Председатель правительства Михаил Мишустин в ходе разговора с Владимиром Путиным в режиме видеоконференции 30 апреля сообщил, что заразился коронавирусной инфекцией.
— Тесты, которые я сдал на коронавирус, дали положительный результат. В этой связи и в соответствии с требованиями Роспотребнадзора я должен соблюдать самоизоляцию и следовать рекомендациям врачей, — сказал премьер.
Роль исполняющего обязанности председателя правительства возьмет вице-премьер Андрей Белоусов. Его кандидатуру предложил сам Мишустин, позднее она была утверждена президентским указом.
Владимир Путин поблагодарил премьера за активность и проделанную антикризисную работу, добавив, что члены правительства, сотрудники администрации президента находятся в зоне особого риска, так как принимают непосредственное участие в выработке и принятии решений.
Издание «Медуза» со ссылкой на источники пишет, существует вероятность, что обратно Михаил Мишустин на кресло премьера уже не сядет. На это якобы указывает процедура возложения обязанностей на Белоусова: утверждать и. о. премьер-министра отдельным указом не нужно, а в самом тексте не уточняется, что «исполнение обязанностей председателя правительства РФ» будет временным. Однако, как замечает «Медуза», за отставкой премьер-министра следует роспуск правительства, которое, как подчеркнул Мишустин в беседе с Путиным, продолжает работать в обычном режиме.
Пресс-служба Кремля оперативно опровергла гипотезу об отставке Михаила Мишустина через РИА Новости.
— Это ерунда, — прокомментировал Дмитрий Песков.
Существуют разные оценки того, насколько хорошо Михаил Мишустин и его кабинет смогли встроиться в новую парадигму кризиса, вызванного коронавирусом и сопутствующими факторами. Кто-то говорит, что плохо.
— Правительство Мишустина потерялось и превратилось в главное разочарование года, — считает доктор политических наук Владимир Слатинов.
Другие — что хорошо.
— Мишустин никаким образом не проявил слабость в данной ситуации, нельзя ему поставить в упрек, что он не справился с поручениями президента, — отмечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Андрей Белоусов с бэкграундом приверженца сильной руки государства, кажется, подходящим кризис-менеджером на период восстановления. С другой стороны, ему не обязательно быть премьером, чтобы применять механизмы эффективного государственного управления. Ресурсов у вице-премьера для этого достаточно.
— У Белоусова собственные взгляды на развитие экономики, которые отличатся от монетаристских взглядов Силуанова, Набиулинной и других представителей либеральной экономической мысли. У Белоусова есть и понимание, и доверие президента. Он готов собрать вокруг себя понятный работоспособный коллектив, — подчеркивает Солонников.
Действительно, верховная власть скоро будет готово представить обществу перезагрузку национального плана развития экономики с поправкой на кризис и новые приоритеты. Владимир Путин в ходе своего последнего выступления по ситуации с эпидемией в России назвал новую экономическую стратегию национальным планом восстановления после кризиса.
— Когда президент говорит о необходимости подготовки стратегических документов, чаще всего они уже готовы. Мы это уже наблюдали: 15 января Путин говорит о необходимости внесения поправок к Конституции, 16 января сформирована рабочая группа, 23 января законопроект конституционной реформы проходит первое чтение в Государственной думе. Можно предположить, что работа над стратегией восстановления велась и ведется сейчас, а основные ориентиры уже существуют. Наверное, Белоусов в курсе этой работы и вполне лично, что он ее продолжит, но это никак не отрицает достаточно больших заслуг Мишустина в рамках организации работы правительства в этот сложный период, — объясняет политолог.
«СП»: — В связи с рождением новой стратегии развития состав кабинета министров может быть подвергнут ротации?
— Правительство это не что-то, отлитое в граните, как говорил один из российских государственных деятелей (Дмитрий Медведев — ред.). Правительство это живой механизм, изменения в принципе возможны, ничего чрезвычайного в этом нет. Мы можем вспомнить правительство при Борисе Ельцине, где вице-премьеры и премьеры менялись с регулярностью в несколько месяцев, посмотреть пример европейских государств. Задачи изменились, это верно: главной задачей правительства Мишустина было выполнение нацпроектов и ускорение роста российской экономики до среднемировых показателей 3,5% роста ВВП в год. В этом году мировой рост будет отрицательным, добиваться соответствия экономики мировым показателям в этом смысле не нужно, поэтому задачи изменятся. Касаемо самого Мишустина и его роли в управлении, мне кажется, что как кризисный управленец он показал себя эффективным, — подытожил директор Института современного государственного развития Дмиитрий Солонников.