Во время визита в Петербург Владимир Путин посоветовал россиянам не зацикливаться на украинской проблематике. «Что ж вы все об Украине, надо и о себе подумать», — сказал президент РФ, отвечая одному из горожан, пожелавшему изложить собственные мысли об отношениях Москвы и Киева. Этот невинный эпизод, показал всю степень раздражения президента сложившейся ситуацией. До этого, к слову, Маким Галкин выступил с той же тирадой, при этом работая на Первом канале: «Меня так это достало, я же не на Украине живу, что вы мне все время про нее рассказываете, вы о нас расскажите. Такое впечатление, что у нас все наладилось и осталось только вот украинцам помочь». Вот и власть, оказывается, думает примерно также. Мы недавно совсем рассказывали о том, что даже Запад задался вопросом, когда же царь услышит шута. Услышал.
Порыв петербуржца понятен. Положение русских на Украине волнует россиян. Многие из них считают, что Кремль, несмотря на «КрымНаш», предпринял недостаточно мер для спасения соотечественников от захвативших власть в Киеве бандеровцев. А часть общества и вовсе желает видеть народные республики Донбасса в составе России, однако этого не происходит.
Другая часть, пожалуй, меньшинство, «болеет» за Киев, ходит на «антивоенные» марши, цель которых — оказать моральную поддержку соседней стране, переводят деньги на оснащение ВСУ, пишет заявления в полицию на тех, кто собирает средства для ополчения Донбасса и мечтает однажды въехать в Москву на американском танке «Абрамс».
То есть в российском обществе оформилось два антагонистических полюса, между которыми мира в ближайшей перспективе быть не может. Представитель одного из этих полюсов и пытался прорваться к президенту поговорить. Очевидно, россияне видят в президенте единственного политического субъекта, способного всерьез влиять на положение дел.
К тому же тему событий на Украине вот уже который год старательно подогревают федеральные телеканалы. Громкие ток-шоу, в ходе которых участники кричат, перебивая друг друга, а порой дело доходит и до мордобоя, идут на ТВ чуть ли не ежедневно. Фамилии их ведущих: Скабеева, Норкин, Шейнин и др. выучили, кажется, даже те, кто избегает просмотра этих передач. Избегает прежде всего из-за перечисленных ведущих.
Но что будет, если Украину убрать с телеэкранов россиян? Ведь тогда придется говорить о том, что действительно волнует наших граждан. О пенсионной реформе, бедности, налогах, беспределе чиновников и полиции, других малоприятных вещах, в существовании которых в нашей жизни граждане могут обвинить власть. А впереди выборы 2021 и 2024 года…
Так или иначе, опрошенные «СП» эксперты практически единодушно оценили долю украинской тематики в российских медиа как чрезмерную.
— Это болезнь самой системы, — говорит медиаэксперт, журналист Ольга Тропкина. — Для меня тема Украины, с которой явно перебарщивают и которая на телевидении превратилось в шоу фриков, стоит наряду с темой с водительскими справками, с делом Голунова, когда президент самолично должен останавливать систему. Мы наблюдаем ручное управление. И это не говорит о том, что президент правильно ее построил.
«СП»: — Изначально власть сама побудила СМИ уделять столько внимания нашим соседям?
— Конечно. Сначала это было так, а потом как всегда система, желая бежать впереди паровоза, желая выслужиться немного переборщила. К сожалению, многие люди, особенно пожилые смотрят все это с увлечением. И мне неловко, что главе государства приходится самолично разруливать эту ситуацию. Это настораживает и немного страшно от этого. Нормально функционирующая система должна саморегулироваться.
Политолог Александр Асафов понимает призыв Путина буквально — россиянам следует вернуться к своим собственным делам.
— Президент не в первый раз говорит об этом. Но настолько прямо — в первый. Очевидно, он тоже обеспокоен, что российская медийная повестка на серьезную свою часть состоит из украинских дел. Люди, конечно, должны быть увлечены жизнью своей страны, а не заниматься просмотром чужой по всем каналам и сайтам. Это похоже на созерцание жизни соседа.
«СП»: — Но ведь на Украине живет фактически наша родня — часть их граждан хотят быть Россией…
— Конечно, те, у кого на Украине живут родственники, на происходящее там смотрят несколько иначе, но по большей части людей беспокоит то, что им навязали СМИ. А они повысили важность украинского фактора до невозможного уровня. В том числе при помощи ток-шоу, где происходят различные инциденты. Люди начинают жить как в сериале. Ждут, что сегодня скажет Ковтун, кто кому даст по лицу. Какая-то бесконечная «Рабыня Изаура» или шоу «За стеклом» или «Дом-2».
Люди вовлечены в это достаточно глубоко, хотя украинская ситуация большинства из них не очень-то касается. Это, конечно, вредный фактор, поскольку люди отвлекаются от реальности. Путин, на мой взгляд, считает, что надо вернуться в свою реальность и перестать жить в реальности телевизионной.
Однако политолог Олег Бондаренко резонно заметил, что для уменьшения доли украинской повестки в российских медиа Путину незачем «выступать» на улицах — он имеет все нужные для этого административные возможности.
— Видимо Путина уже самого достало… Это тот случай, когда правитель сталкивается на практике с запущенными его властью механизмами и их последствиями. Не секрет, что с 2014 года вся российская публичная повестка на 90 процентов состоит из Украины и лишь иногда перемежается Сирией.
Когда приходишь на очередное дурацкое ток-шоу и спрашиваешь продюсера: неужели других тем нет, то они отвечают, что народ смотрит. Мол, если делать ток-шоу по социальным темам, то рейтинг падает, а по Украине растет. Но эти же вопросы связаны! Народ приучили к Украине, воспитали его на украинской внутренней политике.
Скоро наши граждане украинских политиков будут знать лучше, чем российских. Потому что российской политики у нас в телевизоре нет, а украинской завались. Понятно, что простые люди, которые смотрят телевизор, общаются между собой, а потом спрашивают президента: доколе на Украине будет все это продолжаться? А президент, «красавец», предлагает поговорить о России.
«СП»: — Чем объясняется ваша ирония?
— Путин может сказать о необходимости смены повестки Константину Эрнсту, Олегу Добродееву, наконец, первому заместителю главы президентской администрации Алексею Громову. Пусть у нас будет больше российских новостей, пусть на ток-шоу копья ломаются вокруг наших российских, а не соседских украинских новостей.
Правда, это сложнее и не будет так способствовать сплочению российского общества, как в случае с Украиной. Но зато это поможет вскрыть и решить какие-то проблемы. Проблемы увольнения врачей, мусорных свалок, тяжелой экологии в Сибири, проблемы пенсионной реформы и проч. Если Громов прикажет телевизионным начальникам переключиться с Украины на Россию, тогда и президента об этом спрашивать перестанут.
А пока вся машина госпропаганды целиком и полностью заточена под украинский формат, когда есть совершенно неизвестные украинцы, которые за деньги играют в наших ток-шоу «плохих парней», пока пожившие в США россияне будут выдаваться за экспертов-американцев все останется как есть. Это все проявление общества-спектакля, но только довольно дешевого спектакля.
«СП»: — Но, возможно, Кремлю выгодно такое смещение повестки. Копать российскую действительность, расчесывать наши отечественные язвы на ТВ опасно. Виновником в этом во всем люди будут считать действующую власть…
— Конечно, выгодно. Но Украина всех уже просто достала. Все хорошо в меру. От смещения внимания в сторону Украины наши проблемы сами по себе не решатся.
По мнению директора Института свободы, члена бюро президиума партии «Родина» Федора Бирюкова, пока украинский кризис не завершен, игнорировать его в российских СМИ и обществе будет трудно.
— Полагаю, что российская власть действительно испытывает определенное утомление от украинской проблемы. Более того, она сидит в печенках. При этом она малорешаема в современных условиях, потому что украинский политический режим не поддается концептуальной трансформации. Идет косплей одного и того же. Меняются президенты, ключевые игроки, но сама миссия остается неизменной.
Эта миссия — максимально раздражать Россию, поддерживать напряжение между Россией, свободным Донбассом и Украиной, создавать напряжение вокруг Крыма, поддерживать санкционный режим, наносить ущерб нашей политике и экономике. И что с этим делать, пока мало кто понимает. В отличие от 2014−2015 годов, когда события в Крыму и в Донбассе можно было охарактеризовать как революционные, горячие, сейчас, мы видим, разворачивается консервативный сценарий.
Россия пытается не мытьем так катаньем переломить ситуацию, Зеленский пытается балансировать между своими интересами и интересами Запада и позицией России. Трамп тоже демонстрирует усталость от Украины, замораживает военную помощь. Европа раздражена тем, что Украина из партнера по антироссийскому фронту превратилась в черную дыру, поглощающую все новые средства, дающая только малопригодных гастарбайтеров и угрозу территоризма.
Украина — проблема для всех. И находится эта проблема не на отшибе, а в центре Европы, связанная границами со многими государствами. Мы видим, что ряд восточноевропейских стран уже открыто предъявляет территориальные претензии к Украине, чувствуя ее слабость и предполагая, что она может продолжить распадаться. Поскольку Украина является неестественной маленькой империей, получившей свои земли без всяких на то оснований.
Ответ Путина, очевидно, был эмоциональным, что с ним нередко случается. Открылся и честно сказал: ну сколько можно?! Все, что считает нужным, он делает. Так давайте же с президентом России говорить все-таки о российских проблемах!
«СП»: — Но власти сами раскрутили украинскую тему. Разослали, поди, «темники» по телеканалам, как они привыкли это делать.
— Если говорить о телешоу, то надо знать, что украинская тема — очень рейтинговая. Их аудитория — это, как правило, люди пенсионного или предпенсионного возраста, в большей части женщины. То есть публика, склонная к абстрактным переживаниям. Для них это мыльная опера. Люди, погруженные в российский быт и, надо полагать, уставшие от этого быта — эта категория населения небогатая — хотят отвлекаться. И здесь украинская тема греет сердца, так как она преподносится так, что мы правы, мы побеждаем, а та сторона — сторона тьмы.
Абсолютно точно известно, что при попытке телеканалов сменить украинскую тему на внутриполитическую или экономическую, рейтинги падают. Телевидение не может жить без гонки за рейтингом. Я и сам замечал в разговорах с согражданами, что социально-политические вопросы многих раздражают, от них пытаются уйти. А вот украинская тема их воодушевляет. Это стало политическим фэнтези, в которое люди погружаются, чтобы немного забыть о своих проблемах. Так Украина стала опиумом для российского народа.
«СП»: — Какая-то развлекуха получается не во всем уместная…
— Конечно, ситуация с Украиной не может не отражаться на нашей внутренней политике, на наших экономических делах. Здесь и санкционная тема и тема смены приоритетных партнеров в экономической деятельности и поддержания отношений с прежними партнерами. Когда у соседей горит квартира или происходит разбойное нападение трудно оставаться спокойным и думать, что тебя это не коснется. От того, наведен ли порядок рядом с твоим домом зависит и внутренняя ситуация в самом доме.
Новости России: Экс-глава администрации первого президента РФ рассказал, почему Путина выбрали преемником Ельцина