Политика / Власть

Путин запутал россиян: Пообещал уйти, но потом «включил заднюю»

Российский лидер готов ограничить президентские полномочия, но колеблется

10472
На фото: президент РФ Владимир Путин на большой ежегодной пресс-конференции
На фото: президент РФ Владимир Путин на большой ежегодной пресс-конференции (Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Владимир Путин неожиданно дезавуировал собственные слова, сказанные в ходе большой пресс-конференции о внесении изменений в законодательство, регламентирующее порядок избрания президента России.

«Здесь нельзя только делать никаких опрометчивых шагов, и нельзя с этим спешить. Поэтому дискуссия идет, я тоже буду смотреть, как она развивается», — уточнил президент в интервью Павлу Зарубину, показанном на телеканале «Россия-24».

До этого в ходе публичной беседы с прессой Путин прямо высказался за отмену в Конституции РФ оговорки «подряд» в отношении двух сроков президентских полномочий. Это связано с позицией ряда политиков и политологов, объяснил он.

«Ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушел с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это уже было не два срока подряд», — отметил Путин. Кстати, о том же Путин говорил еще в 2012 году.

Рассуждая об ограничении президентских сроков, Путин готов говорить и о расширении прав Госдумы. Парламент мог бы выполнять какие-то дополнительные функции и нести дополнительную ответственность, считает он.

Очевидно, что перераспределение полномочий потребует внесения изменений в Конституцию. Путин выступил против принятия нового Основного закона, но готов реформировать старый. За исключением первой главы, которая устанавливает основы конституционного строя.

Читайте также
Виктор Алкснис: «Путин уже не тот, ошибается» Виктор Алкснис: «Путин уже не тот, ошибается» Большая пресс-конференция президента не дала ответов на ключевые вопросы России

Мнение Путина об ограничении президентства двумя сроками было однозначно воспринято наблюдателями как его готовность уйти в 2024 году со своего поста навсегда. Однако последующие оговорки посеяли в этом сомнения.

Политолог Алексей Макаркин видит в предлагаемых Путиным мерах дрейф власти в сторону коллективного руководства.

— Высказывания президента — это публичный сигнал о том, что власть серьезно занялась вопросом 2024 года. Другое дело, что до этого момента еще много времени и поэтому не стоит спешить с какими-то конкретными прогнозами, фамилиями, с предположениями кто и кем будет.

Но из слов Путина об изменении формулы «два сроках подряд» следует, что президент не хочет пролонгации своих собственных полномочий. Иначе он сказал бы про «два срока», а не про слово «подряд». Но именно последнее слово оспариваемое.

«СП»: — Но чего он хочет? К какой формуле придет? Вряд ли президент просто уйдет на пенсию, оставив все полномочия приемнику. Переучреждение государства в союзе с Белоруссией обсуждалось, но в такую возможность верится с трудом — слишком масштабно для нашей власти…

— Сейчас больше изучается не белорусский опыт — он как-то не очень привлекателен, в том числе в связи с весьма сдержанным отношением российской власти к фигуре Лукашенко, а, например опыт Назарбаева (занявшего пост главы Совбеза РК с расширенными полномочиями — авт.). На него будут смотреть.

Ну и, кроме того, у нас президентская республика. Пожалуй, даже суперпрезидентская. И, наверное, есть желание чуть-чуть цену вопроса снизить. Это значит, что новое руководство должно быть в значительной степени коллективным.

«СП»: — Путин как раз говорил о возможности усиления роли парламента…

— Да, этот вопрос обсуждается. Правда, на таком уровне это было сказано впервые. Но у нас есть проблема — роль парламента была резко уменьшена в 1993 году. Это была реакция на огромный съезд-митинг, который тогда был, на столкновение президента со съездом. Со временем парламент получил кое-какие полномочия. В частности, право на проведение парламентского расследования (использовалось один раз после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС — авт.).

По мнению директора Института свободы, члена бюро президиума партии «Родина» Федора Бирюкова, часть ответственности за страну было бы полезно возложить на политические партии.

— Очевидно, что на пороге транзитной точки — 2021−2024 годов, Путин стал задумываться о том, какую политическую систему он оставит, перестав быть главой государства. Несмотря на то, что он, конечно же, останется в политике в целом и будет играть одну из решающих ролей, его эта конструкция заботит, и он хотел бы ненавязчиво, но уже сейчас начать высказывать свои рекомендации. Думаю, что внутри власти — в Кремле, в администрации президента, дискуссия идет уже предметно. Но пока Путин в своей излюбленной консервативной манере допустил изменения Конституции.

Не исключено, что Путин пришел к пониманию необходимости коренных изменений в политической системе. Возможно, он полагает, что те экстраординарные условия, в которых ему пришлось начинать президентскую работу, носят временный характер.

Разумеется, что различные сектора власти, партии будут трактовать эти высказывания в свою пользу или во вред конкурентам. Но это естественно.

«СП»: — Ограничение роли президента предполагает расширение роли других институтов власти. Путин упомянул, в частности, функционал парламента…

— Об этом всегда говорила и говорит оппозиция. Это может касаться как расширения рычагов влияния, так и ответственности. Например, возможность формировать правительство по итогам выборов и, естественно, отвечать за его политику перед избирателем.

Читайте также
Путин-2019. Итоги: Что у президента пошло не так Путин-2019. Итоги: Что у президента пошло не так Бенефициары «ЗАО Российская Федерация» толкают страну к катастрофе

«СП»: — А партии готовы взять на себя такую ответственность?

— Они мечтают об этом. «Единая Россия» фактически получила это право. Половина правительства является функционерами правящей партии, включая премьер-министра. Остальные — нет. КПРФ вспоминает правительство Примакова-Маслюкова, ЛДПР, непарламентские партии, либералы тоже имеют свои примеры. Но пока правительство у нас однопартийное.

Если бы была введена норма о формировании правительства партиями по итогам выборов, за короткое время негодные к реальной государственной деятельности партии уступили бы место тем, кто на это способен. Это был бы революционный шаг для развития нашей партийной системы.

«СП»: — Говоря о возможности правки Конституции, Путин допустил любые изменения, кроме первой главы, где зафиксированы базовые основы конституционного строя. Какие, по-вашему, это могут быть изменения?

— Мне показался очень интересным очередной выпад президента против ленинской национальной политики в плане смены тысячелетней унитарной традиции на конфедеративную. При этом он отметил, что Сталин был против этого. На это стоит обратить внимание, так как нынешнее деление Российской Федерации нам досталось в наследство и оно, как мы знаем, не идеально. Здесь возможны и даже нужны изменения, чтобы судьба страны не зависела от судьбы отдельной партии или политического класса, который может и ошибаться.

Путин предлагает определить в законодательстве опорные точки, которые были бы незыблемы при любом режиме, при любой идеологии, которая может влиять на страну даже не будучи записанной в Конституции. В этом плане для Путина обеспечение стабильности страны приоритетно и выдвигается на первый план в любом вопросе.


Власть: Виктор Алкснис: «Путин уже не тот, ошибается»

Новости политики: Зюганов прокомментировал идею Путина убрать слово «подряд» из Конституции

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Проректор Академии труда и социальных отношений

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article