23-й день подряд протестует Хабаровск. В воскресенье в день ВДВ, некоторые СМИ поспешили сообщить, что в Хабаровске 2 августа люди не вышли на очередную акцию протеста, но они вышли. На этот раз к ним присоединились десантники. Хабаровск претендует стать самым протестным городом. А назначенный временным исполняющим главы Хабаровского края Михаил Дегтярев станет представителем нового типа губернаторов в современной России. В то же время это можно назвать проявлением окружающей действительности.
Каждое десятилетие характеризовалось своим отличительным типом региональных лидеров. Скажем, в 1990-е был тип хозяйственника из прежней советской школы. Такими были, например, мэр Москвы Юрий Лужков, глава Татарстана Минтимер Шаймиев, губернатор Свердловской области Эдуард Россель.
Они были сложными с точки зрения общения с федеральным центром. На первый взгляд, даже «болели» сепаратистскими устремлениями. Если вдуматься, то они не шли никогда против единства Российской Федерации, а просто пытались удержать ситуацию под контролем. Время было не простое, приходилось искать компромиссы в порой безвыходной ситуации. И это, при всех огрехах, только говорит об их умении справляться со сложными проблемами. В том числе, с угрозой распада государства.
«Двухтысячные» прошли под лозунгом укрепления вертикали власти. Прежние губернаторы советской закалки оказались не нужны. Слишком смелыми они были, слишком самостоятельными и независимыми. На смену им пришли так называемые «генерал-губернаторы». Люди служивые, послушные федеральному центру, знающие субординацию.
Когда вертикаль была выстроена, сепаратизм якобы усмирен, на смену пришли так называемые «технократы». Люди без особой биографии, с не запоминающимися именами, внешне похожие друг на друга. Но народ уверяли, что они и есть те самые «профессионалы», которые поднимут экономики, убитые предшественниками краев и областей.
К сожалению, народное хозяйство поставленные «технократы» не подняли. Где-то стало немного лучше, где-то стало совсем плохо, но о выдающихся результатах говорить вряд ли можно. Неудивительно, что в некоторых регионах стали выбирать не согласованных с Кремлем представителей оппозиционных партий.
Наглядным свидетельством усталости людей от прежней политики служит и избрание губернатором Хабаровского края Сергея Фургала. Напомним, он шел на выборы как «технический» кандидат. То есть его фамилия была в бюллетене просто для того, чтобы голосование было формально альтернативным. Но он победил соперника-единоросса. И занял главный пост в крае.
Людей уверяли, что надо поддерживать представителей «партии власти» ради сохранения стабильности, а граждане решили, что хуже уж точно не будет, если избрать другого. Просто некуда хуже. Собственно, это и был выбор, между продолжением плохого и слабой надежды на улучшение.
Однако несогласованный выбор не мог понравиться властям в Москве. Фургала сняли, что многие жители Хабаровского края восприняли как личное оскорбление. Начались стихийные митинги. Судя по реакции правоохранительных органов, они были солидарны со своими земляками. По крайней мере, никто народные шествия не разгонял.
В Кремле поняли, что надо как-то выходить из ситуации. Решение было принято вроде бы логичное. Назначили губернатором члена той же партии ЛДПР, что и арестованный Фургал. Однако оказалось, что народ не принял нового назначенца.
Но дело в том, что Михаил Дегтярев может стать примером нового типа губернатора. Вот такой, не знающий региона. Общающийся странным образом с согражданами. Записывающий видео-обращения неясного характера.
Народ в Хабаровске спрашивает: «Да кого вы нам прислали?». Но отступать от своих решений власть, по всей видимости, не собирается. И по всему видно, что Дегтярев это именно тот новый тип губернатора, которого выдвинуло само время. На смену условному «генерал-губернатору» пришел «губернатор с семками».
Если вдуматься, то и снятие Фургала, и назначение Дегтярева — просто проявление свойств государственной системы. Причем самых глубинных свойств.