США могут ввести санкции против Белоруссии и прекратить поставки нефти в страну, поскольку разочарованы ситуацией в республике после прошедших выборов. Об этом в интервью «Радио Свобода» заявил глава американского Госдепартамента Майк Помпео.
На этой неделе руководитель дипломатического ведомства США совершает европейское турне. В начале года он наведался с официальными визитами в страны бывшего Советского Союза, в том числе, в Белоруссию. На этот раз в графике его посещений (с 11 по 15 августа) значатся Чехия, Словения, Австрия и Польше.
Последние события в Белоруссии Помпео прокомментировал из Праги.
По его словам, США еще не определились, как реагировать на массовые протесты в республике — «все это предстоит еще определить». А, кроме того, «необходимо посмотреть, как будет развиваться ситуация в Белоруссии в ближайшем будущем», отметил госсекретарь, отвечая на вопрос, будут ли введены санкции против Минска.
Сам он глубоко разочарован тем, что «голосование не было свободным и справедливым», а по отношению к «мирным протестующим» применялось «неподобающее насилие». В связи с чем, не исключил, что Белый дом может принять решение о санкциях против Минска и приостановке поставок нефти в страну. Во всяком случае, как он сказал, администрация «рассмотрит каждый из этих вопросов».
На самом деле, в угрозе санкций нет ничего необычного. Американские политики и чиновники (в том числе, и Помпео) разбрасываются этими угрозами направо и налево, так что в мире, наверное, не осталось уже ни одной страны, против которой США не ввели бы санкции.
Гораздо показательней нефтяной шантаж госсекретаря и угроза отлучить Минск от поставок американского сырья. Потому что во время своего «исторического» февральского визита в столицу Белоруссии Помпео посулил Лукашенко на 100% обеспечить республику американской нефтью по конкурентным ценам.
«Мы (США — прим.) являемся крупнейшим производителем энергии в мире, и все, что вам нужно сделать, это позвонить нам, — заявил он на встрече с белорусским лидером.
Лукашенко — «позвонил». Потому что в мае было объявлено, что Белоруссия в рамках новой государственной стратегии по диверсификации начинает поставки нефти из США. Глава белорусского МИД Владимир Макей заявил тогда, что подобное сотрудничество будет способствовать энергетической безопасности государства, а также обеспечит суверенитет страны в экономической сфере.
На данные момент Новополоцкий НПЗ принял две партии американской нефти: первую, объемом 80 тысяч тонн, — в июне. Вторую (примерно такую же) — буквально на днях. А вот будет ли третья и последующие, это теперь под большим вопросом… Теперь эта нефть стала предметом шантажа.
— В отношении Белоруссии проводится стандартная политика кнута и пряника, комментирует ситуацию директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — С одной стороны, есть выступление лидеров Латвии, Литвы и Польши, которые говорят, что готовы вывести ситуацию из кризиса и предлагают некий план урегулирования. Но для этого Лукашенко должен отказаться от целого ряда своих позиций — аннулировать результаты выборов, как минимум.
Они говорят: не надо вводить санкции против Белоруссии, это толкнет ее в объятия России. Давайте лучше мы вам поможем выстроить национальный диалог, потому что Белоруссия должна идти по пути евроинтеграции.
Это, скажем так, «политика пряника». С другой стороны — политика кнута.
Ясно, что кнут и пряник должны быть в разных руках. Поэтому кнут в руках Помпео, который уже угрожает: мол, если что-то, «мы введем санкции, мы не будем давать углеводородное топливо, мы можем арестовать счета…
Но в этой ситуации вопрос лавирования белорусских властей — что они могут выбрать. И, в общем, первое высказывание, что жесткие санкции будут способствовать восточному вектору развитию Белоруссию, оно объективно. Так и есть. Если снова будут закрыты абсолютно все двери, все возможности перед Александром Григорьевичем на Западе, то он просто в силу обстоятельств будет больше работать на Востоке. Уж там больше с Россией, больше с Китаем — но где-то здесь…
Поэтому должно быть одно и другое. И Помпео здесь, конечно же, выступает в определенной роли, строго согласованной в международном распределении этих ролей.
А то, что американцы различными угрозами действуют на европейском театре, так они там не только Белоруссии угрожают. Они и Германии угрожают, и другим странам угрожают. Понятно, что экономическая мощь США, их давление в Европе сейчас позволяют им таким образом себя вести.
«СП»: — Штаты постоянно пугают европейцев тем, что «Северный поток — 2», это энергетическое оружие России. Но тут получается, они свою нефть используют, по сути, как орудие шантажа…
— Конечно. Они используют и нефть, и доллары используют. Используют то, что золотовалютные резервы ряда стран хранятся в Штатах. Все средства ими используются.
Другое дело, мы же знаем, действительно, что «наши разведчики хорошие», а у них, это «гадкие шпионы». Здесь все то же самое.
«СП»: — А европейцам, может, стоит прислушаться к словам госсекретаря США. Ведь если «Северный поток — 2» не будет построен, они будут так же вести себя и по отношению к ним. Только шантажировать будут газом…
— Будут, разумеется, шантажировать. Они уже это делают. И никто не скрывает, что так оно будет. А дальше — выбор за европейскими элитами.
Они согласны, что им условия станут диктовать Соединенные Штаты, значит, будут идти у них на поводу. Собственно, так оно и было всю послевоенную историю. Германии (как и Япония) просто была оккупированной страной, которая управлялась во многом из-за океана. Поэтому очень многие элиты в Германии выращены в привычке того, что они управляются оттуда. И США продолжают пытаться этот статус-кво сохранить.
Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов тоже ничуть не удивлен позицией Помпео:
— Скорее, меня удивило, если бы реакция американской администрации на события в Белоруссии была иной. Ведь и некоторые страны Евросоюза достаточно жестко высказались по поводу силового подавления протестов, и тоже угрожают Лукашенко санкциями.
Поэтому ничего удивительного во всем этом нет.
На самом деле, это означает, что теперь у Лукашенко, если он останется на посту главы государства, сокращаются возможности для маневра. До этого он, помните, бравировал тем, что Минск может сотрудничать в нефтяной отрасли и с другими странами, давая понять, что если Россия не пойдет на определенные уступки, она может потерять белорусский рынок.
Кстати, февральский визит Помпео, насколько известно, вызвал большое раздражение у российского руководства.
То есть, Лукашенко занимался фактически шантажом. Хотя понятно было, что никаких серьезных поставок в ближайшее время из США ожидать нельзя.
Но для Александра Григорьевича это была обычная тактика. Ведь были же и до этого поставки из других стран — из Норвегии и Венесуэлы. Только это все были разовые акции, чтобы продемонстрировать Москве, в первую очередь, что страна может переключиться на других поставщиков энергоносителей. И за ценой, что называется, не постоит.
Теперь Минск оказался в ситуации, когда возможности для подобного шантажа будут весьма и весьма ограничены.
А то, что Помпео слишком резко высказался, так это для него обычная риторика. Было бы странно, если бы он в этом случае промолчал, тем более что в Штатах скоро выборы. И администрации Трампа не нужны лишние упреки в том, что она поддерживает диктаторов. Лукашенко — для Трампа не та фигура, чтобы из-за него рисковать предвыборными очками ради каких-то призрачных продаж нефти.