На переговорах с Москвой Токио должен объявить «исконно японской территорией» все острова Курильского архипелага, и таким образом можно будет вернуть два острова южной части гряды. Об этом в интервью газете «Ёмиури» заявил глава оппозиционной Коммунистической партии Японии Кадзуо Сии.
Политик предлагает в вопросе Курил руководствоваться договором от 1875 года, по которому Курильские острова были отданы Японии в обмен на полный контроль над Сахалином, и российско-японская граница проходила между мысом Лопатка на Камчатке и островом Шумшу. При этом мирное урегулирование после Второй мировой войны, включая Сан-Францисский договор, по которому Токио целиком отказался от претензий на Курилы, он назвал несправедливым.
«Нужно исправить эту несправедливость и аннулировать мирный договор, в котором признаётся отказ от архипелага Тисима (японское название Курильского архипелага — прим.), — отметил Сии.
По его словам, Япония может добиться возвращения островов южной части Курил, «если будут начаты переговоры с позиции, что весь архипелаг, включая его северную часть, является японской территорией».
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв, полагает, что заявлению оппозиционного японского политика не стоит уделять повышенное внимание, поскольку оно является элементом «внутренней, а не внешней политики Японии».
«Это попытка заработать дополнительные очки на радикализации позиции по островам», — уверен сенатор.
Косачёв также добавил, что по поручению президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ «идёт кропотливая работа по обсуждению темы перспектив заключения мирного договора».
Напомним, в ноябре 2018 года на встрече в Сингапуре Путин и Абэ договорились идти к мирному договору, взяв за основу российско-японскую Совместную декларацию 1956 года.
Тогда советское руководство «в знак доброй воли» согласилось рассмотреть возможность передачи Японии двух из четырех островов южной части Курил — Шикотан и Хабомаи. При условии заключения сначала мирного договора. Но японские власти сами обнулили все договоренности, отдав часть собственной территории американцам под военные базы.
В результате проблема подписания мирного договора с Японией была «заморожена» на несколько десятилетий.
Сейчас наши страны вернулись к Декларации 1956 года. Однако переговорный процесс существенно тормозят принципиальные расхождения Москвы и Токио в подходах к заключению такого договора.
В этой ситуации радикализация только усилит расхождения и явно не пойдет на пользу дальнейшему диалогу.
— Заявление партии, которая в настоящий момент не имеет значительного электорального веса, конечно, можно было бы не учитывать, в качестве серьезного фактора внешнеполитической деятельности Японии, — комментирует высказывание японского политика заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. — Достаточно много экстравагантных заявлений можно услышать от радикальных или маргинальных политиков.
Но я все же хотел бы призвать относиться к этому заявлению предельно серьезно. Поскольку и правящая партия, и премьер-министр, и значительное число общественных и политических сил Японии занимают схожую позицию. Позицию, которая, с моей точки зрения, является не соответствующей ни современной системе международного права (и тем нормам, которые существуют в международном праве), ни современному положению вещей.
Никогда исторические аргументы, тем более, такие сомнительные, как приводятся в данном заявлении, не служили оправданием тех или иных действий, связанных с изменением статуса тех или иных территорий.
С позиции ООН, любые исторические основания не являются юридическими, поскольку на любой исторический довод можно привести такой же исторический контрдовод. И мы утонем в выяснении исторических фактов и соотнесении их друг с другом.
Есть геополитическая реальность, закрепленная системой международных соглашений. Эта геополитическая реальность состоит в том, что Япония сыграла очень серьезную негативную роль в ходе Второй мировой войны. На совести японского милитаризма десятки миллионов погибших мирных жителей. В Китае и не только там… Естественно, среди них и советские солдаты тоже.
Мы помним о том, что в 1938 и 1939 гг. Япония совершила два вооруженных нападения — на Советский Союз и на дружественную СССР Монголию.
Я думаю, современное японское общество, в том числе, к сожалению, и Коммунистическая партия (а, казалось бы, в основе коммунистических идей — идеи интернационализма и дружбы народов), просто забыло о той роли японского милитаризма, который был осужден международным сообществом по итогам Второй мировой войны.
То решение о передаче всей Курильской гряды, которое является основанием современной системы международных отношений, не подлежит изменению и пересмотру, поскольку является нормой по итогам Второй мировой войны.
Нельзя создавать прецеденты подобного рода, поскольку мы «откроем ящик Пандоры», и огромное количество проблем и претензий будет у тех или иных государств друг к другу.
Это — первое.
Второе. На этой земле живут российские граждане, которые, как показывают опросы, проведенные не так давно, практически в полном составе высказываются за сохранение принадлежности островов Российской Федерации. В этой связи любые инсинуации, связанные с одним, двумя или всеми островами Курильской гряды, являются абсолютно беспочвенными. И не должны рассматриваться в контексте той или иной переговорной позиции.
«СП»: — Сейчас в основе переговорного процесса декларация 1956 года. Значит ли это, что Токио выведет со своей территории американские войска? Ведь, если не ошибаюсь, таким было изначально условие возвращения к этому документу со стороны советского правительства.
— Действительно, есть обстоятельство, которое является ключевым — это наличие на японской территории американских военных баз.
С 1945 года вплоть до настоящего времени территория Японии находится под внешней оккупацией со стороны Соединённых Штатов. И суверенитет Японии в этом смысли ограничен.
Поэтому рассматривать любого рода соглашения о передаче каких-то островов абсолютно бессмысленно. Никто просто не даст гарантии того, что на этих островах завтра не появится еще одна американская военная база.
В этом смысле вести диалог с Японией бесперспективно. Более того, не считаю нужным рассматривать подобного рода территориальные уступки (даже гипотетически) в контексте той политики и позиции Японии, которую мы наблюдаем. Воинственной, ксенофобской, националистической риторики, которую мы слышим из Токио.
В данном случае речь идет о том, что для Токио важно заключение мирного договора с Москвой. Не диктовать какие-то условия России о передаче каких-то территорий, а заключить мирное соглашение.
«СП»: — Вообще без каких-либо встречных условий?
— Конечно. Так, как это было с Западной Германией в свое время у Советского Союза.
У немецких политиков нашлось достаточно разума и политической воли, чтобы пойти на подобного рода соглашение. Вот, собственно, яркий и позитивный пример.
А Японии, которая находится фактически в непрекращающемся конфликте со всеми окружающими ее государствами, я думаю, было бы выгодно, если бы с одной из этих стран — с Россией — установились дружественные и конструктивные отношения.
Это выгодно и в экономическом, и в политическом плане. И это привело бы к тому, что Япония вышла бы из того состояния изоляции, в котором она сейчас находится на Дальнем Востоке.
Новости политики: В Совфеде прокомментировали заявление японских коммунистов по Курилам
Международное положение: Эрдоган разрывается между Путиным и Трампом