В Евросоюзе начали обсуждать введение санкций в отношении властей Белоруссии. «Я считаю, что мы должны рассмотреть возможность расширения санкций против тех, кто несет ответственность за жестокие действия против граждан республики», — подчеркнула министр иностранных дел Швеции Анн Линде. По мнению Линде, выборы в Белоруссии нельзя назвать свободными и честными.
Интересно, что в этом сообщении речь идёт только о персональных санкциях, что, конечно, звучит громко, но реального ущерба никому кроме попавших под них персоналий, не наносят. И тот скорее «транспортный» — ну, не получится теперь посещать европейские курорты и американский Диснейленд — чем реальный ущерб. Большинство окружения Лукашенко и так уже давно под санкциями. Им это безразлично. Но ни о каких «секторальных» экономических санкциях, которые реально могут ударить по Лукашенко и Минску, речи в сообщении не идёт. И это знаковый момент.
Аналитики дружно отмечают, что Запад и США не спешат разрывать с Лукашенко отношения, вычёркивать «батьку» из раздела «рукопожатых», и, вообще, ведут себя очень сдержанно, наперебой предлагая посредничество. Этому найдено и объяснение, мол, Запад боится, что прямое и жёсткое давление подтолкнёт Лукашенко к ещё большему сближению с Россией.
Но в реале сегодня ситуация такова, что все разговоры о вхождении Белоруссии в состав России не более чем утопические сказки. За последние пять лет стараниями всё того же Лукашенко Белоруссия уже настолько национально «разогрета», что ни о каком большем, чем есть сегодня, сближении с Россией речи не идёт. Наоборот — антирусские настроения сегодня становятся основным политико-идеологическим мальстрёмом белорусского политического класса и национальной интеллигенции, не говоря уже о социально активной общественности, где русофобов сегодня, едва ли, не больше, чем их было в Киеве в 2014 году.
Антирусская фронда это уже правило хорошего тона не только в оппозиционной среде, но и в среде вполне себе респектабельных белорусских бизнесменов, писателей, музыкантов, блогеров и прочих «владельцев умов». Причём, калька этого «отжимания» от России не меняется вот уже 30 лет, если не 300. Свободный, цивилизованный западный мир против тоталитарного страшного восточного «Мордора» — России. Только если раньше, в начале 90-х, «частью» западного мира стали прибалты и молдаване, то потом, в 2014, вдруг, в западную семью вернулась Украина, которая никогда не то, что западной не была, но вообще не существовала, являясь оккупированными землями Польши, которая там «огнём и мечом» устанавливала «западную цивилизацию». И вот теперь западный зов крови, вдруг, ощутила Белоруссия. Из исторических музеев срочно вытащили хоругви великого княжества Литовского с их «погоней» и теперь этот герб уже плотно стал одним из главных символов не только оппозиции, но и «исторического» противостояния с Россией.
Поэтому, представить себе, что под давлением Запада Лукашенко, вдруг, решится на переговоры с Путиным о полной интеграции РБ в Россию это уже из области бреда. Тут он полностью повторяет путь Януковича — до последнего держаться за некие «особые» отношения с Западом и гарантии Запада как «противовеса» мертвящему Российскому притяжению.
Думаю, что «коллективный» Запад нисколько не боится сближения Лукашенко с Россией. Наоборот, там уверены, что наживку «поддержки и противовеса» АГЛ заглотил плотно и теперь, что называется, «усатого сома» нужно «вываживать». Измотать и потом вытащить. В отношении Лукашенко это означает вынудить его ещё сильнее дистанцироваться от России, и ещё сильнее поставить в зависимость от себя. Запад сегодня просто выжидает, когда у Лукашенко ослабнет в противостоянии с армией протестующих воля, и он начнёт тот самый «диалог» с Западом об условиях, при которых давление на него будет ослаблено, и ему разрешат «рулить» Белоруссией дальше. И это станет точно таким же концом Лукашенко, как когда-то ночные договорённости Януковича с «киевской тройкой» стали приговором его президентству. Конечно, ситуация в Белоруссии не повторяет зеркально киевскую времён января — марта 2014 года. Оппозиция не имеет своих харизматичных лидеров, не имеет своих «охранных» отрядов типа «Правого сектора"*, но тактика «булавочных уколов» — постоянной раскачки ситуации с помощью сетевых технологий и постоянного провоцирования населения на протест, уже дала свои плоды. Лукашенко попытался сбить волну недовольства и тут же скинул всю вину за «перегибы» в уличном насилии на исполнителей — министра МВД и самих милиционеров и омоновцев, для которых это стало очень наглядным и парализующим их сигналом того, кто же, в конце — концов, окажется крайним. Задержанных начали массово выпускать из следственных изоляторов, под аплодисменты и цветы, встречающей их публики.
А заодно тут же снова обвинили Россию в организации беспорядков. Но на этот раз не через мифическую «сотню», засланных на её территорию боевиков некой ЧВК, а через неких московских политтехнологов Дмитрия Болкунца и Андрея Суздальцева, которые, якобы, предложили координатору штаба Виктора Бабарико Юрию Воскресенскому передавать им открытую информацию из Telegram-каналов. Вне всякого сомнения, что этот «вброс» в эфире главного канала РБ «Белорусия1» имел своим адресом именно Запад, которому ясно дали понять, что новый президент не торопится обвинять его в прямом вмешательстве во внутренние дела Белоруссии и организации массовых беспорядков.
Эта лояльность и «договороспособность» Лукашенко была тут же проверена демонстративным визитом послов стран ЕС к месту гибели, подорвавшегося на собственном самодельном взрывном устройстве, фактически, «боевика» 34-летнего Александра Тарайковского, где ими были возложены цветы, фактически, дав начало культа новому идолу «белой революции». И МИД Белоруссии и сам Лукашенко этого просто «не заметили». О том, что Тарайковский отсидел семь лет за убийство в драке человека ни послы, ни сам Александр Григорьевич предпочли не упоминать. Но это сегодня в тренде — лепить кумиров и героев из вчерашних уголовников. США тут выступили законодателем моды, слепив борца против расового угнетения из уголовника и наркомана Джорджа Флойда…
Не думаю, что цель Запада новый «майдан» в Восточной Европе и повторение украинского сценария. Нет! И не потому, что кто-то в Европе или США боится, что в ходе такого «майдана» Россия вдруг повторит с какими-либо белорусскими территориями крымский сценарий, или вообще решится, согласно договора о коллективной безопасности, оказать Белоруссии «интернациональную помощь» в виде ввода войск. Как я уже сказал выше — это исключено. И в Москве таких горячих голов нет, кроме как среди маргинальных ура-патриотов.
Цель Запада отработать в Белоруссии обновлённый сценарий «цветной революции», завершающийся не кровавым майданом, а максимальным ослаблением и постепенным выдавливанием в кювет некогда непримиримого «последнего диктатора Европы». Поэтому против него не включается жёсткий сценарий «зачистки», как когда-то против Януковича. Вместо него только мягкое давление. Не лошадиные дозы цветного ботулизма в яремную вену, а очень дозированное «впрыскивание» вирусов цветной горячки в белорусскую задницу. «Мягкий» Запад, который постепенно берёт внутреннюю ситуацию в республике под свой идеологический и информационный контроль, не замахиваясь на, сидящего в президентском кресле одинокого человека. Задача его максимально ослабить, вынудить пройти по пути уступок и смягчений режима вплоть до осознания того, что лучше уйти спокойно и под гарантии на почётную пенсию самому, чем ещё раз пережить август 2020, но уже с совершенно непредсказуемым сценарием.
К этому моменту политическое пространство страны будет уже исключительно прозападным и подготовленным к переводу Белоруссии на новые рельсы — возвращения республики в братскую европейскую семью. А Мордор — Россия должна остаться за железным занавесом, как тёмное прошлое. За это Лукашенко можно будет даже наградить. Ведь это он, фактически, выступил автором и инициатором проекта «Белорусь гэта не Россия». Пожаловать ему поместье где-нибудь в Польше. Принять на ПМЖ семью. Почему бы сыну Николаю не поступить, скажем, в Оксфорд или Сорбонну?
И этот сценарий лишь разминка перед следующим большим, возможно, самым главным проектом — взятия под контроль одной ракетно-ядерной страны, в которой тоже сидит один, по мнению Запада, «последний диктатор» Европы. И если получится с Лукашенко, то можно предположить, что получится и с ним. Годы-то идут…
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, «Украинской повстанческой армии», «Тризуба им. Степана Бандеры», «Братства». Их деятельность на территории России запрещена.