Рабочим белорусских заводов, готовым участвовать в забастовках с требованием отставки Александра Лукашенко, предлагают крупные суммы денег. Откуда финансы? Якобы — добровольные пожертвования сочувствующих. На эти цели собрано уже свыше 1,1 млн долларов, утверждает белорусское издание Tut. by со ссылкой на активиста Алексея Стрижака.
Деньги, в частности, обещают протестующим с Минского тракторного завода МТЗ), Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) и «Гродно Азот». «Национальный забастовочный комитет выделяет (стачкомам этих предприятий — „СП“) по 100 тысяч долларов», — говорится на странице Стрижака в Фэйсбуке. Главам других таких же стачкомов предлагается «срочно связаться в для получения солидарной помощи от народа Беларуси».
В другом посте Стрижак обещает, что каждому потерявшему работу перепадет по 1,5 тысячи евро (три среднемесячных зарплаты в Белоруссии). Там же сообщается, что оказывать помощь бастующим рабочим согласились более 250 предприятий. «Все они готовы поддерживать рабочих услугами, деньгами и товарами. Уже сегодня солидарная помощь поступит на бастующие предприятия», — говорится в тексте.
Судя по размещенной на странице Стрижака в Фэйсбуке символике, он относит себя к белорусским националистам. «Мы ждем перемен, и мы делаем эти перемены. Делаем все для того, чтобы новая Беларусь состоялась. И мы отлично понимаем, что это наш единственный шанс», — пояснил свою мотивацию Стрижак в интервью российскому «Коммерсанту».
Политическое значение позиции белорусских рабочих, похоже, понимают как оппозиция, так и власти этой страны. Лукашенко в тот же день поблагодарил рабочих, которые выходят на работу. Он призвал их из-за этого «не прятать глаза в асфальт». «Вы, рабочие, хозяева на этом заводе», — подчеркнул президент Белоруссии. А также пообещал разобраться с теми, кто митингует у заводов и призывает к забастовкам.
Серьезность ситуации не мешает наблюдателям относиться к ней с некоторым юмором. «Бастующих [белорусских] работников заменили российскими специалистами», — утверждают в Сети. «В Белоруссию вторгся батальон путинского токарно-фрезеровочного спецназа и два взвода слесарей из Бурятии», — иронизируют в ответ другие авторы. Аналогия про Бурятию слишком очевидно напоминает о событиях в Донбассе.
К чему приведет явная попытка деньгами разжечь в Белоруссии широкое забастовочное движение? Пока не ясно. Но факт тесной связи экономики этой страны с экономикой РФ для местных специалистов бесспорен. По мнению РБК, анализ динамики иностранных инвестиций в РБ показывает, что «чем бы ни завершилась ситуация в союзной республике, Россия остается ее главным донором».
— Предложение бастующим рабочим денег — это абсолютная «разводка», — уверен старший научный сотрудник Института стран СНГ Юрий Баранчик. — Никто им платить не будет, хотя для западных фондов это плёвые суммы. К тому же предлагаемая каждому рабочему сумма рассчитана на совершенно небольшую часть участвующих в забастовке рабочих. Остальных она не будет касаться. А на что будут жить эти остальные?
Понятно, что забастовки делаются исключительно для того, чтобы свалить Лукашенко. В случае успеха этой затеи к власти придут совершенно другие люди, которых мы сейчас даже не знаем. И Тихановская, и Алексиевич — это знаковые фигуры, представители творческой интеллигенции. Но они не приспособлены для службы в госаппарате. А что будут делать те, кто действительно из-за их спин выхватит власть — совершенно непонятно. Поэтому к обещаниям денег не стоит относиться всерьез.
«СП»: — Вы упомянули «западные фонды». Но Стрижак утверждает, что на помощь рабочим скидывается неравнодушный белорусский бизнес.
— Это дотации, которые «заходят» извне. Белорусский бизнес не в том положении, чтобы раздавать деньги. Крупного частного бизнеса в РБ практически нет. Эти люди за копейку удавятся, не то, что за доллар. И они будут раздавать деньги? Это смешно.
«СП»: — Российский публицист Егор Холмогоров предположил, что мы можем ошибаться, думая, что белорусские рабочие так уж мечтают стоять у станка. Возможно, они не хотят «впахивать на заводе», а хотят стать работниками постиндустриальной эры, «сидеть в коворкинге и попивать смузи, получая ни за что огромные деньги», как IT-специалисты. По-вашему, возможна такая мотивация?
— Я прекрасно знаю рабочий класс, так как вырос в рабочем районе Минска. Там рядом и МАЗ, и МТЗ, и тот же МЗКТ, и подшипниковый, и другие заводы… Рабочие — люди простые. Они прекрасно понимают, кем могут стать. Например, могут делать ремонты. А в сельское хозяйство пойдут. Но чтобы работать в IT-сфере, нужны соответствующие знания, образование. На заводах многие люди уже возрастные. Как они будут это учиться?
Так что идея оригинальная, но она не оправдана.
Гендиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин подчеркивает фатальную зависимость промышленности Белоруссии от России.
— Никакой помощи, никаких 1,5 тысяч евро или долларов заводчанам не будет. Ложные слухи на сей счет распространяют «активисты», которые посланы на заводы, чтобы поднять толпу.
Мало кто говорит, что большая часть госпредприятий Белоруссии на сегодняшний день убыточны. Они функционировали только за счет того, что были государственные дотации. Эти дотации стали возможными за счет российских преференций РБ: системы квот, платы за транзит
После санкций, после того как Россия в 2019 году перестала поставлять нефть в тех объемах, которые у Минска были ранее, убыточность белорусских предприятий вскрылась. У нас порой говорят, будто вот Лукашенко сохранил госактивы. Все так, но он сохранил их только благодаря нашим, российским, дотациям. Если поддержки России не будет, все эти предприятия закроются. Будет катастрофа.
«СП»: — В смысле, если благодаря забастовкам Лукашенко свергнут?
— Если к власти в РБ придут западники, всей белорусской промышленности наступит «трындец». Никаких долларов рабочие не увидят. Максимум что может быть — это пособие по безработице после регистрации на бирже труда. Будет полная задница! Они все будут вынуждены искать заработки в Польше. Непонятно, почему отдельные люди в республике «ведутся» на эти явные фейки.
«СП»: — Наверное, и потому что о забастовках активно пишут.
— Так нет никаких забастовок. Большинство рабочих понимают, на что их толкают. И сидят смирно. А какая-то часть профсоюзных активистов переезжает с завода на завод и что-то вякает. Они давно уже обработаны националистической пропагандой. Лукашенко приехал — они и кричат, не дают президенту слова сказать.
Кроме России никому продукция РБ не нужна. И то Россия идет навстречу, не всегда оправдано открывая Минску свой рынок.
Если так и дальше пойдет — в Белоруссии будет хуже, чем на Украине. На Украине у населения сформировалась хоть какая-то «подушка безопасности» за счет малого бизнеса, за счет теневых процессов. Люди научились как-то сами выживать. А белорусы полностью положились на государство. Но сегодня государство в РБ — это российские деньги. Если такую пуповину обрезать — конец стране.
Сегодня там мы наблюдаем не забастовки, а политические акции. Потому что понятно, что заводы, рабочие — это ключевое звено, на которое «Батька» пока еще опирается. Они все от него зависят. И директора это понимают. Сами они не вытянут свои заводы. «Батьки» не будет — пойдут по миру. Они ведь никакого финансового «жирка» не накопили. И не могли накопить, так как это — госпредприятия.
— Я вас умоляю! Не распространяйте фейки белорусской пропаганды, — продолжает выходец из Донецка, политический обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов. — «Выделил» и «объявил о выделении» — это совершенно разные вещи.
Просто польские «нехты» уже несколько дней призывают к забастовкам. Лукашенко объявил о том, что бастующие должны быть уволены — вот забастовки и сходят на «нет». Соответственно, «нехты» и самопровозглашенная «Центральная Рада» оппозиции придумали байку о якобы собранном миллионе долларов в фонд бастующих.
«СП»: — То есть, это больше пиар-кампания с целью придать «забастовкам» второе дыхание?
— Ясно, что они устроят на днях показательные фотосессии с рабочими, которым будут вручать по 300−400 евро как бы из «забастовочного фонда» — закон жанра требует. Но основная масса рабочих, которые поддадутся на эту пропаганду, денег не получат — ни на работе, ни в этом виртуальном «фонде». Будут потом долго искать этих таинственных «нехтов» с требованием обещанных денег.