Кремль назначил и.о. губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярёва. Из той же партии, что и утративший доверие власть предержащих в Москве Сергей Фургал, законно избранный глава региона. На поверхности попытки власти подмять ситуацию под себя, только из системы координат будто вытравливается такое понятие, как мнение граждан. И это может обернуться крайне печальными последствиями.
Арест Фургала выглядит крайне странным с любой точки зрения. Человек, который три срока подряд был депутатом Государственной Думы, а потом был избран губернатором, вдруг оказался заподозренным в страшных преступлениях. И не простым жуликом, а как предполагает следствие, организатором заказных убийств.
Политика столицы в отношении регионов по определению не простая, имеет много подводных камней. Особенность современной тактики Кремля относительно Хабаровского края именно в том, что за скобки пытаются вынести главное — граждан с их мнениями.
Повторим, дело не в том, виноват Фургал в том, в чем его обвиняют, или нет. Каким бы он не был, его арест был воспринят хабаровчанами как произвол федерального центра. Не секрет, что Москву на Дальнем Востоке не любят. Просто потому, что не видят от столицы ничего зримо полезного. Москва забирает налоги, но выживает край за счет внешних связей со странами Азии. Кремль воспринимается как сборщик дани, а каких-то «плюсов» от него не видно.
Дело в том, что сам по себе принцип сохранения единства страны должен иметь практический смысл. Регионы и народы объединяются всегда не просто так, чтобы просто абстрактно «быть вместе». Единство любого государства держится благодаря общей цели. Ради ее достижения и создаются союзы. Скажем, у СССР была цель построить справедливое коммунистическое общество, и под этим лозунгом собрались представители совершенно разных культур, от полностью европеизированных прибалтов до кочевников Средней Азии.
Но какую цель дает современная Российская Федерация своим жителям? Да, есть общая история, воспитаны дети в Москве и на Дальнем Востоке на книгах одних и тех же русских классиков. Но куда государство предлагает двигаться сообща? Может, так называемая «Стратегия 2020» может быть таким объединяющим фактором? Разве в такое кто-то верит? Тем более, все планы Стратегии Путин уже перенес еще на десять лет.
То есть ситуация выглядит в сознании многих жителей Дальнего Востока так, что Москва указывает, обирает, но ничего необходимого не дает. И это еще можно было как-то терпеть, но столица решила, что теперь может делать вообще, что пожелает, ни с кем ничего не согласуя и не советуясь.
Напомним, за Фургала в Хабаровске на улицу вышли десятки тысяч человек. Это одни из самых массовых акций в истории современной России. Акции были поддержаны в других регионах Дальнего Востока. Им-то какое дело до Фургала? Так дело как раз в том, что сам Фургал — лишь повод. Главная повестка — усталость от политики Москвы, и эта тема понятна не только в Хабаровске, но и во Владивостоке, и в Биробиджане.
Понятно, что для федерального центра вопрос выживания погасить или хотя бы снизить уровень таких настроений. Единственный способ — начать прямой и открытый диалог с людьми. Власть должна научиться слышать своих граждан, а не действовать по принципу «вы, вот эти, заткнитесь-ка быстро».
Однако именно так можно трактовать назначение исполняющим обязанности Хабаровского края Михаила Дегтярева. Каким-то очень выдающимся управленцем его сложно назвать. В сухом остатке, по крайней мере в сознании многих жителей Хабаровского края, им прислали варяга. Дегтярев, как известно, родился в Самаре и большую часть жизни прожил там, а потом стал делать политическую карьеру и перебрался в Москву. Даже баллотировался в мэры столицы. Хабаровский край он, можно сказать, лишь видел мельком по телевизору. «Чемодан — Москва — Самара», — скандировали люди на площади после приезда Дегтярева в регион. То есть, совершив один ошибочный ход, Кремль будто еще более лихо закручивает ситуацию.
Самое, пожалуй, интересное, что сейчас в Хабаровске протестуют не какие-то «рассерженные горожане», либеральная молодежь и сторонники Навального. На улицу вышел самый что ни на есть сермяжный глубинный народ, который раньше безоговорочно доверял Путину. В президенте видели символ какой-никакой стабильности. Но теперь все прочувствовали, что никакой стабильности больше не будет. Стабильным будет только явно наплевательское отношение власти к людям.
Конечно, митинги не могут продолжаться бесконечно. Как говорится, со временем всё «устаканиться». Но люди отлично запомнят, как к ним отнеслись. И самое главное, свою тактику федеральная власть менять не собирается. Она намерена дальше действовать в том же духе. Причем с нарастающей тенденцией…