Мишустин тянет Россию от Китая на Запад

Пойдет ли на пользу вступление РФ в элитный клуб развитых стран — ОЭСР

5230
Мишустин тянет Россию от Китая на Запад
Фото: DPA/TASS

Михаил Мишустин поручил правительству подготовить план восстановления сотрудничества России с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прерванного в 2014 году — после Крыма. Что это — либеральный реванш или в идее премьер-министра есть какой-то смысл?

По информации Bloomberg, речь может идти даже о присоединении России к ОЭСР. Правда, для этого потребуется инициатива самой этой организации, так как разрыв отношений произошел по инициативе Парижа, где расположена ее штаб-квартира.

Россия пыталась присоединиться к ОЭСР с 1996 года, когда премьер-министром был Виктор Черномырдин. В декабре 2019 года преодолеть формальный характер контактов намеревался прежний глава Минэкономики Максим Орешкин. История чем-то похожа на попытки вступления России в ВТО.

Из всех бывших советских республик в ОЭСР приняли только Эстонию, Латвию и Литву. Всего же там состоит 36 государств, включая США. На их долю приходится 60% мирового производства. Но поскольку среди этих развитых стран нет не России, ни Китая, структура больше напоминает политический клуб.

Читайте также
Правительство Мишустина ради богатых встает с первыми петухами, но Путин не оценит Правительство Мишустина ради богатых встает с первыми петухами, но Путин не оценит Ввести прогрессивное налогообложение требуют даже либералы, но кабмин упорствует

Внезапное стремление нового кабинета министров ввести Россию в ОЭСР наводит на мысль, что либеральный характер нашей элиты, включая социально-экономический блок правительства, так и не преодолен. Министрам страсть как хочется оказаться в «хорошей компании» европейцев и англосаксов.

Еще одна возможная причина очередного разворота России на Запад — события вокруг Китая. Торговая война, которую развязал против Пекина Вашингтон, а также эпидемия короновируса наносят ущерб экономике Поднебесной. В результате экспорт российской нефти в Китай в феврале упал на 35%.

Возможно, правительство Мишустина, не имея четкой стратегии развития собственной страны, просто мечется в надежде найти сиюминутные выгоды если не на Востоке, то на Западе.

Также не исключено, что ответ следует искать в прошлом Мишустина, в течение 10 лет возглавлявшего Федеральную налоговую службу. Ведь ОЭСР известна в первую очередь своей умелой борьбой с коррупцией, отмыванием денег и уклонением от налогов. Развитые страны помогут России «национализировать» элиту и вернуть капиталы обратно на Родину?

Заместитель директора ИМЭМО РАН, китаист Александр Ломанов не верит в серьезное сближение России с Западом, по причине его перманентной враждебности.

— Аргумент, что мы опять метнулись на Запад, точно также можно было бы адресовать китайской стороне по поводу первого этапа торговой сделки, которая была заключена в январе. Если заменить слово Россия на слово Китай, то все что было сказано по поводу вероятной шаткости российско-китайского политического и экономического союза, можно было бы адресовать и Пекину.

Между тем, Китай пошел на очень большие вынужденные уступки, принял на себя трудноисполнимые обязательства, по наращиванию импорта из Соединенных Штатов, в частности сельхозпродукции. Однако, этот факт большинство аналитиков восприняли абсолютно трезво и объективно. Да, мы живем в открытом мире и КНР заинтересован в хороших отношениях в том числе с США.

Так что проблема заключается не в том, что Россия или Китай отворачивается друг от друга…

«СП»: — А в чем?

— Все гораздо тревожнее… И Россия, и Китай предпринимают все усилия для того, чтобы поддерживать с западными партнерами конструктивные взаимовыгодные позитивные отношения, но они не находят в этом поддержки и отклика. В этом смысле характерно происходящее в связи с распространением короновируса.

Китайцы сейчас переживают очень сложный мобилизационный, с большой концентрацией период борьбы с эпидемией. И что в это время делают США? Они объявляют охоту на китайские СМИ: объявили китайские государственные СМИ иностранными агентами, ужесточили правила регистрации и требуют сократить число китайских журналистов.

Поэтому дело не в том, кто ориентируется на Запад, а в том, что Запад настолько сильно раздражен независимостью, суверенитетом и ростом экономической мощи Китая, что творят такие вещи. Это даже не имеет отношения к экономике. Это обычная кондовая холодная война, знакомая нам всем по опыту 20 века.

Читайте также
Власти жалко даже тысячи рублей, чтобы задобрить стариков, обиженных пенсионной реформой Власти жалко даже тысячи рублей, чтобы задобрить стариков, обиженных пенсионной реформой В бурном обсуждении грядущей конституционной реформы население уже подсознательно чувствует «подвох»

«СП»: — То есть сближаясь с ОЭСР Россия сближается с потенциальным противником? Как и китайцы, мы воспринимаемся на Западе как чужаки…

— Запад очень сильно поработил самого себя. Сковал себя политикой санкций, давлением на Россию и Китай. Понятно же, что ни одна организация передовых экономик без Китая не будет полной. Но пока тренд обратный — ЕС готовит меры противодействия китайским госпредприятиям, чтобы выгнать их с европейского рынка. Так что ни Запад, ни США абсолютно не намерены вести равноправный диалог с Россией и Китаем.

Там надеются на свою победу, на то, что политика санкций поможет сделать Америку снова великой, задвинув Россию и Китай на вторые-третьи роли в экономической и политической истории 21 века. Поэтому правильные попытки российского кабмина сблизиться с западными экономическими организациями, скорее всего, будут неудачными. Там появятся политические привязки, которые окажутся для нас неприемлемыми.

О геополитических и геоэкономических аспектах взаимодействия России с Востоком и Западом нам рассказал доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков.

— Россия обречена быть транзитным мостом между Азией и Европой. Напомню, что на гербе Российской империи был двуглавый орел. Хотя нас пытаются лишить этого преимущества через морскую организацию торговых путей.

«СП»: Поясните пожалуйста…

— Евразия сейчас — это по сути два острова — Европа и Азия. Хотя они соединены сухопутно через Россию (когда-то и Великий шелковый путь проходил через нашу территорию), все поставки идут морем. Даже несмотря на то, что по суше дешевле и быстрее. Но в море не действуют национальные законы, пошлины…

А организация сухопутных поставок требует некой унификации пространства (оптимизации налоговых ставок, таможенных тарифов). Того, что пытаются сделать в рамках ЕАЭС, ШОС и проч. Не случайно китайский проект «один пояс — один путь» направлен на структурное объединение пространства. Торговые пути без политической консолидации работать не будут.

Возникновение моста не только между Берлином и Москвой, но и Шанхаем или Пекином, объединяющем мировую фабрику — Китай и передовые технологии — Германию, исключает из общей картины Соединенные Штаты. Им здесь места нет. Поэтому для англосаксонского мира этот проект — страшный кошмар.

Есть исторический пример. Когда Россия построила Транссиб (и Суэцкий канал потерял свои транспортные преимущества), он «загорелся» с двух сторон. На востоке началась Русско-японская война и мы потеряли выход в Южно-китайское море, а с другой стороны заполыхала нефтедобыча в Баку. Нефть и керосин тогда были главным глобальным товаром.

Это я все к тому, что появление такого большого конструкта как «Большая Евразия», что было озвучено Путиным и Назарбаевым в 2016 году в Петербурге — это головная боль для США и Британии и их сателлитов. Поэтому будут делаться все, чтобы изолировать нас от Запада санитарным кордоном, в который недавно впервые в истории вошла Украина.

Так что отношения с Европой России надо налаживать.

«СП»: — Правительство пытается. Но в ОЭСР, куда входит множество европейских стран и ЕС как структура, состоят те же США и Британия…

— Думаю, что в рамках существующих международных структур, прежде всего ЕС, шансов выстроить отношения практически нет. А вот на национальном уровне это получается. Мы видим, что с Германией, Францией это получается. Вообще, ЕС — это вовсе не «четвертый рейх», как говорят некоторые, а смирительная рубашка для Германии, чтобы она не стала реальным лидером Европы.

Так что в целом, стратегически, установка Мишустина верна. Но в какой конструкции эти связи будут налаживаться… Конечно, мы заинтересованы в нормальных отношениях с Европой. И Европа, прежде всего Германия, сможет стать самостоятельным игроком. Сейчас мы находимся на этапе очередного исторического перелома. Предопределенности здесь нет.

— Желание начать курс на на сближение с ОЭСР вполне понятное. — говорит руководитель налоговой практики юридической фирмы BMS Law Firm Денис Зайцев. — Эта организация стоит у основ международного налогообложения, в частности ОЭСР была разработана та самая модельная конвенция об избежании двойного налогообложения, которую потом все страны приняли за основу. Причем решение вопросов, связанных с налогообложением, — это не единственная задача этой организации.

«СП»: — Пишут, что Мишустин надеется сделать Россию членом ОЭСР…

— Россия не может присоединиться к ОЭСР по ряду серьезных причин, но мы можем использовать методы, инструменты и наработанную практику этой организации. В частности, с точки зрения экономики Россия не готова стать частью ОЭСР в силу того, что есть требования, которые для нашей страны неприемлемы. Россия вряд ли будет готова отдать ОЭСР в какой-то форме ряд принимаемых решений в части налогового регулирования. Так как в организации возможно только полноценное участие, то для России, скорее всего, это невозможно.

Читайте также
Мишустин обошел Медведева: Ограбили пенсионеров, на очереди - дети Мишустин обошел Медведева: Ограбили пенсионеров, на очереди — дети Чиновники решили запустить руку в карман сиротам, монетизировав их жилье

Но сближение с ОЭСР для России важно, так как организация разработала действительно эффективные механизмы для борьбы с нарушениями в сфере налогообложения.

Однако, по мнению адвоката, управляющего партнера юридической фирмы TAX COMPLIANCE Михаила Бегунова геополитические факторы могут оказаться сильнее.

— ФНС за последние годы сделала серьезный рывок вперед в части обмена информацией с иностранными юрисдикциями. Так, были достигнуты договоренности со многими странами, с которыми раньше Россия не обменивалась такой информацией. Эти данные, полученные из других стран, отразились на результатах контрольных мероприятий и на доначислениях по налогам для фактических получателей дохода. Сближение с ОЭСР — это очередной этап по выходу на международный уровень стандартов налогообложения и борьбы с размыванием налоговой базы.

Но ждать конкретных и каких-то глобальных изменений в этой сфере в ближайшее время не стоит, так как само это сближение пока находится в зачаточном состоянии, и надо подождать развития ситуации с учетом геополитической обстановки, которая может очень быстро измениться. Если сближение продолжится, то, вероятно, это приведет и к новому витку борьбы с коррупцией в России, так как в этой сфере, в отличие от налоговой, отставание от развитых стран особенно заметно.

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Андрей Милюк

Политолог

Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня