Обида Кремля стоит дорого: Разорили не только Грузию, но и себя заодно

Похоже, компенсировать убытки никто никому не собирается

  
20467
Обида Кремля стоит дорого: Разорили не только Грузию, но и себя заодно
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Сообщение о том, что российской авиакомпании S7 («Сибирь») дали допуск на полеты в грузинский город Кутаиси, вселяет некую надежду на возобновление авиасообщения между Россией и Грузией, которое было прервано указом президента Владимира Путина с 8 июля 2019 года. Впрочем, сам по себе факт получения допуска еще не означает, что уже завтра российские пассажирские самолеты возьмут курс на грузинские города. В Росавиации пояснили, что это обычная практика — авиакомпании получают или продлевают доступ для того, чтобы начать полеты сразу после открытия воздушного сообщения. Так что авиакомпания S7 либо подстраховалась на всякий случай, либо уверена в том, что авиасообщение будет восстановлено. Тем более, что эта тема обсуждается как на уровне министров иностранных дел, так и в российском парламенте. Дело за решением президента, возможно, что оно будет принято уже в октябре.

Поводом для прекращения авиасообщения между Россией и Грузией, как мы помним, стал скандал на Генеральной сессии Межпарламентской ассамблеи православия, который проходил в Тбилиси. Тогда глава этой организации российский депутат Госдумы Сергей Гаврилов, согласно протоколу мероприятия сел в кресло спикера парламента Грузии, на тот момент отсутствующего. Это вызвало гневное возмущение грузинской стороны, Гаврилову пришлось уехать, а в самом Тбилиси начались многочисленные митинги, в том числе с антироссийской риторикой, но большая их часть была внутренними «разборками». Тогда президент Саломе Зурабишвили обвинила Москву в организации протестов и назвала Россию «врагом и оккупантом». Путин отреагировал жестко — отменил воздушное сообщение.

Читайте также
Кремль победил: Россия отобрала у Украины борщ Кремль победил: Россия отобрала у Украины борщ Популярное первое блюдо назвали средством «российской военной пропаганды»

На тот момент туристический поток из России в Грузию был рекордно высоким за последнее десятилетие и оценивался в более чем миллион человек в год. Грузия стала необычайно популярной у россиян, из-за достаточно низких цен, вполне приличным уровнем комфорта, историческими ценностями и легкой транспортной доступностью — самолетом от Москвы всего два часа, примерно как до Сочи. Отмена авиасообщения резко сократила количество отдыхающих. Сыграло свою роль и информационное освещение конфликта российскими СМИ, материалы в которых акцентировались на агрессивности антироссийских выступлений в Грузии.

В результате Грузия в сентябре 2019 года («бархатный сезон») приняла немногим более 147 000 российских туристов — падение турпотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 20,6 процентов. В Тбилиси оценили ущерб от приостановления полетов, только за июль-август страна из-за запрета авиарейсов из России потеряла в целом около 113 миллионов долларов, что является серьезным уроном для грузинской экономики.

Естественно, что Грузия настроена на восстановление полетов с Россией и неоднократно к этому призывала. Даже президент Грузии Саломе Зурабишвили обращалась к россиянам с приглашением посещать ее страну для отдыха и туризма. Недавно, во время встречи в Нью-Йорке глава МИД Грузии Давид Залкалиани обратился к своему российскому коллеге Сергею Лаврову с подобным предложением, отметив, что это входит в интересы обеих стран. При этом он отметил, что после июньского конфликта между россиянами и грузинами не было зафиксировано ни одного случая насилия либо намеренных оскорблений. По мнению грузинской стороны, авиасообщение между двумя странами необходимо восстановить, ведь развитие туризма и гуманитарных отношений выгодно обеим странам. В Тбилиси считают, что барьер необходимо снять там, где это можно сделать легко. Сейчас в Грузии верят, что запрет на полеты будет снят и возлагают большие надежды на зимний сезон и ждут россиян в отелях Бакуриани и Гаудаури.

Позиция России тоже направлена на снятие запрета авиасообщения с Грузией, тем более для этого есть свои веские причины, но выдвигает некоторые условия. Их на днях озвучил спикер Госдумы Вячеслав Володин на встрече с президентом Совета кантонов Федерального собрания Швейцарской конфедерации Жан-Рене Фурнье. Надо полагать, что без согласования с Путиным он бы не стал делать никаких заявлений по Грузии и восстановлению полетов. Володин настаивает, что грузинский лидер Саломе Зурабишвили должна извиниться перед Россией и российским народом. После этого можно будет говорить о восстановлении отношений на прежнем уровне. Надо понимать, что Зурабишвили, умерив грузинскую гордость, должна извиниться в первую очередь перед непосредственно Путиным. Как это сделал в свое время турецкий президент Эрдоган, который в свое время тоже извинился перед Путиным за сбитый в небе Сирии российский истребитель-бомбардировщик.

Читайте также
Американцы от злости на русских грызут арктический лед Американцы от злости на русских грызут арктический лед Российский Северный морской путь американцы хотят сделать общим

Подобное заявление Володин неслучайно сделал именно в Швецарии — при посольстве этой страны в Грузии действует Секция интересов Российской Федерации, единственная дипломатическая миссия России в Грузии, с которой у Москвы напрямую нет дипотношений. Соответственно российский спикер парламента через своего швейцарского коллегу таким образом хочет донести позицию Кремля до Тбилиси, который должен публично извиниться, получив взамен восстановление авиасообщения. В общем, все теперь зависит от решения грузинского президента.

Бесспорно, что российское решение отменить прямые авиарейсы с Грузией наносит вред грузинской экономике. Есть и другие «побочные эффекты от этого ограничения». При этом, заметим, серьезно страдают не только российские туристы, но и отечественные авиакомпании, которые так и не получили от правительства обещанные компенсации потерь от закрытия авиасообщения с Грузией. Их недополученная прибыль превышает 1 миллиард рублей. Авиакомпания «Победа», например, понесла убытки на 500 миллионов рублей. В S7, совершавшая ранее 17 рейсов в неделю между Россией и Грузией, потери оценивают в 600 миллионов рублей. В авиакомпании Red Wings недополученную прибыль оценили в 200 миллионов рублей. Сейчас большая часть высвободившихся самолетов этих авиакомпаний переориентированы на Крым, Сочи и другие курортные города Черного моря, но из-за конкуренции прибыль на этих рейсах существенно ниже.

Правительство, похоже, не собирается компенсировать потери авиакомпаний из-за прерванного сообщения с Грузией и отделывается лишь обещаниями. Проще уговорить Путина восстановить полеты и закрыть эту тему. Но Путину очень хочется, чтобы Зурабишвили перед ним извинилась.

Новости России: Москва направит США ноту в связи с поездкой американских дипломатов в Северодвинск

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Роман Родин​

​Заместитель Директора Департамента Финансовых рынков Банка «Солидарность»

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня