Согласно данным ВЦИОМ, лишь чуть больше четверти россиян (27%) уверены, что результаты президентских выборов в Белоруссии были значительно изменены командой действующего президента.
Доверяют полностью озвученным Белоруссией результатам 22% россиян. Около трети респондентов ВИЦОМ (29%) высказали предположение, что подтасовки были, но они не повлияли на результат значительно.
При этом больше половины опрошенных убеждены, что протесты окончатся ничем: действующий президент сохранит полномочия. Лишь 6% участников опроса ВЦИОМ предполагают, что по результату нынешнего народного возмущения Александр Лукашенко потеряет власть.
Но хотя абсолютное большинство россиян высказались о том, что для них лично важно происходящее в Белоруссии, на реальной обстановке внутри России это практически никак не отразилось. Если митинги в Хабаровске нашли поддержку во многих других регионах — как Дальневосточного округа, так и не только, и люди тоже выходили на улицы в солидарности с Хабаровском, то о многочисленных или ярких акциях, заявлениях в поддержку Белоруссии слышно гораздо меньше.
Да, несколько десятков или даже сотен человек приходили к посольству Белоруссии в Москве. Да, отдельные медийные персоны высказывались в поддержку белорусского народа. Да, в социальных сетях люди активно ужасаются происходящему в соседней стране: читают истории задержанных и высказывают им сочувствие.
Социолог Анна Очкина считает, что события и протесты в Белоруссии минимум в течение года будут определять социально-политическую ситуацию на всем постсоветском пространстве — не только в России.
— Они будут иметь влияние, даже если мы этого не хотим, — сказала руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений* Анна Очкина журналисту «Свободной Прессы».
А что касается недоверия россиян к результатам этих протестов, на то, по мнению социолога, есть свои причины.
— Если посмотреть социальные сети, комментарии и все выступления последнего времени, то не все россияне считают, что протесты ни к чему не приведут, — обращает внимание Анна Очкина. — Но даже для большинства тех, кто думает именно так — это перенос на белорусские реалии и нашей истории, а у нас за последние сто лет многое случалось и приводило к разным событиям. И перенос состояния пассивности, ощущения, что невозможно систему подвинуть и повернуть при этом куда-то на разумный, желаемый путь. И, может быть, общественное мнение в России вгоняет в депрессию еще и ситуация с Украиной.
Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев также считает, что россияне не верят в протест в Белоруссии, потому что видели, к чему такие протесты и цветные революции могут привести.
«СП»: — Почему россияне уверены, что протесты в Белоруссии ни к чему не приведут? Это перенос нашей реальности на белорусскую — или что?
— Цветные революции прошли уже во многих странах. Это не только Украина, это еще и Грузия, и Молдова, Киргизия и другие. И что они хорошее принесли этим государствам на постсоветском пространстве? Ведь там тоже было много романтики, вера в справедливость. А по факту, это привело к расколу государств, уходу территорий. Улучшение жизни людей не произошло, а наоборот, социально-экономическое положение ухудшилось в разы.
Возьмем Молдову: Приднестровскую Молдавскую республику так никто и не признал. В Грузии цветная революция и последующие за ней провокации привели к тому, что Абхазия стала самостоятельным государством. История с Крымом и Донбассом тоже понятна.
В Белоруссии многие хотят на Запад, в Европу. Но все понимают, что резкие движения ничем хорошим ни для экономики, ни для народа не закончатся. То, что Лукашенко руководитель авторитарный и даже с примесью тоталитаризма — это понятно, и я не собираюсь его оправдывать. Но ситуация так сложилась, что если убрать Лукашенко с поста и ввергнуть государство в хаос, то от этого народ только проиграет.
Если раньше люди верили в цветные революции, то сейчас все понимают, что они ни к чему хорошему не приведут. Что после них придут другие элиты, скорее всего, прозападного типа, которые захватят власть и просто будут грабить население, выжимать все ресурсы страны в сторону внешних управленцев. По сути, это будет колонизация. И яркий пример такого развития событий — Украина: никакой самостоятельности. Это полностью зависимая страна с внешним управлением, которая живет только на кредиты и в которой идет обнищание.
«СП»: — Имел какое-то влияние белорусский протест на «глубинный русский народ»?
— В России события в Белоруссии воспринимаются неоднозначно. Кто-то осуждает Лукашенко, а кто-то — протест. Но я считаю, что для России сейчас происходят страшные вещи: если Россия потеряет Белоруссию, то это будет очень серьезно. Нас тогда просто запрут.
У нас с Белоруссией союзное государство. У нас выстроена единая система безопасности, Белоруссия для нас как передовой край защиты России и поддержка во многих вопросах. Союзное государство Россия-Белоруссия — это ядро таких организаций как ОДКБ и ЕАЭС. И уход Белоруссии от России — это разрушение интеграционных процессов, важных для России.
* Минюст России включил автономную некоммерческую организацию «Институт глобализации и социальных движений» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.