиниться в первую очередь перед непосредственно Путиным. Как это сделал в свое время турецкий президент Эрдоган, который в свое время тоже извинился перед Путиным за сбитый в небе Сирии российский истребитель-бомбардировщик.

Читайте также
Американцы от злости на русских грызут арктический лед Российский Северный морской путь американцы хотят сделать общим

Подобное заявление Володин неслучайно сделал именно в Швецарии — при посольстве этой страны в Грузии действует Секция интересов Российской Федерации, единственная дипломатическая миссия России в Грузии, с которой у Москвы напрямую нет дипотношений. Соответственно российский спикер парламента через своего швейцарского коллегу таким образом хочет донести позицию Кремля до Тбилиси, который должен публично извиниться, получив взамен восстановление авиасообщения. В общем, все теперь зависит от решения грузинского президента.

Бесспорно, что российское решение отменить прямые авиарейсы с Грузией наносит вред грузинской экономике. Есть и другие «побочные эффекты от этого ограничения». При этом, заметим, серьезно страдают не только российские туристы, но и отечественные авиакомпании, которые так и не получили от правительства обещанные компенсации потерь от закрытия авиасообщения с Грузией. Их недополученная прибыль превышает 1 миллиард рублей. Авиакомпания «Победа», например, понесла убытки на 500 миллионов рублей. В S7, совершавшая ранее 17 рейсов в неделю между Россией и Грузией, потери оценивают в 600 миллионов рублей. В авиакомпании Red Wings недополученную прибыль оценили в 200 миллионов рублей. Сейчас большая часть высвободившихся самолетов этих авиакомпаний переориентированы на Крым, Сочи и другие курортные города Черного моря, но из-за конкуренции прибыль на этих рейсах существенно ниже.

Правительство, похоже, не собирается компенсировать потери авиакомпаний из-за прерванного сообщения с Грузией и отделывается лишь обещаниями. Проще уговорить Путина восстановить полеты и закрыть эту тему. Но Путину очень хочется, чтобы Зурабишвили перед ним извинилась.

Новости России: Москва направит США ноту в связи с поездкой американских дипломатов в Северодвинск

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня