«СП» уже писала, что Следственный комитет возбудил уголовное дело против заведующего кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета и лидера движения «За новый социализм» Николая Платошкина. Его подозревают в склонении к массовым беспорядкам (ч. 1.1 ст. 212 УК РФ) и распространении фейков «об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» (207.1 УК РФ.) Подробности дела пока не сообщают.
«В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление обстоятельств совершенных преступлений», — сообщили в СК.
Первые сообщения об аресте Платошкина и обыске в его квартире появилось на его странице в социальной сети «ВКонтакте» днем 4 июня. При этом утром того же дня Платошкин сообщал о попытке договориться о дебатах на радио с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Парфеновым. Тем же утром Платошкин сообщил об удалении с YouTube его беседы с автором канала «ГлавТема.Народ» Александром Бобылевым о поправках в Конституцию.
Известно также, что Платошкин и его сторонники планировали 6 июня провести разрешённые акции и одиночные пикеты по всей стране. Они касались всего того, что «в последнее время происходит в России». «Все акции планировались только в соответствии с действующим законодательством», — заявила «СП» супруга Платошкина Анжелика.
Позже стало известно, что Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство Следственного комитета и санкционировал домашний арест политика до 2 августа.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов все это назвал скатыванием в полицейщину и напомнил, что Платошкин ни одного митинга не провел.
— Скорее всего, арест Н.Н.Платошкина вызван нарастающим скатыванием властей к полицейщине, их стремлением заткнуть рот любым проявлениям недовольства, — уверен лидер КПРФ.
По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Геворга Мирзаяна, пока сложно понять, что это было.
— Репрессии, многоходовка или просто человек наговорил на статью. Чтобы сделать вывод нужно понимать, кто был идейным и финансовым спонсором Николая Платошкина и его движения, а также посмотреть, что выйдет из этого задержания.
«СП»: — В «склонении к массовым беспорядкам» и «распространении фейков», наверное, можно обвинить многих оппозиционных политиков. Что с ними со всеми делать? Всех сажать?
— Нужно понимать, что свобода — это не только права, но и ответственность. Публичные лица должны это понимать тем более, и нести ответственность за свои слова. В том числе и по закону. Но это, конечно, в идеале. По факту у нас есть персоналии, которые наговорили на куда большее количество сроков, чем Платошкин — и они до сих пор на свободе. Причем я имею в виду как людей из числа оппозиции, так и товарищей, которые себя позиционируют как патриоты.
«СП»: — Повысит ли все это популярность Платошкина?
— Конечно повысит — но в его кругах. Такое ощущение, что отсидка или задержание — это обязательное условие для того, чтобы народ воспринимал тебя как настоящего оппозиционера. Собственно, сам факт задержания станет еще одним аргументом его сторонников о том, что Платошкин — не проект Кремля. Эксперты, конечно, такой аргумент поднимут на смех — но тем не менее.
«СП»: — В следующем году выборы, насколько, по-вашему, обострится внутриполитическая борьба?
— Конечно обострится. Речь не просто о попадании в Госдуму — власть запустила процесс политической трансформации, в рамках которой у Госдумы и политических партий, в нее прошедших, будет больше полномочий. Платошкин, например, хотел сколотить левый блок — в какой-то степени альтернативный КПРФ.
«СП»: — Какова, по-вашему, востребованность таких людей, как Платошкин?
— Востребованность есть. На фоне тухлой политической жизни страны есть запрос на ярких оппозиционных популистов, которые будут эту тухлость разгоняли.
— Вы хотите понять, как думает человек, почитайте страницу Википедии о нем — большинство таких статей написано самими героями, — обращает внимание политолог Андрей Милюк.
— У Платошкина забавная, немного наивная страница — множество незначительных фактов биографии и мелких достижений.
В одном месте он без запинки перечисляет, что окончил школу с золотой медалью, получил права тракториста-машиниста и поступил в МГИМО на факультет международных отношений. Этот образ тракториста-международника Платошкина — исчерпывающий.
Обвинять такого человека в подстрекательстве к массовым беспорядкам, вешать на него «закрывные» статьи УК РФ — нелепо. Вряд ли там есть состав преступления даже по меркам нашего репрессивного уголовного кодекса.
Наверное, и следователи думают так же. Платошкина оставили под домашним арестом, а не отправили в СИЗО, хотя могли бы. Значит просто захотели посадить на крючок. Не зря же я упомянул про «закрывные» статьи — при желании, следствие может выйти в любой момент с ходатайством об ужесточении меры пресечения, и суд его с большой долей вероятности удовлетворит.
«СП»: — До этого времени власти не чинили Платошкину особых препятствий…
— Действительно, он ездил по регионам, собирал большие залы сторонников, отстраивал организацию. Можно только догадываться, что пошло не так. Частности здесь не важны. Интереснее, что Платошкин был яростным сторонником участия в выборах. Власть указала ему на его заблуждения — снять с выборов могут на любом этапе, способов для этого предостаточно.
Жалеть не будут никого. Стоит сказать, что у Платошкина достаточно много живых активистов, есть реально существующие региональные отделения, но большинство там — предпенсионеры. Репрессии не соответствуют величине угрозы.
До вчерашнего дня была понятна роль Николая Николаевича в российской политике: выигрывать мелкие партии, проигрывая самую главную. И не касаться вопроса о власти. Теперь у него есть шанс выйти в первые ряды российских политиков. Для этого достаточно не побояться сесть.
К сожалению, у таких людей обычно не хватает природной наглости. Платошкин всю жизнь был системным человеком, странно ожидать от него крайней радикализации теперь. Иначе бы он не удержался так долго в российском МИДе.
— Домашний арест Платошкина за якобы экстремистскую деятельность и призывы к массовым беспорядкам — это очередной шаг власти в сторону репрессий, — уверен координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов.
— Очевидно, что власть сейчас напугана. Напугана возможными протестами, напугана перспективой низких результатов голосования по Конституции и на осенних выборах. Этот страх, как всегда выливается в репрессивные действия против оппозиции — и на левом фланге, и на либеральном — сегодня хватают людей бог знает, за что. За одиночные пикеты, за нарушение самоизоляции — я сам с этим столкнулся.
Николай Платошкин, конечно, неоднозначная политическая фигура, но в данном случае его арест — это вопиющее беззаконие. Какие массовые беспорядки? За последние три месяца в России вообще не было массовых акций — все сидели на карантине. В ближайшем будущем? Я не слышал по крайней мере никаких призывов в публичном пространстве от Платошкина.
Опять фальсификация, опять высасывание из пальца, так что в данном случае мы должны проявить солидарность и требовать освобождения и прекращения уголовных дел.