11 февраля Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о поправках в Конституцию. Главным изменением в Основной закон стала поправка об обнулении предыдущих президентских сроков Владимира Путина, внесенная Валентиной Терешковой.
Накануне глава государства с трибуны Государственной Думы заявил, что готов поддержать инициативу, если ее одобрит Конституционный Суд. Если соответствующие изменения появятся в Основном законе, Путин потенциально сможет руководить государством до 2036 года.
Предложения Терешковой широко обсуждаются сейчас не только в РФ, но в зарубежной прессе. «СП» подготовила подборку наиболее интересных материалов.
Foreign Policy считает, что Путин, наконец, внес ясность в картину политического будущего страны. Более месяца аналитики лишь гадали, каким будет транзит власти в 2024 году, предполагая расширение полномочий Госсовета или другие варианты. При этом журнал замечает, что до последнего момента у многих действительно было опасение по поводу того, что будет со страной через четыре года.
Financial Times полагает, что на самом деле предложенные поправки дают многим россиянам именно то, что они хотят. Большинство граждан РФ желают политической стабильности, не видят во главе государства другого лидера кроме Путина. Импонируют людям и предложения об индексации пенсий, закреплении роли русского языка и запрет однополых браков. Особый акцент газета делает на реакцию чиновников и политического истеблишмента России, описывая ее как настоящий восторг.
The Wall Street Journal пишет, что после нескольких месяцев спекуляций о путях развития России Владимир Путин всё-таки определился с политическим будущим и нашел самый тривиальный выход. Он просто решил поставить себя в один ряд с руководителями государств, которые правят всю жизнь.
Vox называет предложения об обнулении президентских сроков «шокирующими». По мнению авторов материала, никто в РФ не ожидал, что Путин спокойно уйдет в отставку в 2024 году. Однако были предположения, что нынешний глава государства сможет сохранить власть каким-либо иным способом и формально демократические процедуры смены лидера не будут нарушены. Издание пишет, что ранее сроки пусть и формального ухода Путина были ясны, теперь же он останется, что называется, навечно. При этом отмечается, что оппозиции практически перекрыли все возможности выразить недовольство происходящим. В частности, до 10 апреля в Москве запрещены все митинги.
The Economist замечает, что Путин любит удивлять своих сограждан, остался он верен сам себе и сейчас. Россияне оказались сбиты с толку, ведь еще 6 марта президент уверял граждан, что не собирается повторять опыт советских руководителей, умерших на своих постах, а всего через четыре дня сделал прямо противоположное по смыслу заявление. В целом издание называет слова Путина, как и предложенные им поправки в Конституцию «туманными». К этому можно добавить и тот, по мнению авторов публикации, странный факт, что всенародное голосование решено провести в день рождения Ленина.
The New York Times рассказывает о поправках в Конституцию с точки зрения обеспокоенности Кремля возможной низкой явкой на всенародное голосование. Пока идея проголосовать за изменения в Основной закон не вызвала большого энтузиазма у россиян. Но, как пишет газета, власть нашла оригинальный способ привести людей к избирательным участкам: прописать в Конституцию запрет на заключение однополых браков.
New York Post полагает, что с окончанием срока полномочий Путина в 2036 году может погибнуть и российская государственность. Как пишут авторы статьи, Путин мастерски удерживается на вершине власти, постоянно находя внешних и внутренних врагов, чтобы сплотить вокруг себя граждан. Однако всё время правления нынешнего президента элиты продолжают разорять страну, население стремительно стареет и вымирает. Не исключено, что Путин станет последним президентом России, который оставит ее в руинах, предполагает издание.
Немецкие СМИ считают, что Путин может остаться единственным значимым политиком и руководителем России до 2036 года, но это может стать ловушкой для него. Нынешнюю политическую жизнь в РФ немцы сравнивают с драмой Александра Пушкина «Борис Годунов». Шурин покойного царя Федора находился в уединении, а народ упрашивал его возглавить страну, и в итоге Годунов якобы с неохотой принимает корону.
Издание считает, что сейчас россияне наблюдали не меньший драматизм, когда именно первая женщина-космонавт предложила обнулить предыдущие сроки, а сам Путин, чей график расписан на месяцы вперед, вдруг смиренно появился в Государственной Думе. Однако, как напоминают авторы, бремя ассоциировать свое имя с самим понятием «стабильность» часто оказывалось для российских правителей слишком тяжелым, достаточно перечитать русского классика.
Al Jazeera приводит слова из выступления Путина о том, что во время кризиса и Второй мировой войны американский народ позволил Франклину Рузвельту избираться президентом четыре раза. Одновременно издание рассказывает о реакции российской оппозиции на возможность Путину оставаться у власти до 2036 года. По мнению противников действующего главы государства, Путин может оказаться «пожизненным президентом», что несет большие риски для страны.
Власть: Валерий Рашкин: Путин теперь наш вечный президент — это факт
Новости политики: «Левый фронт» провел акцию против обнуления президентских сроков Путина