России грозит новая опасность — голодные бунты. Об их возможности предупреждают самые разные эксперты. Тем не менее, предлагаемых государством мер поддержки по-прежнему не хватает. Существует мнение, что все могло быть иначе, введи власти режим ЧС — чрезвычайной ситуации. В чем разница между самоизоляцией и режимом ЧС, и на что могли бы рассчитывать россияне при введении последнего, «Свободной прессе» разъяснил юрист и правозащитник Владимир Тихоньков.
«СП»: — Почему правительство не вводит режим ЧС и мы ограничиваемся самоизоляцией, и в чем разница между этими понятиями?
— Режим самоизоляции предполагает добровольное ограничение. То есть, вам говорят: «самоизолируйся». Вы отвечаете: «хорошо, у меня есть все необходимые ресурсы, я готов сидеть пару месяцев дома». Если говорить про режим ЧС, то существует два характерных признака того, что де-факто такая ситуация наступила. Первый: это большое количество пострадавших — более 500 человек в нескольких регионах. Второй: большое количество ресурсов, которые задействованы в том, чтобы локализовать и ликвидировать опасную ситуацию, будь она техногенного, биологического или природного характера.
Насколько я знаю, в России на 16 апреля более 27 тыс. заболевших. Это говорит о том, что власти имеют право вводить режим чрезвычайной ситуации.
Для чего режим ЧС нужен. Не секрет, что у людей, которые сейчас находятся на самоизоляции, нет подушки безопасности. Перед ними встает вопрос о том, чем кормить не только себя, но и свои семьи, своих детей, а если они ИП, то и своих работников. При введении режима ЧС региональные власти получают полномочия использовать без проведения конкурсных процедур, без предварительного согласования с законодательными органами регионов материальные ресурсы и делать это либо адресно, либо помогать материально всем зарегистрированным на территории региона людям. По закону эта поддержка может быть как разовой, так и систематической.
Насколько я знаю, те специалисты, которые перманентно занимаются вопросами индексирования, а значит и прогнозов, построили математическую модель, исходя из которой в России возможен карантин дважды, и каждый продолжительностью по три месяца. В данный момент эти прогнозы сбываются, а появились они еще когда все говорили о недельном-двухнедельном, максимум — о четырехнедельном периоде самоизоляции. Сейчас мы видим, что люди сидят дома в добровольном заточении уже больше полмесяца, и конца этому не видно. Во всяком случае, изменения не ожидаются до середины мая, а может даже до середины июня.
«СП»: — То есть правительство не вводит режим ЧС, потому что это затратно для казны государства?
— Конечно. Сколько каждому из нас нужно, чтобы не умереть с голода? Тысяч по 10−20 в месяц, это не считая коммунальных платежей и, если говорить про Москву — аренды. Если мы сейчас посчитаем население России и умножим эту цифру на размер возможной материальной помощи, то есть, если умножим 147 млн человек на 10 тыс. рублей в месяц, сумма поддержки будет такой, которая окажется неподъемна ни для региональных бюджетов, ни для российского, ни для ФНБ. Понятно, что власти не торопятся вводить режим ЧС.
Правильное ли это решение или нет — судить не берусь. Но, я думаю, если бы российские и региональные власти, в том числе и власти Москвы, имели бы или пытались разработать дорожную карту ликвидации той сложной ситуации, которая сейчас возникла в экономике в связи с коронавирусной эпидемией, возможно, их позиция насчет помощи людям поменялась бы.
Дело в том, что не нужно выдавать всем по 10 тыс. рублей. Поддержка возможна адресная, поддержать можно отдельные категории населения — это нетрудоспособные, это пенсионеры, инвалиды, дети. Можно помогать деньгами, а можно, например, продуктовыми наборами, давайте вспомним опыт зарубежный и наш, российский. Мер поддержки, помимо денежных, существует множество.
Последние новости и статьи по теме «экономический кризис»:
Продуктовые карточки, регулирование цен и вечный Путин: Куда коронавирус толкнет страну
Новый «антивирусный» пакет Путина: Кремль ждет, что в мае будет хуже
Поддержка экономики: Богатые бездельники станут еще богаче, трудяг спишут в бомжи