«Почувствуем на себе теперь хоть немного, как люди на Донбассе живут», — так прокомментировал второе обращение президента к нации левый публицист Павел Пряников в своем телеграм-канале.
Надо сказать, что эта формулировка осталась во многом справедливой и после третьего обращения Путина, которое секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов в функциональном плане свел к двум моментам, в действительности имеющим мало общего с экономической поддержкой тех, к кому глава государства обращался: «напоминания главам субъектов, „кто в доме хозяин“ и терапевтическую функцию для граждан РФ с формированием образа „врага“ в виде почти уже мифических „половцев“ и „печенегов“», — написал политолог в своем телеграм-канале, по сути, утвердив за обращением прежний «донбасский месседж», идеально отражающий то, что творится у нас сейчас в стране.
Уж если даже министр финансов Антон Силуанов заявил, что «тучные времена» прошли, то дело действительно плохо, точнее, просто кранты, поскольку это ж какой оптимизм нужен, чтобы назвать «тучными» последние годы, когда даже Росстат не мог «скорректировать» цифры, чтобы рост реальных доходов населения наконец-таки вышел за статистическую погрешность!
Но с этим теперь покончено, имею в виду статистическую погрешность: падение будет мощным и значительным. Хотя, конечно же, без сглаживания тем же Росстатом не обойдется: как-то надо же оправдывать свое существование, будучи на балансе у Минэка.
Правда, в сложившейся ситуации это, скорее, создаст обратный успокоительному эффект, потому что удар, который нанесут по экономике страны карантинные меры, — он будет катастрофическим. Здесь сложно не согласиться с Анатолием Чубайсом, который говорит о потерях, исчисляемых триллионами рублей. Так оно и будет. И та реальность, в которой окажется Россия в ближайшие пару месяцев, будет вполне сопоставима с 90-ми прошлого века, если не хуже, что и соответствует тому — минус военную обстановку — как живут на Донбассе. А как, собственно, сейчас там живут?
Об этом я поговорил с депутатом Верховного совета ДНР первого созыва (был распущен в результате политических интриг) Сергеем Куцем.
«СП»: — Сергей, где ты сейчас работаешь? Сколько платят? Какие цены в Донецке?
— Сейчас я работаю на Шахте им. М.И. Калинина в Донецке, горным мастером. Зарплата у меня маленькая — 9−10 тысяч рублей в месяц. У некоторых, кто работает в «лаве», где «рубают» комбайном уголь — 14−16 тысяч. Это — самое настоящее рабство. Моя жена Марина работает на шахте им. Засядько оператором хлор-установки. Зарплата — 4−5 тысяч, при том, что работа опасная и вредная, так как — с хлором. Правда, в этом месяце первый раз получила 6 тысяч. Но тут надо учитывать, что зарплату вовремя не дают: задолженность — два-три месяца. К примеру, продавцы в магазинах получают от 4 до 7 тысяч. А цены у нас московские, а то и больше. Но на разные товары. Особенно, с этим коронавирусом: имбирь 1,5 -2 тысячи рублей за килограмм, а лимоны — 400 руб./кг. Мы все, признаться, в шоке. Но деваться-то некуда.
«СП»: — Кстати, как у вас обстоят дела с коронавирусом?
— По поводу коронавируса скажу следующее. Донбасс не готов к этой пандемии. У нас на днях собирали Народный Совет по поводу введения чрезвычайного положения в ДНР, но не ввели. Нет соответствующих коммунальных служб, чтоб присматривали за стариками и больными. Ничего нет: ни денег, ни лекарств, — хоть и вовсю говорят, что лекарства есть, но это ложь. Мы с Мариной на себе испытали это обслуживание, сами все покупали. Дело в том, что мы подхватили месяц назад какой-то хрени непонятной, что «готовые» лежали две недели, а лекарство покупали за свой счет. В больницах нет тепловизоров, а только градусники ртутные — и то уже старые. У нас еще ходит тут «свиной грипп», от которого уже умерло 50 человек. Но, как мне кажется, это искусственная истерия и большая политика. Приостановлен процесс глобализации, и все государства обратно очертили свои границы и засели в них. Дело доходило до третьей мировой, уже невозможно было разрулить ничего, вот и придумали весь этот цирк. Сейчас этот обвал грандиозный только начинается, все плохое впереди.
«СП»: — Как у вас ситуация с медицинскими масками?
— Цены на маски подпрыгнули с 2 рублей до 100 за штуку. Нам на шахте сказали без масок не приезжать, а где их взять? Шить приходится самим. Арбидола в аптеках не найдешь. А то, что есть, растет, как на дрожжах. Валерьянка стоила до эпидемии 12 рублей, а сейчас 19. А мизерную зарплату сразу и то не получишь: выдают с задержками и процентами. Короче, жуть! Пушилин оседлал все финансовые потоки в ДНР. Боюсь, что ситуация с нарастанием психоза будет увеличиваться, и если не будут введены меры по дополнительному финансированию граждан ДНР, то начнутся грабежи. Продуктов у многих людей на две недели, если что. Кто им будет что приносить домой и за что? В бюджете дыра! Вот такие дела.
«СП»: — Сколько у вас сейчас официально зараженных коронавирсом?
— Пока у нас 2 человека официально заболели коронавирусом, но нашим СМИ верить нельзя.
«СП»: — А как обстоит дело с получением гражданства РФ? Не пробовали?
(Смеется)
— Нас с паспортами РФ тут уже восьмой месяц мурыжат. Документы просто не выходили в РФ. УБОП решает, кому надо паспорта давать, а кому — нет.
«СП»: — И напоследок затрону еще одну тему, которая, судя по тому, что я слышал, продолжает быть крайне актуальной: решился у вас вопрос с переселенцами?
— Да его никто и не решал! Нас с женой уже несколько лет пытаются выселить из общежития, в последний раз с трудом отбились. Понятно, им невыгодно решать вопрос с переселенцами, поскольку требует дополнительных средств. Им куда удобнее мудрить с законами. Так, тот, который подписал еще Бородай о военном положении — его замалчивают, а Пушилин сам не вводит, точно у нас тут тишь да гладь! Ведь если признать, что идет война и, соответственно, ввести военное положение, то тогда переселенцев никто не имеет права выселить на улицу, что происходит постоянно. Плюс по Женевской конвенции 1949 г. они должны еще и помогать. И не имеют права взымать даже налоги с доходов. Ну разве Пушилин на это пойдет? Разумеется, нет. Что касается людей — у них, у власти, закон всегда против людей работает, хотя вот комендантский час введен, как при военном положении, что противоречит законодательству. Но, черт возьми, кого это интересует! — эмоционально заключил Сергей.
И если кому-то может показаться, что сравнивать ситуацию в ДНР с тем, что в России, — это как-то некорректно и, может быть, даже несопоставимо, то напомню про «режим самоизоляции», который не прописан в законодательстве. Есть режимы ЧС и ЧП, но их не вводят по той простой причине, что тогда государство должно взять на себя те убытки, которые понесут граждане, включая малый и средний бизнес. А так — возмещать ничего не надо, к тому же и налоги — пусть и в урезанном варианте — но продолжат течь в бюджет. Очень грамотно. Так сказать, по-донбасски.
Коронавирус, борьба с пандемией, последние новости:
Статистика по коронавирусу на 12 апреля: 2186 новых случаев в России, более 1300 — в Москве
В Костроме 59-летняя женщина скончалась от коронавируса
Зеленский пообещал миллион долларов изобретателю вакцины от COVID-19