Политика / Выборы

У «Единой России» против ЛОМов нет приемов

Власть давно не устраивает нормальных выборов, поскольку знает: народ ее терпеть не может

  
7635
У «Единой России» против ЛОМов нет приемов
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

По мере приближения парламентских выборов 2021 года в стране циркулируют все более упорные слухи о возможном переформатировании избирательной системы в России. Особое значение эта тема приобретает в контексте предполагаемого в 2024 году так называемого «транзита власти».

Наиболее обсуждаемым вопросом стало возможное повышение среди парламентариев доли одномандатников до 75%. Таким образом, по партийным спискам, не исключено, скоро будут избирать всего 25% депутатов Госдумы. Фонд Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) подготовил доклад, в котором смоделировал изменения, ожидающие политическую систему.

При новой пропорции, число одномандатных округов в РФ вырастет до 337, а их средний размер уменьшится с нынешних 500 тысяч до 327 тысяч избирателей. Это значит, что претендентам-самовыдвиженцам придется собирать уже не по 15 тысяч, а всего по 9,6 тысяч подписей в свою поддержку.

Читайте также
Кабмин РФ: Как украсть триллион из общенародной «кубышки» Кабмин РФ: Как украсть триллион из общенародной «кубышки» Планы инвестиций в отечественную экономику погубит необходимость банального латания дыр

По мнению ИСЭПИ, арифметические изменения повлекут политические последствия — этим может воспользоваться либеральная оппозиция. Ведь по опыту прежних выборов из 112 новых округов 61 будут относится к протестным. Всего же округов, неблагоприятных для избрания единороссов, станет 185.

Похоже, в либеральном лагере разделяют это мнение. «Если будут нормальные выборы по одномандатным округам, то я выберу округ и выиграю», — поспешил заявить Евгений Ройзман, уже единожды избиравшийся мэром Екатеринбурга на волне протестов.

Популярный телеграм-канал «Незыгарь» сообщил, что по признанию его источника, в администрации президента, якобы, уже приняли решение формировать фракции в Госдуме из одномандатников. Для этого там планируют готовить так называемых ЛОМов (лидеров общественного мнения) и оказывать им поддержку. Однако считать эти слухи достоверной информацией преждевременно.

«СП» попыталась разобраться: как изменится наша политическая система в случае резкого увеличения доли одномандатников в парламенте России? И каковы будут последствия этого для Кремля и страны в целом?

Политолог Алексей Макаркин предвидит в этом случае усиление политических позиций регионов в противовес центру.

— В Кремле будут тщательно взвешивать плюсы и минусы увеличения доли одномандатников. Все будет зависеть от рейтинга «Единой России» в следующем году. Именно тогда надо будет принимать решение. Иначе окажется уже поздно.

Если выяснится, что у «Единой России» не получается высокого результата, могут сделать ставку на одномандатников. Проблема в том, что очень высока планка. Правящая партия получила очень много депутатских кресел в 2016 году — на волне «крымского консенсуса». Но если в ближайшее время ничего не произойдет сопоставимого по масштабу — теперь получит существенно меньше. Поэтому, наверное, в Кремле есть желание снизить цену результата по партийным спискам и повысить удельный вес одномандатников.

«СП»: — Где власти найдут столько желающих и способных кандидатов в условиях, когда доверие к «Единой России» снижается?

— Одномандатников можно набирать из числа как политиков с опытом работы в Госдуме, так и из числа «рельефных» людей, публичных фигур. Есть опыт очень сложных для власти выборов в Мосгордуму, где медийные фигуры прошли в депутаты. Людей типа известного телеведущего Романа Бабаяна избирают либо как кандидата от власти, либо за личную известность. Так что будут искать среди такого рода людей.

Если в регионе популярен какой-нибудь ректор местного университета или главврач — могут выдвинуть их. Главное — раскрученность. Чтобы голосовали не за партию, а за персону.

«СП»: — С какими проблемами может столкнуться власть в случае реализации этого варианта?

— Обратите внимание: правила игры у нас меняются перед каждыми парламентскими выборами. Что показывает весьма большую нестабильность в этой сфере. Пробовали уже много чего. Разве что не чисто одномандатные выборы. Но они могут нанести сильнейший удар по только формирующейся партийной системе России.

Был опыт, например, начала 2000-х годов, когда вообще отказались от одномандатных округов. Тогда это было связано не столько с намерением стимулировать развитие партийной системы — ее не особо стимулировали — сколько с желанием снизить значение «регионального фактора» в Госдуме.

Ведь депутат-списочник зависит от центра. Включат его в список или нет — это позиция центра. Это касается и депутатов «Единой России». А одномандатник может активно биться за свой регион. У нас был такой опыт в 1990-х.

Такой депутат бьется в бюджетных вопросах, лоббирует строительство в своем регионе поликлиник и других значимых для избирателей объектов. Но поскольку на всех не напасешься, ресурсов не хватает, было желание, чтобы такой региональный лоббизм уменьшился.

Теперь, если доля одномандатников вырастет, лоббизм опять появится.

«СП»: — А партии как будто ни при чем.

— Да, стимулов для развития партийной системы в этом случае станет меньше. А она и так у нас довольно слабенькая. Поскольку сразу вычитается половина депутатов, идущих по партийным спискам, желания стремиться в эти списки и поддерживать свою партию будет меньше.

«СП»: — Как, по-вашему, будут выглядеть выборы по одномандатным округам?

— Обратимся к опыту последних выборов в Мосгордуму. Считалось, что самый сложный для власти район Москвы — это Центр. Где много интеллигенции, либерально настроенных избирателей и т. д. На самом же деле проблема возникла на востоке столицы. Хотя эти районы считались рабочими и поэтому лояльными власти. Например, в середине 2000-х там был популярен известный в патриотической среде полковник спецназа Квачков.

Сейчас, после деиндустриализации, люди на востоке столицы хотя, возможно, и сменили работу, но никуда не уехали. От них по-прежнему ожидалась поддержка провластных кандидатов. Но получилось так, что именно там власть проиграла. Тот же самый бывший рабочий или техник или инженер, который после 2014 года голосовал за власть, сейчас неожиданно проголосовал за оппозицию.

Поэтому возникает вопрос: хватит ли у Кремля медийных фигур, сильных кандидатов, для того чтобы в своих интересах «закрыть» все округа?

Тут, вероятно, возникнет проблема крупных городов, где голосование может носить протестный характер. Если же не допускать таких кандидатов, то могут быть скандалы со снижением легитимности выборов. Либо аналог «умного» голосования Навального.

Читайте также
Новый кризис покажет России ее родную кузькину мать Новый кризис покажет России ее родную кузькину мать Правительство Медведева вместо реформ наращивает золотой запас

Так что одномандатные округа, давая власти определенные возможности, не гарантируют ее от рисков.

— Известно, что любому кандидату-одномандатнику от власти гораздо легче избраться, чем пройти в Думу по партийным спискам от «Единой России», — говорит директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. — По одномандатному округу он может идти самовыдвиженцем, потом вступить в какую-нибудь фракцию, как это сделали некоторые депутаты Мосгордумы. А по партийным спискам надо все как есть показывать. Это вопрос честности.

Конечно, легитимность Госдумы, избранной по одномандатным округам, ниже, чем по партийным спискам. Так как политическая система страны оказывается тем самым несколько подорванной. Это значит, что партии находятся в таком состоянии, в котором их неприлично выставлять на авансцену политики. Что будет означать конец той политической системы, которая была создана в 2003 году при участии Владислава Суркова.

Кремлю могут быть выгодны такого рода изменения, поскольку за «Единую Россию» народ уже не проголосует. Это единственная возможность власти сохранить свои позиции.

А вот по мнению адвоката, правозащитник Дмитрия Аграновского, Кремлю, если он не хочет повторения протестов по всей стране, разумнее поступить «с точностью до наоборот».

— Ничего, кроме минусов, увеличение доли одномандатников не принесет. В России выборы — это способ удержания власти одним и тем же классом, чьи идеи, да и он сам резко непопулярны в народе. Властью выборы рассматриваются исключительно как технологический процесс, а не как реальное волеизъявление граждан.

Одномандатники в этом контексте — классика жанра. На их избрание требуются огромные расходы. Левые партии с большим трудом могут сражаться в этом смысле с системой. Как человек, неоднократно участвовавший в выборах, могу сказать, что против одномандатника работает вся система власти: от ЖЭКов до полиции, от судов до прессы.

И поэтому технология добора депутатов от власти не нова. И применяется, например, на Украине и в других местах.

У нас тоже, когда однажды поняли, что в Госдуму могут пройти слишком много коммунистов, половину Госдумы решили формировать по одномандатным округам (в 2016-м году — авт.). А ведь после антинародных реформ авторитет системы (и даже президента) еще упал…

Читайте также
Транзит власти-2024: Путин всех удивит. Он поступит так, как никто не ожидает Транзит власти-2024: Путин всех удивит. Он поступит так, как никто не ожидает Как ВВП может спокойно расстаться с президентством, чтобы снова стать главой государства

«СП»: — Полем для эксперимента можно наверное считать Мосгордуму.

— Да. И мы видели, как там произошел серьезный сбой. Надо понимать, что формирование списка оппозиции Навальным (надо называть вещи своими именами) — это чисто московский феномен. Но при абсолютно низких рейтингах партии власти в число одномандатников, без сомнения, попадет достаточно много даже не неугодных, а абсолютно радикальных людей. А чтобы поставить Госдуму на уши не нужно большинство. Нужна трибуна. Эту трибуну 5−10 депутатов получат. И эффект выйдет абсолютно обратный.

Дальновидные мэры некоторых городов сейчас вообще ликвидируют одномандатников и переводят все выборы на партийные списки. Проконтролировать четыре партии им гораздо легче. Поэтому я бы посоветовал власти сыграть прямо противоположным образом. В последние годы они «сушили» явку, делали все, чтобы народ не приходил. И «досушились» до московских выборов.

Поэтому во-первых, надо формировать Госдуму полностью по партийным спискам. А, во-вторых, перенести голосование на нормальное время: март или декабрь.

Да, явка резко увеличится. Коммунистов в Госдуме станет намного больше. Но это никак не повлияет на параметры системы. Иначе выборы по одномандатным округам в 2021 году будут намного скандальнее выборов в Москве. Легитимность их будет намного ниже. И при этом в парламент все равно пройдет достаточно радикалов, которые превратят Госдуму в то, что представляет сейчас собой Мосгордума — в скандальный и неработоспособный орган.

Так что нужно совершить резкий политический поворот. Причем — поворот именно в сторону демократии. Я понимаю, что наши власти в последние 30 лет вообще народу не доверяют ни в каком виде. А вот надо попробовать довериться. Уверен — ничего страшного не произойдет.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Роман Родин​

​Заместитель Директора Департамента Финансовых рынков Банка «Солидарность»

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня