Россияне уверены, что все плохо, а будет еще хуже — такой краткий вывод можно сделать из результатов опросов общественного мнения, проведенных ВЦИОМ.
Индекс социальных оценок, который показывает, как россияне оценивают ситуацию, сложившуюся в стране — достиг отрицательной зоны, отметки в -8 пунктов. В апреле это случилось впервые за историю наблюдений ВЦИОМ по этому вопросу. Даже пенсионная реформа настолько не вгоняла россиян в депрессию.
Оптимистов, которые считают, что все хорошо — почти не осталось уже в апреле, так охарактеризовали ситуацию только 1% опрошенных, что меньше уровня погрешности. А вот в том, что ситуация очень плохая, уверены 12% опрошенных.
Причем абсолютное большинство россиян считает, что в будущее окажется еще тяжелее. На вопрос ВЦИОМ «Как Вы думаете, мы переживаем сейчас самые тяжелые времена, или они позади, или еще впереди?» 72% респондентов ответили, что тяжелое время ждет впереди.
Индекс социальных ожиданий в апреле достиг -81 пункта. Это тоже худший результат. Индекс может принимать значения от 100 до -100 пунктов, и сейчас до нижней границы осталось всего 19 пунктов (менее 10%). Добавим, что по сравнению с мартом индекс ухудшился на 20 пунктов.
При этом индекс оценки ситуации в личной жизни составил 33 пункта. Около 64% респондентов описали собственную жизнь как очень хорошую, хорошую или «скорее, хорошую».
Для сравнения, в США, где сейчас беспорядки и массовые протесты, только 34% респондентов Pollingrepor сказали, что либо довольны ситуаций в стране, либо очень довольны. Две трети жителей страны оказались недовольны происходящим. Такие результаты были получены за неделю до инцидента со смертью афроамериканца Джорджа Флойда и первых беспорядков.
Россияне, судя по всему, не собираются превращать депрессию в агрессию. В данный момент, как выяснил ФОМ, лично готовы принять участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста четверть россиян. Цифра внушительная, но она остается практически неизменной на протяжении многих месяцев, а протесты, которые были в течение этого времени, не носили по-настоящему массовый или агрессивный характер.
Социальный психолог Алексей Рощин уверен, что, в основном, настроения россиян подпортил коронавирус. Соответственно, и исправить его можно позитивными новостями на эту тему. Например, настроения улучшатся, если будет найдено лекарство. Или если медики скажут, что коронавирус лечится почти так же, как грипп.
Однако если с коронавирусом борется весь мир, и победа над ним зависит от мирового сообщества ученых, то на оценки действительности и на ожидания жителей страны российские власти все же могут повлиять:
— Нужны какие-нибудь изменения: экономические или политические, — полагает Алексей Рощин. — В политике в России застой, от чиновников люди не ждут ничего кроме плохого. Новые лица, новые идеи и новые послабления, возможно, перекрыли бы депрессивный эффект от коронавируса. Настроения улучшатся, если будут объявлены существенные изменения в экономической политике. Например, если власти пойдут на раздачу денег. Или если появятся новых лиц с новыми амбициозными программами, например, по всеобщей занятости населения.
Что касается различий между оценками россиян положения в стране и в их личной жизни, то они, как считает Алексей Рощин, возникли благодаря действиям региональных властей и сохранившейся у жителей регионов возможности удовлетворять базовые потребности: предприятия ЖКХ функционируют, магазины работают — привычные вещи остаются доступными. Плюс появилась некая сплоченность населения против общих проблем, что тоже способствует улучшению настроений.
Добавим, по мнению участников экспертной онлайн-панели, проводимой совместно Российской ассоциации политических консультантов, ВЦИО, и «Клубом регионов» уровень тревожности россиян достиг пика именно в апреле, а теперь постепенно снижается. Связано это с постепенным ослаблением ограничительных мер. Но радоваться рано, ситуация требует контроля: эксперты прогнозируют «скачки тревожности», так как действует «много факторов, которые могут в любой момент ее снова повысить».
— Хорошо снижается тревожность, когда власть озвучивает планы по смягчению режима с конкретными датами и соблюдает эти сроки. Тогда люди вместо того, чтобы огульно критиковать, власть начинают обсуждать конкретные действия, конкретные рамки, — объясняет политтехнолог из Омской области Иван Жуков.
Когда экономических факторов нет, свою роль в снижении напряженности играет привычка к коронавирусу и появившееся критическое отношение к информации по этой теме:
— Уровень тревожности снижается по субъективным моментам. С одной стороны, оппозиционные СМИ, телеграм-каналы пишут, что количество заболевших в регионе выросло, и Ростовская область переместилась в список неблагополучных регионов. Но при этом, когда начинают разбираться люди, выясняется, что эта заболеваемость определяется некими очагами, — делится с экспертами политконсультант из Ростовской области Сергей Смирнов.
Однако две трети населения все еще настроены пессимистично относительно экономической ситуации и ожидают худшего.