30 января премьер Михаил Мишустин провел первое заседание кабмина после своего назначения. Министрам он напомнил о персональной ответственности за исполнение национальных проектов и поручений президента.
«Неисполненных поручений достаточно много, по некоторым сроки не всегда обоснованно переносятся неоднократно, отсутствует онлайн-статистика, чтобы каждый руководитель, в том числе вице-премьеры, в реальном времени могли видеть, как обстоят дела по ним», — отметил Мишустин.
Он попросил вице-премьеров в недельный срок доложить об исполнении поручений, которые Владимир Путин дал после своего послания Федеральному собранию. В их число, напомним, входит расширение мер поддержки семей с детьми и ряд других инициатив.
Мишустин также потребовал от министров доступно объяснять людям свои действия, чтобы не возникало «неверных трактовок». «Неправильные» вопросы уже возникли из-за планов властей снизить размер прожиточного минимума, сказал он.
«Людям нужны детальные комментарии. Предупредите свои пресс-службы, что, если вы по каким-то причинам не можете оперативно ответить, чтобы они обращались в департамент пресс-службы правительства», — заявил премьер.
Складывается впечатление, что Мишустин не просто показывает, что новая метла по-новому метет. Он с места в карьер набирает очки, позиционируя себя жестким, но заботливым руководителем. Что логично: Мишустина считают одним из преемников Путина на президентском посту.
Ранее СМИ писали, как новоиспеченный премьер прибыл в Белый дом — со своей командой и с твердым намерением избавиться от значительной части старой. Начальников выгоняли быстро, например, замруководителя аппарата правительства Андрею Логинову дали два часа, чтобы освободить кабинет. Сообщается, что из кабинетов выгоняли почти всех руководителей аппарата. А уволенных министров лишали машин, так что им, беднягам, впервые за долгое время приходилось ехать домой на такси.
Надо думать, народу такой стиль руководства импонирует. А популярность Мишустину точно не будет лишней. Напомним, вопреки негласной традиции последнего времени, Путин не приехал публично представить его парламенту. По мнению аналитиков, президент не готов делиться с новым премьером своим рейтингом. Раз так — рейтинг придется зарабатывать самому.
Любопытен в связи с этим следующий факт. Одним из заместителей руководителя аппарата премьера стал Леонид Левин, чья PR-компания «Тайный советник» якобы занималась образом Мишустина как главы Федеральной налоговой службы. Плюс к тому, СМИ сообщали, что якобы у Мишустина имеется целый штат сотрудников, которые следят за появлением негативной информации про него в интернете — по образцу мэра Москвы Сергея Собянина.
Какие выводы можно сделать из первых шагов главы кабмина, будет ли новое правительство социально-ориентированным?
— Мишустин — представитель руководителей нового поколения — не по году рождения, а по полученной профессии, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Он компьютерщик, долго находился в этой среде, а тон в ней задают относительно молодые люди. Поэтому он нанимает пиарщиков, по примеру Собянина — и правильно делает.
У Собянина, замечу, есть чему поучиться и в работе с кадрами. Бывший заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин — ныне вице-премьер по строительству. На мой взгляд, это важнейшая позиция.
Видите ли, был такой шведский экономист, лауреат Нобелевской премии Гуннар Мюрдаль — он написал большущую книгу по развивающимся странам. Так вот, он считал, что самый простой способ рывком сдернуть с места развивающуюся страну — это развертывание массового жилищного строительства. Жилищное строительство, как локомотив, тянет за собой целые отрасли отечественного производства. Потому что импорта в таких масштабах не навозишься.
Замечу также, что первый вице-премьер Андрей Белоусов работы Мюрдаля читал — это совершенно точный факт.
«СП»: — Премьер на первом заседании заявил, что неисполненных поручений президента много, по некоторым сроки неоднократно переносятся. Это такая показуха?
— Читайте между строк: «поручение не выполнено», «сроки переносятся» — это означает жесточайшую критику правительства Дмитрия Медведева. Это означает, что предшественники ничего реально не делали.
На мой взгляд, бывший президент Дмитрий Анатольевич считал свое восьмилетнее премьерство пересидкой до следующего президентства. И руководил кабмином просто: сделали — молодцы, не сделали — давайте сроки перенесем. Может быть, за это он и лишился премьерского кресла.
Мишустин, в отличие гуманитария и специалиста по римскому праву Медведева, — мужик конкретный. В налоговой службе все совершенно четко — иначе невозможно. Как сказал Бенджамин Франклин, неизбежны только смерть и налоги. Думаю, во многом Мишустин сделал так, что налоги стали неизбежными и в России. За это его и выдвинули на пост премьера.
На мой взгляд, акции Мишустина резко пошли вверх после того, как налоговики «наехали» на социальные фонды. Мол, ребята, есть обоснованные сомнения. Вы рапортуете о сборе страховых взносов на 95% - мы попробуем собирать их через налоговую службу. Итог такого подхода — рост сбора социально-страховых взносов превысил 10%.
Понимаете, что это значит? Если бы страховые взносы хорошо собирались, такого роста быть не могло!
«СП»: — То есть, Мишустин правильно погнал с места в карьер?
— Что значит — погнал? Просто это лишнее доказательство, что правительство Медведева плохо работало. Если бы оно работало нормально, аппарат Белого дома остался бы на своих местах. А их выгнали пинками под зад. Два часа на сборы именно это и означает — крайнее бюрократическое выражение неудовольствия. Мол, расстрелять не могу, посадить без суда тоже, а вот вышибить в течение двух часов — могу.
Напомню, Медведев появился на посту президента, предварительно побыв премьером. Он и набирал этот, разогнанный Мишустиным, аппарат. Потом этот аппарат сидел все президентство Медведева, а когда он вернулся в премьеры — в Белом доме был все тот же аппарат.
То есть, аппарат просидел больше 10 лет. Эти ребята притерлись, присобачились, были рука об руку. Я много раз бывал в Белом доме как представитель профсоюзов, и видел, какая там царит атмосфера. Многие сотрудники, я считаю, были просто некомпетентными.
Мишустину, в его аппарате ФНС, так действовать было нельзя. Ему нужно было ориентироваться на конкретный финансовый результат — совершенно однозначный. Думаю, Мишустин людей из медведевского аппарата рядом с собой терпеть не мог. Эти люди были психологически комфортными для босса, но на них нельзя было опираться.
«СП»: — Если Мишустин так хорош, он может пойти на социальные преобразования, может их отстоять?
— Нет. У него — в силу сказанного выше — авгиевы конюшни. Разгребать эти конюшни, да еще влезать в социальную политику, на которую сейчас вроде бы сделал упор лично президент Путин — зачем это Мишустину нужно?!
Президент озвучил меры социальной поддержки. Их стоимость, по различным оценкам, составляет от 700 млрд. до 1,5 трлн. рублей — Мишустину надо добыть эти деньги, и разработать механизм исполнения президентских поручений. В такой ситуации вешать себе на шею еще и социальную политику — значит, быть самоубийцей.
Наша справка
Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)
В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Новости России: Зюганов рассказал о предложениях КПРФ по изменению Конституции