Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили переговоры российского лидера с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном, сообщает Telegram-канал «Пул Первого». Тогда этот разговор Путина и Лукашенко стал уже третьим за последнюю неделю. После предыдущего белорусский президент объявил о договоренности с Путиным по оказанию немедленной помощи его государству в случае военной угрозы извне.
Кроме того, Лукашенко объявил белорусам о готовности передать свои полномочия новому лидеру. Но — только после принятия новой Конституции. «Приходите, садитесь — и работаем над Конституцией. Выносим на референдум, принимаем Конституцию, и я вам свои полномочия по Конституции передам. Но не под давлением и не через улицу!» — подчеркнул он.
Это породило массу домыслов на тему: не после ли последних консультаций с Путиным Лукашенко решился на столь неожиданное заявление? Так, политолог и доктор исторических наук Валерий Соловей считает, что белорусский лидер на самом деле принял принципиальное предложение Кремля по проведению новых выборов в республике.
Эксперт также перечислил основные пункты, по которым стороны якобы достигли принципиальных предварительных договоренностей. Согласно им (и тогда это сенсация!) сам Александр Григорьевич под давлением Москвы даже не будет выдвигать свою кандидатуру на новых выборах.
В дальнейшем, как утверждает Соловей, события будут развиваться по заранее подготовленному сценарию. От имени общенациональной коалиции в качестве кандидатов в президенты страны выступит не только Светлана Тихановская, но и еще один кандидат — Виктор Бабарико. Именно он, по замыслу Кремля, и должен стать новым главой Белоруссии и предоставить Лукашенко гарантии личной безопасности.
Далее Бабарико, полагает Соловей, подпишет с Москвой договор о Союзном государстве, что вернет Александра Лукашенко в политическую игру. «Лукашенко в этом случае становится секретарем Госсовета Союзного государства, а главой этого органа будет Владимир Путин», — утверждает эксперт.
О том, насколько реален такой сценарий, мы спросили наших экспертов.
— При всей кажущейся разности, профессор Соловей напоминает экономиста Хазина: прогнозы обоих имеют свойство не сбываться. При этом оба прогнозиста вместо того, чтобы бросить это гиблое дело и сдаться, просто «переносят» свои выводы дальше в будущее, — отмечает кандидат политических наук, исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Мол, если доллар в этом году не рухнул, то рухнет с следующем (и так лет двадцать уже). А если Путин в этом году не ушёл с поста президента страны, то через год-полтора новая политическая динамика заставит его это сделать.
Кроме прогнозов, профессор Соловей также знаменит своими инсайдами. По своей природе, инсайды всегда анонимны, поэтому сам профессор, их раскрывающий, как бы снимает с себя ответственность за их достоверность. Инсайды Соловья также имеют свойство оказываться пустыми.
Напомню: весной профессор говорил, что Путин к 9 мая собирается аннексировать какую-то территорию или даже страну. То ли Белоруссию, то ли что-то в Прибалтике.
В белорусских инсайдах Соловья банкир Виктор Бабарико становится пророссийским кандидатом, на которого ставит Кремль. А президент Лукашенко оказывается приемлемой фигурой для формального лидерства в Союзном государстве.
Собственно, такой вариант был бы вполне реализуем полгода или год назад — когда не было срыва подписания тридцати с гаком «дорожных карт» по углублённой союзной интеграции. Когда не было некрасивой истории с «вагнеровцами». Не было посадок или нерегистрации неугодных кандидатов на пост президента Белоруссии. Не было выпадов в сторону России во время обращения президента Лукашенко к нации. Не было массовых протестов и оживления гражданского общества республики. Сам Лукашенко, оставаясь автократом, не был таким «токсичным», а Минск был уважаемой всеми столицей мирных переговоров по Донбассу.
В отличие от украинского «майдана», нынешние белорусские протесты вообще лишены какого-то внешнеполитического вектора. Евросоюзовского или пророссийского. В этом смысле и действующий президент Александр Лукашенко, и незарегистрированный кандидат Валерий Цепкало, и глава штаба Бабарико Мария Колесникова — все заявляют о продолжении союзных отношений с Россией.
В протестах значительную роль играют и трудовые коллективы — бывший базовый электорат Лукашенко, — которые знают, что основным рынком сбыта для их продукции является именно Россия, которая сняла таможенные барьеры для белорусских товаров в рамках Союзного государства. Россия для них — не только культурно-исторически близкое государство, но и залог экономического развития.
На сегодняшний день есть ощущение, что Лукашенко устоит. Но будет серьёзно ослаблен политически, а значит — более договороспособен. Другое дело, что все действия белорусского президента в его собственной стране сейчас воспринимаются в штыки. А если он сегодня торжественно объявит о взаимопонимании с Россией относительно «дорожных карт» — это может выйти боком в плане общественного восприятия.
Как раньше говорили: если некто начинает вещать о патриотизме, значит — проворовался. Сегодня можно и переиначить: раз часто публично вспоминает, что он — русский, значит — плохи дела.
— Соловей, безусловно, сказочник, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Вот только сказки он рассказывает по поручению одной из российских олигархических групп, влияющих на президента России и пытающихся манипулировать им. Очередными байками про «договоренности» президента РФ с Лукашенко данная группа вновь подставляет Россию.
Почему подставляет? Да потому, что Лукашенко еще ничего не решил. И с Путиным ни о чем не договорился. «Батька» не доверяет президенту России и боится его. Сегодня он всего лишь пообещал белорусам, что готов пойти на новые выборы в скором будущем — после принятия новой Конституции. Не более того. И никакого Бабарико он в качестве своего преемника не рассматривает.
В данном случае Соловей просто лоббирует интересы одной из групп, которая хочет получить с Бабарико и его покровителей кругленькую сумму за освобождение из тюрьмы и реабилитацию последнего.
«СП»: — Лукашенко в последнее время демонстративно «бодался» с Москвой. Может ли он, если его власть реально зашатается, пойти на все условия Москвы?
— Скорее, вопрос звучит так: на какие условия Москвы Лукашенко готов согласиться? По психотипу «Батька» — самоубийца, «шахид», «нарцисс» и «беспредельщик». Поэтому до последнего будет считать, что он умнее всех.
Ни о чем с ним никто не договорится. Смягчение его позиции по отношению к Москве — временное. Лукашенко в любой момент может вновь развернуться против Москвы и построить свою демагогию на русофобии. Так что нужно пропускать мимо ушей его слова и смотреть на реальные решения. А пророссийских решений в Минске до сих пор нет.
«СП»: —Лукашенко ранее обвинял Бабарико в том, что это кандидат от «газпромовских кукловодов». Он бы прав? Бабарико — человек Кремля? Может ли Москва в дальнейшем действительно двигать его или он отыгранная карта? Если предположить, что Бабарико станет президентом, он подпишет с Москвой договор о настоящем Союзном государстве?
— Вот тут я Лукашенко поддержу. Я вообще не понимаю: зачем «Газпром» сделал ставку на малосимпатичного сибарита и спонсора русофобки Алексиевич Виктора Бабарико. Только потому, что он либерал и готов слить госактивы Беларусии в пользу Газпрома?
Сомневаюсь, что этому персонажу что-то светит в Беларусии, если он будет ставленником Лукашенко. Стремление друзей Соловья сделать ставку на Бабарико говорит об их чрезвычайном скудоумии.
«СП»: — Лукашенко, по озвученной версии, становится секретарем Госсовета Союзного государства, а главой этого органа будет Владимир Путин. Подобное мы много раз слышали. Но этот сценарий так и не реализован. Почему? Изначально не собирались? Или что-то пошло не так? Насколько его реально реанимировать, и насколько он может быть привлекательным для Москвы? Ведь ей тоже предстоит трансфер власти через четыре года.
— Ну, во-первых, что такое — секретарь Госсовета? Да еще и при Путине? В чем его функционал в столь мифическо-имитационном органе? Портфель за Путиным носить?
А, во-вторых, известно, кто из российских олигархов педалирует тему Госсовета, чтобы проталкивать свои корпоративные решения в обход правительства и даже Администрации президента.
Госсовет — фуфло. Институт, который абсолютно бесполезен в политической системе страны. Еще одна «кормушка» для нескольких сотен бездельников. После принятия поправок в Конституцию страны в России должна быть проведена серьезная конституционная реформа, направленная на обеспечение баланса властей, укрепление и изменение функционала президентской вертикали, обновление партийной системы и института выборов, формирования ветви «гражданской власти» и проч. Вместо этого стараниями Соловья нам втюхивают «тухляк» с Госсоветом. И то, что это «тухляк», даже Лукашенко понимает.
Наконец, в-третьих, объединение Белоруссии с Россией в предлагаемом административном варианте не пройдет. Ни Лукашенко, ни Бабарико не смогут продавить такое решение через белорусскую массу уже хотя бы потому, что предлагаемая конструкция изначально порочная. Объединение может произойти только при реальном волеизъявлении народного большинства (как в случае с Крымом). А для этого нужно белорусской власти (а не России) очень и очень постараться.
В конечном счете, для объединения следует провести всенародный референдум, результаты которого не вызывали бы в обществе никаких сомнений.