Уникальный российский гидросамолет Бе-200 горит ясным пламенем

Вместе с сибирской тайгой, которую только эта машина и могла бы эффективно тушить

14858
На фото: самолет-амфибия Бе-200 на учениях МЧС по тушению лесных пожаров с привлечением авиации
На фото: самолет-амфибия Бе-200 на учениях МЧС по тушению лесных пожаров с привлечением авиации (Фото: Алексей Павлишак/ТАСС)

Лето еще не началось, а Всемирный фонд дикой природы (WWF) России бьет в набат: текущие показатели статистики по лесным пожарам в нашей стране уже в 2,5 раза выше средних многолетних значений. С января по апрель нынешнего года в РФ огнем уничтожено уже свыше 4 млн га.

Площадь российской тайги, охваченная пламенем по состоянию на конец апреля в десять раз превышала аналогичные показатели прошлого года. В Забайкалье — в три раза. В Амурской области — в 1,5 раза. В целом ряде регионов введен режим чрезвычайного положения.

Однако ситуация к лету может осложниться еще больше. Ведь год обещает быть жарким и засушливым.

Отметим, впрочем, что речь не о «чисто русской» проблеме. С 1 ноября 2019 года по 31 января 2020 года в Австралии были зафиксированы беспрецедентные лесные пожары. Если ранее считалось, что экосистема «Страны кенгуру» поглощает весь углерод, выделяемый на ее территории в результате нередких огнеопасных сезонов, то на этот раз «пылающий» континент внес дополнительные 2% в увеличение атмосферной концентрации основных парниковых газов на планете.

Читайте также
Ад лета-2020: Россиян вслед за коронавирусом будут добивать дым от пожаров и засуха Ад лета-2020: Россиян вслед за коронавирусом будут добивать дым от пожаров и засуха Отсидеться спокойно на даче, с учетом прогноза погоды, вряд ли получится

Дым от австралийских пожаров создал серьезную опасность загрязнения атмосферы для всего населения континента, снизив качество воздуха над ним до такого же, как в третьем из худших по этому показателю крупных мировых городов — Буэнос-Айресе.

А что творилось прошлым годом в Бразилии — вообще не имеет аналогов. Тамошний Институт космических исследований сообщил, что его спутники обнаружили в части Амазонии, относящейся к «Стране карнавалов», по меньшей мере, 74 155 пожаров. Это на 84% больше, чем за тот же период в 2018 году. Врачи в таких городах, как Порту-Велью, в которых особенно сильно пострадала экология, указывали на более чем трехкратный рост смертельно опасных заболеваний по сравнению с другими предыдущими годами.

Международные лидеры и экологические НПО, напомним, резко осудили президента Бразилии Больсонаро за недостаточность мер по тушению лесных пожаров в бассейне Амазонки. Теперь, похоже, приходит черед России. Если Сибирь грядущим летом запылает, как Амазония или как Австралия, задыхаться будет даже Москва. Ведь дым от гигантских пожаров в тайге в силах распространяться на расстояния до 10 тысяч км.

Кроме того, увеличение атмосферной концентрации основных парниковых газов из-за пылающих на территории РФ деревьев еще больше усугубит изменение климата. А это уже целый комплекс проблем для нашей страны — от политических до судебных. Конечно, если последствия от лесных пожаров в РФ будут ужасными для мира. А они таковыми прогнозируются.

Между тем, эффективно бороться с этим злом нам можно и нужно. Опыт той же несчастной Амазонии показал, что применение специальной авиации для тушения лесных пожаров является самой действенной мерой.

Современные спутники способны обнаруживать возгорания даже небольших площадей. А противопожарная авиация оперативно, в считанные часы, заливать лесной пожар необходимым объемом воды.

Но это, скорее, теория, чем обычная российская практика. У нас обычно в опасную зону просто высаживают мужиков с ручными разбрызгивателями. Или те устраивают встречный пал. А там уж как фишка ляжет. Потушили — молодцы. Нет — ничего страшного, если хотя бы сами унесли ноги.

Об этом, кстати, указано в рекомендациях Всемирного фонда дикой природы России. «В настоящее время численность противопожарных формирований и их оснащение необходимым оборудованием не соответствует нормативам, зарплаты лесных пожарных остаются очень низкими, а в Национальном проекте „Экология“ заложено недостаточно средств на приобретение дополнительной противопожарной техники», — говорится на сайте организации.

Невольно напрашивается закономерный вопрос к властям: а где наши знаменитые на весь мир самолеты-амфибии Бе-200 «Альтаир»? Насколько они эффективны для тушения лесов — можно судить со слов очевидцев и участников событий.

Вот как рассказывает командир воздушного судна Бе-200 Александр Марнохай о лесном пожаре, который мог привести к многочисленным жертвам среди пожарников-десантников: «Подлетев к месту назначения, мы увидели страшную картину: два крупных пожара площадью более 200 га начинают соединяться, а пожарные-парашютисты оказываются в огненной ловушке. Оценив ситуацию, мною было принято решение совершить первые сбросы воды на верховой пожар, который стремительно подходил к лагерю. Уже после третьего слива огонь утратил свою силу».

Казалось бы, сам бог велел нашему правительству увеличить выпуск Бе-200: реальный спрос в стране на «Альтаиры» огромен. Да и при грамотной раскрутке самолеты, собираемые на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г. М. Бериева, должны пойти на «ура» за границей.

Однако ТАНТК нынче в плачевном состоянии. По данным системы СПАРК, в 2019 году его убыток составил 3,6 миллиарда рублей, увеличившись за год на 800 миллионов. Причем, речь идет о системном явлении. Так, в 2018 году убыток таганрогских авиастроителей вырос на 66%. А в 2017 году он не превышал 1,7 млрд руб. Это может означать очевидное недофинансирование предприятия и/или допотопное производство с большими производственными издержками.

Кроме того, авиазавод им. Г. М. Бериева постоянно в центре скандалов вокруг систематических массовых увольнений сотрудников. Так, в мае 2018 года Таганрог узнал о сокращении 400 сотрудников из-за того, что на территории старого аэропорта перестала работать взлетная полоса. А в ноябре 2019 года местные СМИ сообщили о сокращении еще 800 работников по причине «оптимизации».

Возмущениям в комментариях к этим новостям нет предела. Картина и в самом деле получается очень некрасивая, причем во всех отношениях. Страна может производить хорошую и критически нужную противопожарную авиацию. Но выпускает самолеты Бе-200, условно говоря, по чайной ложке в год.

Читайте также
Еще год назад в России знали, что развалив медицину, страна с эпидемией не справится Еще год назад в России знали, что развалив медицину, страна с эпидемией не справится А неадекватные действия власти и цена за больного в 200 тысяч только усугубляют ситуацию

Результаты таковы. При том, что работа над этим уникальным гидросамолетом начата еще в 1992 году, по состоянию на середину 2019-го всего выпущено лишь чуть более десятка таких машин. Сколько нынче в работоспособном состоянии — тайна сия велика есть. А тайга горит все жарче…

Комментарий заместителя директора по организации летной работы Авиационно-спасательной компании (АСК) МЧС, заслуженного военного летчика РФ, полковника Валерия Крузе:

— Беда этой машины с самой современной авионикой, управлением и системой безопасности в нас самих. Продвижение Бе-200 на рынки сильно затянулось — более чем на 20 лет.

Причин несколько. И большая часть из них — системные. Первой ошибкой авиационных властей стала попытка организовать производство Бе-200 не в Таганроге, а в Иркутске. Где не было подготовленных для этого технических кадров. Поэтому пришлось все возвращать обратно. Но время мы потеряли.

Второй просчет — долгое отсутствие сертификации машины для гражданской авиации. За рубежом постоянно спрашивали: она что у вас - военная? Из-за этого была сильно ограничена работа по продвижению Бе-200, особенно за рубежом.

А ведь еще в 2003 году тогдашний руководитель МЧС Сергей Шойгу это понял. И издал приказ о сертификации самолета по нормативам гражданской авиации. Что помогло уже в 2007 году по просьбе Португалии двумя сертифицированными машинами успешно провести там работы по тушению пожаров.

Помню, очень удивлялся: почему португальцы предпочитают наш более дорогой, чем у них, самолет использовать для этих работ? Ответ потряс: «Вы просто неправильно считаете деньги. Для вас важно, сколько стоит тушение пожара. А мы считаем деньги на спасение каждого оливкового дерева».

То есть — там люди, живущие совсем небогато, но на самом деле пекущиеся о сохранении природных богатств. Они с легким сердцем могут позволить себе потратить большие деньги на приглашение дорогих, зато наиболее эффективных самолетов. В Индонезии, когда мы там работали, та же позиция: в первую очередь считают затраты не на технику, а на ее надежность и эффективность по спасению от огня национального добра.

Комментарий бывшего главного конструктора ТАНТК имени Г. М. Бериева Александра Явкина:

— Самолет-амфибия Бе-200 — уникальное достижение авиационной промышленности России. На сегодняшний день это наш единственный самолет, имеющий заказчика в США, компанию Seaplane Global Air Service Inc. (SGAS). Что является обязательным условием для принятия заявки на сертификацию иностранных самолетов со стороны FAA (Федеральной авиационной администрации) США. Потребность в Бе-200 за океаном возросла после катастрофических пожаров 2018 года в Калифорнии.

В настоящее время ограничение ресурса самолёта Бе-200 не установлено, эксплуатация осуществляется по его фактическому состоянию. Назначенный срок службы — 30 лет. Заправка водой - а это до 12 тонн — возможна на открытом водоеме за считанные 14 секунд. Сброс может выполняться как одновременно из всех баков, «залпом», так и последовательным открытием створок водяных баков. Высокая скорость обеспечивает большую производительность по количеству сбросов воды за час.

При расстоянии «аэродром — пожар» в 100 км, а «аэродром — водоем» в 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 тонн воды. Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве. Например, в горных областях и при заборе или сбросе воды при наличии препятствий.

Шойгу, когда возглавлял МЧС, эти преимущества понимал и ценил. А вот новое руководство министерства, по-видимому, считает иначе. Насколько мне известно, сегодня МЧС располагает примерно 12 машинами. А как они задействованы, мне неведомо. Не исключаю, что большая часть стоит у заборов.

Но идея ведь была в чем? Машины, как и пилоты, должны находиться, в постоянной боевой готовности. Такая практика, например, принята в Канаде, во Франции, в других странах.

В Канаде тушением пожаров занимается частная компания, а руководит государство. Там заранее готовятся к сезонам возгорания лесов, для того, чтобы пожары предупредить. И уж если где-то обнаруживается очаг, туда сразу вылетает не одна, а несколько амфибий. Они работают в цепочке, подобно людям, передающим ведра с водой. Чтобы процесс тушения горящего сооружения не прерывался.

Самолеты и в России не в одиночку, а целой флотилией должны действовать по схеме: забор воды — взлет — слив на объект. И - новый виток от водоема к лесу. Одиночный сброс, как теперь, эффекта не дает — вода быстро испаряется. И пока самолет — а расстояния в тайге сами знаете у нас какие — возвращается с новой порцией воды, можно уже все начинать сначала.

Новости СМИ2
Новости Лентаинформ
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Последние новости
Цитаты
Святослав Забелин

Лидер природоохранного движения России, эколог

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владимир Болибок

Врач иммунолог-аллерголог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости НСН
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня