Рейтинг действующего президента Белоруссии Александра Лукашенко составляет более 70 процентов, сообщает «Общенациональное телевидение».
Соответствующий опрос провел аналитический центр Ecoom по заказу ЗАО «Второй национальный телеканал». Согласно полученным данным, за Лукашенко готовы проголосовать 72,3 процента белорусов, в то время, как рейтинги остальных кандидатов суммарно не превышают 10 процентов. Против всех выступают 3,7 процента граждан, затруднились с выбором 10,9 процента. Еще 3,1 процента не захотели отвечать на вопрос об электоральных предпочтениях.
При этом уровень доверия Лукашенко, который включает не только электоральный рейтинг, но и оценку его социально-экономической политики, составляет 78,1 процента.
Выяснилось также, что голосовать на президентских выборах планируют 89,5 процента населения, а 61,4 процента граждан положительно относится к возможности досрочного голосования.
Таким образом, по мнению организаторов опроса, можно «с высокой степенью точности» прогнозировать победу Лукашенко в первом туре.
Это, в принципе неудивительно, учитывая, что основные конкуренты Лукашенко сняты с гонки или посажены в тюрьму, а фактическим «спарринг-партнером» Батьки назначена жена блогера, желающая жарить котлеты вместо занятий политикой и откровенно в ней не разбирающаяся. Но почти 73 процента. Это резко контрастирует с тремя процентами, которые прочит Лукашенко оппозиция.
— В представленных ОНТ цифрах ничего принципиально нового нет, — считает преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Сергей Маргулис.
— Аналитический центр Ecoom на который они ссылаются ежемесячно предоставляет данные о рейтинге кандидатов на пост президента. Например, по данным статистики на 14 июля рейтинг действующего главы государства был 69,4%, а в мае около 60%. Безусловно, вряд ли представленные цифры отражают реальное положение дел в стране. Примером чему служат массовые митинги оппозиции в поддержку Тихановской, которые сейчас проходят в городах Беларуси. По данным «Нашей Нивы» около 8 тыс. человек в Витебске, более 10 тыс. в Гомеле, и даже около 3 тыс. в небольшом Жлобине (Гомельская обл.) говорят о том, что уровень доверия действующей власти в последние годы существенно снизился. В то же время данные Ecoom в целом более менее реально отражают динамику.
Уровень поддержки Лукашенко действительно несколько вырос за последние два — три месяца. Это связано как с дискредитацией представителей оппозиции в том числе в государственных СМИ (например, фильм на Беларусь 1 про Бабарико) и активизации агитационной кампании Лукашенко.
Кроме того, после отказа в регистрации Бабарико и Цепкало часть их электората, хотя и не большая, перешла к Лукашенко и не готова поддержать Тихановскую. Это связано и с некоторыми просчетами самой Тихановской. Например, несколько ее дискредитировало выступление в Гродно ее доверенного лица Соляника, сравнившего ее с Гитлером в положительном ключе.
Что же касается, рейтинга оппозиции, где говорят о 3%, то он также крайне далек от реальности и составлен преимущественно исходя из голосования на оппозиционных сайтах.
Отсутствие качественной беспристрастной социологии в Беларуси, к сожалению, не позволяет говорить о реальных цифрах поддержки кандидатов и любой прогноз здесь будет «тычком пальцем в небо». В то же время, абсолютно очевидно, что они далеки как от представленных Ecoom, который весьма вероятно подвергается давлению властных структур, так и оппозиции.
«СП»: — Кто реально в Белоруссии поддерживает Лукашенко, а кто нет?
— Основной электорат действующего президента это пенсионеры, сильно поддающиеся влиянию телевизионной пропаганды, а также опасающиеся перемен (их по данным министерства труда и социально защиты республики около — 28% населения) и силовики, которые на общем фоне достаточно неплохо обеспечиваются государством. Число последних достаточно внушительно, около 1,2 тыс. на 100 тыс. человек только сотрудников милиции (самый высокий показатель в Европе), около 65 тыс. военнослужащих
Оппозицию поддерживают, в первую очередь молодежь, часто настроенная достаточно проевропейски (особенно занятые в сфере IT), предприниматели, а также люди средних лет, занятые в частном сектор экономике, который в связи с пандемией попал в еще более сложное положение.
«СП»: — Как сообщают оппозиционные блогеры, в Белоруссии против Лукашенко намерены бастовать рабочие. В частности, якобы о забастовке объявили сотрудники КУП «Брестжилстрой». Они потребовали честных и прозрачных президентских выборов, освобождения политических заключенных и снятия с них всех обвинений. О чем это говорит? Где поддержка простого народа?
— Доля рабочего класса среди протестующих и сейчас достаточно высокая. В этом нет ничего удивительного, т.к. доходы этой категории граждан на белорусских предприятиях отнюдь не высокие. Именно они чаще всего вынуждены уезжать на заработки в Россию (главным образом) и Польшу, с целью обеспечить семью. То, что они выходят на улицу, говорит о том, что «простой народ» перестает верить обещаниям власти.
«СП»: — Организаторы опроса уверены, что Лукашенко победит в первом туре. В этом-то точно сомневаться не приходится? Ведь все реальные соперники зачищены. А что если бы участвовали Бабарико и Цепкало? Расклад был бы иным?
— Учитывая характер политического режима Республики Беларусь, при участии в выборах Лукашенко, победа на них альтернативного кандидата фактически невозможна, поэтому даже участие кандидатов от оппозиции все равно бы вряд ли помешало победе действующего главы государства. В то же время, если пофантазировать и представить, что выборы в Беларуси проходили бы на равноправной основе по всем стандартам демократии, то, наверное, Бабарико мог бы составить конкуренцию Лукашенко. При нынешних раскладах, в победе Лукашенко уж точно не стоит сомневаться. Консолидация оппозиции в данном случае вряд ли повлияет на итоги выборов. Хотя вполне вероятно, что она получит весьма внушительное количество голосов избирателей. Штабы Бабарико и Цепкало открыто призывают голосовать за Тихановскую, которая обещает «вернуть белорусам выборы» и «уйти готовить котлеты».
Белорусский политический обозреватель Кирилл Озимко считает, что приведённые цифры далеки от истины.
— Во-первых, не может быть столь высокий рейтинг у политика на протяжении более двух десятков лет. Тем более, с учетом электоральной усталости, смены поколений, трансформации ценностных ориентиров белорусского общества, проблем в экономическом развитии страны.
Во-вторых, можно обратить внимание на общественно-политическую активность общества — оппозиция доминирует в интернете, в соцсетях, в мессенджерах, на улице. В то время как широкой общественной поддержки действующей власти не ощущается — нет провластных многотысячных митингов, нет популярных провластных медиаресурсов, которые имели бы не государственное, а общественное происхождение.
В-третьих, эти результаты уж слишком разнятся с исследованиями иных социологических служб. Например, директор государственного Института социологии Беларуси в апреле признал, что рейтинг доверия к президенту в Минске составляет 24%, а рейтинг доверия к Центризбиркому всего 11%. Недавний телефонный опрос под маской «Gallup» показал электоральную поддержку Главы белорусского государства порядка 35%.
С учетом вышеизложенных факторов, я думаю, что данные показатели ближе к истине.
«СП»: — Оппозиция говорит о 3 процентов. Не сильно ли режет глаз такая разница?
— 3% рейтинга — это мем, а не рейтинг. Он был придуман оппозицией в мае, когда Лукашенко набирал порядка 3−6% голосов в опросах о политических предпочтениях на популярных в Беларуси интернет-ресурсах. Результаты, конечно, нерепрезентативны, они отражают мнения аудитории конкретных интернет-порталов, а не всего общества. Но в качестве мема «Саша 3%» они закрепились. Так что, рейтинг Лукашенко точно выше 3%, и в оппозиции это знают.
«СП»: — Таким образом, Лукашенко, считают авторы, выигрывает в первом туре. Все реальные кандидаты зачищены, выбор невелик: или Батька или несуразная жена блогера, которая против союзного государства, не знает, чей Крым и хочет жарить котлеты вместо политики…
— Дело в том, что Тихановская не ставит перед собой цель быть президентом целый срок. В случае победы она обещает в течение полугода снять с себя полномочия и провести новые внеочередные выборы, в которых будут участвовать все реальные политики, в том числе ныне находящиеся за решеткой Тихановский и Бабарико.
Она пошла в избирательную гонку, чтобы объединить вокруг себя все оппозиционные силы в условиях, когда реальные и опытные политики отстранены от выборов. И судя по тому, что Тихановской удалось объединить штабы отстраненных сильных конкурентов власти — Бабарико и Цепкало, а также собирать на своих агитационных мероприятиях тысячи человек даже в небольших городках, ей это удаётся.
За неё будут голосовать все, кто против власти, невзирая на отсутствие у нее политического опыта. Просто потому что хотят видеть альтернативу и новые выборы с участием всех возможных политиков.
«СП»: — А если бы в гонке участвовали Бабарико и Цепкало, каким бы, по-вашему, был расклад?
— Тогда бы политической фигурой, вокруг которой консолидируются все несогласные и оппозиционные силы, был бы Бабарико. Если бы участвовал только Цепкало — тогда он. Тихановская сейчас выполняет роль их вынужденной замены.