Распоряжения президента России Владимира Путина по сдерживанию коронавируса оказались слишком недостаточными для Сергея Собянина. В столице на следующей неделе все будет закрыто. Так глава города скорректировал решения шефа Кремля. И это является политическим сигналом. Такое мнение выразил журналист швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Маркус Акерет.
«В этом кризисе Собянин является функционером, задающим такт. В последние три дня это проявилось как никогда. Путин тоже мог бы распорядиться о закрытии всех ресторанов, кафе, парков, торговых центров и не являющихся жизненно важными предприятий вроде парикмахерских и магазинов за исключением аптек и продуктовых магазинов, как сделал это Собянин. То, что вместо этого он объявил выходные, хотя и с призывом сплотиться и оставаться дома, показалось необдуманным, особенно на фоне по-прежнему распространенной беспечности относительно вируса и располагающих к прогулкам теплых весенних дней», — пишет он.
«Возможно, это было осознанным решением, чтобы передать введение непопулярных мер Собянину. Но он может принимать решения только в отношении Москвы и надеяться, что таким образом подаст хороший пример регионам», — отмечает автор.
По его словам, Собянин недавно попытался ознакомить Путина со своим реалистичным взглядом на ситуацию, заявив на заседании о том, что реальный масштаб эпидемии в России неизвестен. «Однако последовавший визит Путина в современную клинику для коронавирусных больных в московском районе Коммунарка лишь символически обозначил переосмысление. (…) Символика оказалась провальной в другом, не менее значимом моменте: повсюду разлетелась фотография, на которой Путин жмет руку главному врачу. К тому же, в своем телевизионном обращении президент не упомянул предписания по соблюдению гигиены. Хотя в Москве на улицах и в магазинах все больше людей носят маски, о соблюдении дистанции речи не идет. (…) Не ограничено и внутреннее транспортное сообщение, что грозит дальнейшим распространением опасной болезни по стране».
«Путин никогда не был хорошим кризисным управляющим, особенно в начале событий, на которые он мог повлиять лишь в некоторой степени. Об этом свидетельствует и его сегодняшняя реакция. У него были совсем другие планы на этот год — благодаря поправкам в конституцию, дополненными возможностью остаться у власти, планировалось снова мобилизовать население, а в экономике после скудных лет снова пойти вперед. Вместо обеспечения геополитического влияния на Ближнем Востоке ему теперь приходится заниматься назойливыми вопросами, которые портят многие планы», — считает Акерет.
«Объявленными экономическими и социальными мерами защиты не восстановить и пошатнувшееся доверие населения. Отношение к эпидемии и экономический кризис грозят скорее подтвердить мнение о том, что шеф Кремля потерял связь с жизненной реальностью своих граждан. Собянин в свою очередь, благодаря решительным действиям во время кризиса, в сущности может только выиграть», — резюмирует швейцарский журналист.
Пока нет никаких данных о том, насколько вырос рейтинг доверия к столичному мэру, но ВЦИОМ утверждает, что показатель одобрения деятельности президента Владимира Путина в день обращения к нации в связи с коронавирусом вырос в сравнении со значениями прошлой недели и составил 63,5 процента. Уровень доверия также вырос и составил 69 процентов.
В то же время «Ведомости» пишут, что, по данным ФОМ, коронавирус ухудшил настроения россиян и ударил по рейтингам власти. К примеру, работу Владимира Путина хорошо оценивают 60% опрошенных (неделю назад было 65%), а доверие к нему снизилось с 60 до 56%.
Кому в этой ситуации доверять? И действительно ли рейтинг Собянина может многократно возрасти на фоне Путина? Тем более, именно он продолжает ужесточать меры, тогда как федеральные власти отмалчиваются.
Странно, но подобным вопросом задается швейцарский журналист, а не отечественные эксперты…
— Не нужно быть швейцарским журналистом, чтобы увидеть, что коронавирус обнажил некоторые проблемы внутри российских элит, так как совпал с начавшимся конституционном кризисом, к которому в стране не все были готовы, ведь правила игры изменились по ходу игры, — считает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Недавно в интервью Юрию Дудю журналист кремлевского пула Андрей Колесников сформулировал некое правило российской системы, хотя и не ставил перед собой такую цель. Он сказал, что Путин с почтением относится к правилам игры, которые сам и создает. Но обнуление президентских сроков — это новая вводная, это изменение устоявшихся правил. И должно пройти время, чтобы элиты сформулировали свое отношение к изменившимся правилам.
Мы увидели, например, как мгновенно потерял свой аппаратный вес Дмитрий Медведев, который долгое время занимал позицию номер два в стране. Мы увидели новое лицо в должности премьер-министра, которому только предстоит завоевать авторитет. Михаил Мишустин показывает высокую активность. Как минимум, работа правительства при нем выглядит динамичнее, чем при Медведеве.
Высокая активность и большие планы — это еще не всё, что нужно. Проблема российского неэффективного госуправления заключается в низкой отзывчивости на местах. Мы это видели и по многим планам Путина, ведь те же «майские указы» в итоге потонули именно при исполнении на местах. Местные бюджеты не могли потянуть «майские указы» из-за нерассчитанности реализации этих планов. Такая же ситуация может произойти с теми обещаниями, которые раздал Владимир Путин при начале конституционной реформы. Под большим вопросом находится реализация возросших социальных обязательств, тем более на фоне падения цен на нефть и из-за начавшейся пандемии, которой пока не видно конца.
Мы должны увидеть, как появляются новые лица, либо как старые лица наполняются новым содержанием. Из последнего мы видим, например, возросшую активность Олега Дерипаски, который через полуофициальный телеграм-канал критикует действия правительства. Можно вспомнить, что Валентин Юмашев также стал активнее в медийном поле. А главную активность проявляет мэр Москвы Сергей Собянин, который после смены главы правительства стал чаще высказываться по федеральной повестке.
В итоге, Собянин возглавил рабочую группу Госсовета по борьбе с коронавирусом, что фактически привело к двоевластию по этому вопросу. У нас есть Мишустин и его правительство, которое ведет борьбу с эпидемией, появился и Госсовет, статус которого пока нам не до конца ясен, но Собянин позволяет себе критиковать работу Мишустина. При этом позиции Собянина сейчас выглядят интереснее, так как именно Москва задает тон по формированию подхода России по борьбе с коронавирусом. Мишустин на фоне Собянина выглядят недостаточно решительным. Он выглядит человеком, который опасается, что у него не хватит авторитета для более решительных шагов. Собянин чувствует за собой власть и авторитет среди граждан и элит.
«СП»: — К чему это может в итоге привести?
— Всё будет зависеть от того, как быстро в России закончится эпидемия. Если это произойдет совсем скоро, то Михаил Мишустин выйдет из этой истории с минимумом репутационных потерь. Если пандемия затянется и нужно будет вводить всё более жесткие карантинные ограничения в стране, то положение Мишустина может стать более зыбким. При негативном сценарии есть все шансы, что Сергей Собянин совсем скоро займет положение номера два в стране.
Некоторым кажется, что Путин выглядит достаточно отстранённым от ситуации с коронавирусом. Нельзя сказать, что он опасается за свой рейтинг, перекладывая непопулярные решения на Собянина и Мишустина. Ситуация с коронавирусом выглядит примерно также, как и другие негативные истории. Можно вспомнить сильные лесные пожары или другие техногенные катастрофы. Владимир Путин не стоял на передовой при таких сценариях. Нынешнее его поведение выглядит скорее стандартным. Плюс он может в такой критической ситуации увидеть, насколько новый состав правительства при новом премьере является сильным и готовым к подобным форс-мажорам. Это хороший стресс-тест.
Путина должна заботить не сколько сама борьба с коронавирусом, сколько выполнение данных им социальных обещаний при начале конституционной реформы. Коронавирус — это глобальная проблема, а на фоне других стран Россия не выглядит аутсайдером. Этого достаточно, чтобы не сильно беспокоиться из-за пандемии. А вот падение благосостояния людей может негативно сказаться не только на рейтинге Владимира Путина, но и на гладком прохождении голосования по Конституции. Тем более кроме цифр ВЦИОМа, есть и другие соцопросы, показывающие падающее доверие к власти, а также негативное отношение к конституционным изменениям.
— Происходящее с коронавирусом в полной мере демонстрирует пороки сложившейся при Владимире Путине системы управления, — уверен лидер петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия« Андрей Дмитриев.
— Казалось бы: сильный, авторитарный, уважаемый народом лидер, которого все слушаются — это именно то, что нужно в текущей ситуации. А такого ведь не было ровно 100 лет, со времени мировой эпидемий испанки в 1918-ом или тифа в Советской России в 1919−20 годах. А на деле-то выясняется, что его сила — миф, и Путина никто слушать не собирается.
К примеру, огромное количество работодателей и не подумало отпускать занятых у них в недельный отпуск или отпустило, но за свой счет. У меня несколько таких знакомых, например, крановщики по-прежнему на стройке вкалывают. Причем владельцев мелких и средних предприятий можно понять — где они деньги-то возьмут на неделю простоя? И наоборот. Сказали, что МФЦ будут работать, а они на деле не работают.
То есть указания президента просто игнорируются — вот итог 20 лет строительства вертикали власти. Это символично, вспомним, как Владимир Владимирович недавно в интервью говорил, что его коробит от зарплат глав госкорпораций. Коробит его, понимаете! А сделать он с этим ничего не может, сил нет…
«СП»: — А Собянин? Его авторитет растет…
— На этом фоне действительно политически серьезно вырос мэр Москвы. Такой традиционный, популярный в 90-е тип «крепкого хозяйственника», вроде своего предшественника Юрия Лужкова или Виктора Черномырдина. Заметьте, что именно Сергей Собянин возглавил штаб по борьбе с коронавирусом, а не премьер Михаил Мишустин, которому это вроде бы по должности положено. Это отражение подковерной борьбы в путинском окружении, и похоже, на данный момент партия Собянина одерживает верх. Я бы не исключал в дальнейшем и выдвижения его в качестве преемника.
Собянин предлагает жесткие карантинные меры по всей стране, и, наверное, это оправдано. Другой вопрос, а что власти готовы сделать для миллионов граждан, внезапно оказавшихся в бедственном положении, для рушащейся экономики? То, что сказал президент в обращении к народу — явные полумеры, которые на спасут ситуацию (тем более, что все эти его «прошу обеспечить», как было сказано выше, не выполняются).
На мой взгляд, прямо сейчас нужно максимально усилить финансовый пресс на олигархов, банкиров, тех самых глав гокорпораций, на богатых вообще и перейти к прямым выплатам денег населению, как в США: определенная сумма на каждого взрослого и ребенка плюс раздача бесплатных продуктовых наборов, масок, средств гигиены. По товарам первой необходимости, в том числе крепкому алкоголю (при карантине он в этот список попадает), — жесткая фиксация цен.
А то вчера наблюдал сам в гипермаркете, как народ разметает гречку по 100 рублей за пачку, которая раньше стоила в два раза дешевле… Ну и в дальнейшем обеспечить национализацию нефтянки, газа (цены на них рано или поздно пойдут вверх), а также стратегической промышленности. Готовы ли к этому Путин с Собяниным? Думаю, вопрос риторический.
Новости России: Удальцов: оппозиция должна требовать проведения референдума по Конституции