После отмены прямых выборов губернаторов Кремль много работает над проблемой дальнейшей демократизации их назначений. Президент Медведев внес в Госдуму законопроект, согласно которому предлагать кандидатуры на пост губернаторов будут партии, которые победили на выборах в законодательное собрание. Из процедуры назначения, таким образом, исключаются полномочные представители президента в федеральных округах, которые ранее представляли кандидатов в губернаторы.
Отныне роль электората должен будет играть постоянно действующий руководящий орган (ДРО) партии, который не позже чем за 90 дней до истечения полномочий губернатора должен будет провести консультации с президентом, после чего предложить ему на выбор не менее трех кандидатур.
Если президенту не понравятся эти три кандидата, то ДРО партии снова будет вести консультации с президентом, после чего предложит ему новые три кандидатуры. Если и этот список чем-то не устроит, то глава государства уже сам должен будет выйти на консультации с партией и региональным законодательным собранием. Ну, а третью тройку кандидатов будут предлагать все партии, представленные в региональном парламенте.
Впрочем, закон в данном случае излишне демократичен, ведь даже до второй тройки дело вряд ли дойдет — по крайней мере, за четыре года с момента отмены губернаторских выборов ни один парламент не захотел воспользоваться своим правом и отклонить кандидатуру Кремля хотя бы раз.
Еще одна любопытная строчка законопроекта — партия может и не воспользоваться своим правом предложить кандидатов в губернаторы. В этом случае, президент решит сам, кого предложить в главы регионов для утверждения законодательным собранием. Видимо, при следующем президенте РФ руководящая партия будет охотнее пользоваться этим правом…
Вообще, новый законопроект, предложенный Медведевым, не имеет непосредственного отношения к регионам — ведь процедура согласования кандидатур на пост губернатора с администрацией президента остается такой же непубличной и кулуарной. «Дальнейшая демократизация процесса назначений», — скорее отражает природу взаимоотношений двух реальных игроков на политическом поле России — президента и премьера. И новый законопроект это попытка Медведева усилить свой личный контроль над назначениями губернаторов. Отсюда и «предоставление» права правящей партии отказаться от представления кандидатов.
Впрочем, Россия всегда жила не по законам, а по порядку, устанавливающему правила не соблюдения законов. Ведь взаимоотношения президента и премьера определяет не Конституция страны, а некое личное Соглашение, достигнутое двумя людьми. И всякие поправки в законодательства, вполне можно считать попыткой внести некие изменения в это Соглашение.
Ведь, если бы речь шла о демократизации политической жизни, то возвращение прямых губернаторских выборов было неизбежно.