Либерально-демократическая партия и ее бессменный лидер Владимир Жириновский, кажется, разменяли арестованного губернатора Хабаровского края Сергея Фургала на возможность сохранить за собой контроль над регионом. Впрочем, от тотального доминирования ЛДПР в законодательной ветви власти все равно придется отказаться. Правда, не раньше следующего избирательного цикла.
Хабаровского отделения ЛДПР до неожиданной победы Сергея Фургала на губернаторских выборах фактически не существовало. Люди из окружения губернатора начали вступать в партию уже после его победы. Вслед за популярностью Сергея Фургала, выросли рейтинги партии, а на выборах ЛДПР получила конституционное большинство как в Законодательной думе Хабаровского края, так и городской думе Хабаровска.
— Если бы мы поставили кандидатом в городскую или краевую думу стул, повесили на него табличку ЛДПР, то жители проголосовали бы за этот стул, потому что на нем бы сидел Сергей Иванович, — рассказывает депутат думы города Хабаровска Александр Каян.
Несмотря на заслуги Фургала перед партией, ему не было оказано существенной поддержки от ЛДПР. За исключением громких заявлений сразу после ареста, когда Жириновский грозился, что фракция ЛДПР в Госдуме сложит полномочия в полном составе, решительных действий не последовало. А когда врио губернатора был назначен фаворит Жириновского Михаил Дегтярев, политик и вовсе слил Фургала, заявив, что тот давно хотел уйти в отставку. Кроме того, центральный аппарат ЛДПР запретил региональному отделению поддерживать бывшего губернатора.
— Можно предположить, что Дегтярев считает город Хабаровск вотчиной мэра Сергея Кравчука — члена «Единой России» и представителя совсем другой линии, — считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Тогда это полный договорняк между ЛДПР и «Единой Россией» с перспективой сдачи региона последней. Можно по-разному относиться к «Единой России», но у Кравчука всегда была своя сильная альтернативная позиция, он всегда был в оппозиции к Фургалу, демонстрировал отстраненность к его команде.
Двое депутатов краевой и городской думы Петр Емельянов и Александр Каян, вступившие в ЛДПР из-за Фургала, вышли из партии в знак протеста. Теперь Жириновский требует, чтобы вместе с партийным билетом они сдали свои мандаты.
Мы поговорили с Александром Каяном о конфликте с Жириновским, рейтинге ЛДПР и о том, что происходит в региональном отделении партии после ареста Фургала.
«СП»: — Правда, что люди из окружения Сергея Ивановича и составили костяк ЛДПР в Хабаровском крае?
— Надо признать, что региональное отделение ЛДПР просто не функционировало. До победы на выборах Сергея Фургала в городской думе Хабаровска не было депутатов от ЛДПР, потому что их никто не выставил. Как говорится, пациент был скорее мертв, чем жив. Перед выборами в краевую и городскую думы в партию стали вступать люди, которые, в частности, были в окружении самого Фургала или знали его.
«СП»: — Что происходит с региональным отделением ЛДПР после ареста Фургала?
— Фургал был лидером регионального отделения ЛДПР. Сегодня таких лидеров нет. Позицию партии можно назвать сдержанной, если не трусливой. Была поддержка в социальных сетях. Только вчера мы увидели депутатов Законодательной думы Хабаровского края, которые вышли к протестующим. Был уже вечер, когда там осталось несколько человек.
«СП»: — Почему ЛДПР не выступила в поддержку губернатора?
— Когда арестовали Фургала, все молчали, потому что было распоряжение с главного отделения ЛДПР в Москве не вмешиваться в ситуацию и публично не высказываться. Очень странная позиция, учитывая, что почти все стали депутатами благодаря Сергею Фургалу.
«СП»: — Поменялось ли отношение хабаровчан к ЛДПР?
— Именно Сергей Фургал ассоциировался с ЛДПР в Хабаровском крае. Он сотворил высокие рейтинги партии. Отношение к Жириновскому в Хабаровском крае было следующим, он лидер и если нужно окажет поддержку Фургалу в Москве. Сразу после ареста Жириновский обещал, что фракция ЛДПР сдаст мандаты в знак протеста, потом она резко поменялась. Если разобраться, угроза сложения мандатов — очень жесткий ультиматум. Если бы в краевой думе депутаты ЛДПР сложили полномочия, это стало бы крахом системы, потому что она состоит из депутатов ЛДПР. Сейчас люди не видят поддержки партии, она есть только на словах.
«СП»: — Вы вышли из ЛДПР, а Жириновский требует, чтобы вы сложили полномочия. Что будете делать?
— Я вышел из партии. Это моя позиция и я просил ее уважать. В результате столкнулся с тем, что бывшие однопартийцы требуют от меня сложить полномочия. Я не понимаю этой логики. Депутатом я стал, чтобы помогать людям и от этого не отказываюсь. Избиратели округа, по которому я прошел в городскую думу, меня поддерживают. Я обратился к председателю фракции ЛДПР с просьбой прекратить давление. Он согласился. Тем же вечером пришло письмо от господина Жириновского, которое начали тиражировать все депутаты.