Комиссия Московской городской думы (МГД) по проверке достоверности сведений о доходов депутатов не нашла нарушений в декларации спикера МГД Алексея Шапошникова, который в 2019 году задекларировал доход в размере почти 2 млрд рублей — в 76 раз больше чем в 2018 году. У членов подкомиссии, которые видели непубличную часть декларации Шапошникова, взяли подписку о неразглашении.
Сам Алексей Шапошников объяснил уверенный рост своих доходов в 2019 году продажей ценных бумаг компании «Северянин» в 2018 году. Об этом председатель Мосгордумы заявил в эфире «Эха Москвы». В «Фонде борьбы с коррупцией"* утверждают, что минимум 870 млн рублей от этой сделки поступили на личный счет Шапошникова уже в 2018 году, но так и не были задекларированы.
— Сделка по продаже акций была сложная и большая, в 2018 году она не была завершена. На отчетную дату дохода, подлежащего отражению в декларации, просто не было. Поэтому доход в 1,9 млрд рублей полностью попал в декларацию 2019 года, — объяснил спикер МГД.
Его объяснения не убедили некоторых депутатов МГД, которые и инициировали проверку достоверности сведений, указанных Шапошниковым в декларации. Кроме того, ряд депутатов от КПРФ, «Справедливой России» и «Яблока» выразили недоверие председателю МГД и попросили снять его с поста спикера.
Член фракции КПРФ в МГД Павел Тарасов рассказал «СП», что у него по-прежнему остаются вопросы к декларации Алексея Шапошникова.
«СП»: — Павел Михайлович, вы были одним из инициаторов проверки декларации Алексея Шапошникова. По итогам работы специальной комиссии, вы узнали, что хотели?
— Я был инициатором того, чтобы нам дали ответы. Была незадекларирована достаточно крупная сумма денег и это предмет для большого разговора. На комиссии, когда первый раз она собиралась, мне не дали выступить и задать вопросы. Я рассчитывал, что у меня будет возможность в режиме устных вопросов получить интересующие сведения.
«СП»: — Как проходила работа комиссии по проверке достоверности сведений о доходах?
— Они сформировали подкомиссию в комиссии по проверки достоверности сведений о доходах и узким составом знакомились с документами под подписку о неразглашении. В экспресс режиме провели само заседание комиссии. Я об этом заседании не знал вообще.
Даже члену комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах Михаилу Тимонову, насколько я знаю, не дали ознакомиться с первичными документами. Я не считаю, что это является предметной проверкой.
«СП»: — Версия Алексея Шапошникова о том, что рост его доходов в 2019 году объясняется продажей ценных бумаг компании «Северянин» в 2018, вас не устраивает?
— Каким бы образом не проходила промежуточная конвертация этих денег, они не могут быть спрятаны. Они должны быть показаны в активах, обязательствах имущественного характера, перечислениях на счет, доходы в виде наличных также должны быть задекларированы. В рамках нормативных документов я не вижу механизма, как можно спрятать эти доходы.
«СП»: — Комиссия МГД не нашла нарушений в декларации Алексея Шапошникова, вопрос закрыт?
— Товарищи составили письмо, адресованное господину Шапошникову, с просьбой все-таки дать разъяснения, опубликовать информацию и предоставить ее депутатам. Надеюсь, тактика замалчивания будет скорректирована. Считаю, что это не очень правильная позиция для спикера Мосгордумы в таких публичных чувствительных вопросах, когда ряд наших коллег уже ставили вопрос о соответствии занимаемой должности в связи с этим скандалом. В этих условиях закрываться и скрывать документы, которые должны — для тех, кто их видел — оправдывать позицию господина Шапошникова, просто неразумно. На мой взгляд, было бы правильно, честнее и выгоднее для Алексея Шапошникова эти документы показать.
«СП»: — Насколько я понимаю, в специальной подкомиссии, которая видела документы, подтверждающие позицию Алексея Шапошникова, входил Леонид Зюганов. Ему удалось ознакомиться с документами?
— Да, но по непонятным мне причинам ознакомление с документами происходило под подписку о неразглашении информации. Я считаю, что само получение этой расписки — незаконный механизм вмешательства в работу депутата.
* Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.