В Белоруссии появилась видеозапись того, как местного журналиста оскорбляет толпа протестующих.
Авторы видео сообщают, что репортаж вела съемочная группа белорусского телевидения. Тем не менее, к корреспонденту обращались как к представителю русского телеканала и пытались оскорбить через него всю Россию.
Вот только несколько фраз из тех, что кричали протестующие, и которые можно написать в СМИ: «убийцы, пошли отсюдова», «Пошел вон, Путин!», «российское животное», «отравил Навального», «рашу на парашу», «чемодан — вокзал — Россия».
Ролик получил распространение вместе с комментарием из телеграм-канала журналиста Константина Придыбайло.
«Здесь прекрасно всё: кричащие люди на грани истерики, почему-то белорусскому (!) журналисту кричат „раша тудэй“, вспомнили Путина, и какая-то бабка против него, и „отравил Навального“, российское животное, Рашу на парашу» — пишет автор канала. И подводит итог: «Мирные люди без антироссийских лозунгов. Ну, да, щас».
На видео был наложен логотип белорусского телеканала СТВ. Однако сам телеканал не рассказал о таком вопиющем происшествии.
Если посмотреть неполитические белорусские соцсети за октябрь, то окажется, что большинству белорусов неинтересно обсуждать Россию. Там обсуждают выборы, протесты, возмущаются на силовиков или поддерживают их, зачастую разговаривают на повышенных тонах. Но тематики, связанной с Россией, практически нет. По поводу новостей из России или о России участники белорусских сообществ тоже высказываются достаточно нейтрально: «ну, поглядим».
Даже у наиболее политически провокационных новостей в таких неполитических группах комментариев о России почти нет, а если есть, то они, скорее, нейтральные. Новость, вышедшая в одном из самых популярных минских сообществ под заголовком «Президент Беларуси Тихановская рассказала, о чем бы говорила с Путиным» — и та не спровоцировала массовый конфликт на около российскую тематику. Вот, к примеру, что написал сторонник Тихановской:
«Просто у нас в стране бывший президент не хочет передавать власть победителю выборов, всем заливает, что он, якобы, победил. Кто-то верит в это. Россия поверила, например.»
Отметим, что в комментариях под видео про оскорбление России и журналистов на YouTube-каналах, где оно опубликовано, антироссийские лозунги тоже не повторялись.
Но группы людей и площадки, активно осуждающие Россию, в Белоруссии действительно существуют. Одна из таких площадок — телевидение «Белсат» и его сообщества в соцсетях.
Буквально на выходных там появился видеоролик о «Марше пенсионеров». Его участники скандировали «В Россию! Домой!». Комментарии под записью соответствующие. К примеру: «Журналисты не так опасны, как Росгвардия, которая заполонила улицы Минска… Путин играет с огнем, помогая Луке истреблять белорусский народ…» и «Маскаль мне не брат».
Между тем, по данным белорусских СМИ, протест в Белоруссии радикализируется.
«Еще днем и вечером это были летящие камни, бутылки, ножи и заточки, а уже к ночи — баррикады и горящие покрышки. Ничего общего с гражданским протестом это не имеет. Мы столкнулись не просто с агрессией, а с группами боевиков, радикалов, анархистов, футбольных фанатов, попытками повторить события начала августа», — передает слова первого заместителя министра внутренних дел Белоруссии Геннадия Казакевича СТВ.
О том, что происходит в Республике и как белорусы сейчас относятся к россиянам, «Свободная Пресса» поговорила с директором белорусского неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция», политическим аналитиком Александром Шпаковским и с белорусским политическим обозревателем, медиаэкспертом Павлюком Быковским.
— То, что протестующие резко высказываются против России — это никакие не слухи, их распространение никому не выгодно. Это просто данность, — уверен Александр Шпаковский. — Необходимо понимать, что помимо внутриполитического подтекста в протесте существует явный геополитический антироссийский подтекст, который лидерам протеста и их кураторам на Западе демонстрировать невыгодно, так как им очень бы хотелось столкнуть Беларусь и Россию лбами, и желательно добиться того, чтобы Россия посодействовала свержению конституционного строя Беларуси и привела к власти антироссийских политиков.
Но тем не менее, как видит ситуацию Шпаковский, из-за того, что среда, в которой существует протест, становится более агрессивной, эти настроения начали выплескиваться наружу. Несмотря на то, что Светлана Тихановская, Павел Латушко и их зарубежные координаторы всячески пытались это заретушировать.
— То, что протестующие настроены резко против России — это неправда, — не соглашается Павлюк Быковский. — Протест не имеет геополитических пристрастий. Но есть антипутинские плакаты — из-за его поддержки Лукашенко. И есть плакаты солидарности с протестующими в Хабаровске. Но подавляющее большинство плакатов и лозунгов касаются внутрибелорусской тематики. Слухи о русофобии и антироссийских лозунгах, а также прямые заявления такого рода делают провластные белорусские спикеры, например, Алексей Дермант. Их привлекают в качестве комментаторов по белорусской тематике российские медиа: Украина.ру, РИА Новости
Как ранее рассказывал Павлюк Быковский изданию Naviny. by, в «Предвыборной программе» Тихановской, в части, посвященной внешней политике Белоруссии «нет конкретики по всем вопросам, кроме ценности суверенитета». В программе Тихановской в принципе не фигурировали Союзное государство, ОДКБ, Евросоюз и НАТО. Русофобская провокация была только в тексте заместителя председателя Партии БНФ Алексея Янукевича, к которому Тихановская не имеет отношения.
Что касается отношения большинства белорусов к России, то, как считает Павлюк Быковский, оно не изменилось в связи с последними событиями:
— Принципиально отношение к России не изменилось — по моему ощущениям, — поделился медиаэксперт Быковский. — Но публикаций результатов соцопросов не было давно. Последний соцопрос, который я видел, датирован декабрем 2019 года.
По данным того опроса, проведенного Белорусской аналитической мастерской (BAW), в течение 2019 года число сторонников союза с Россией снизилось с 60,4 процента до 40,4.
— После этого в государственных СМИ шла амбивалентная кампания: якобы, Газпром свергает Лукашенко, а Путин, якобы, дружит с Лукашенко. Тематика: споры по поставкам нефти, непризнание долгов за газ, боевики ЧВК «Вагнера». До 9 августа враг был на Востоке, а после 9 августа — на Западе. Опросы могли бы показать смену настроений хоть на какой-то процент, но они не проводились, и данных нет, — заключает Павлюк Быковский.
В свою очередь Александр Шпаковский подчеркивает, что значительная часть протестующих, особенно если говорить об идеологически заряженном ядре протеста, всегда выступала против России.
— Более того, информационными рупорами протеста, коллективными их организаторами выступают либо ресурсы, находящиеся за рубежом — это ряд телеграм-каналов, которые находятся на территории Польши, Чехии, Литвы и прямо связаны с правительствами этих стран. Либо ресурсы, представительства которых существуют в Беларуси, но они являются частью сети «Радио Свобода», «Еврорадио» и так далее, то есть имеют бюджетное финансирование из США, Польши, — напоминает политолог Шпаковский. — Еще один информационный ресурс, оказывающий значительное влияние не организацию и освещение протестных акций — это польско-британский телеканал «Белсат», имеющий бюджетное финансирование Польши и Великобритании. Естественно, коллективы этих изданий настроены крайне антироссийски. Это лица с либеральными и агрессивно-националистическими убеждениями. Они осуждают Москву — кто за авторитаризм, а кто просто по факту существования России, которая, по их мнению, представляет угрозу для так называемого цивилизованного мира, куда они мечтают встроить Беларусь. Россия и все, что с Россией связано, освещается этими ресурсами крайне негативно.
По словам Александра Шпаковского, изначально протест был «размытый» в идеологическом плане, персонифицирован против Александра Лукашенко. И это давало повод некоторым недальновидным российским экспертами и аналитикам говорить, что протест не направлен против России. Этому же отношению способствовали и ряд заявлений Тихановской и других лидеров протестного движения, которые высказались о том, что протесты не имеют геополитической подоплеки.
— Но символикой протестных акций достаточно быстро стал бело-красно-белый флаг — символ белорусских националистических организаций, — обращает внимание Александр Шпаковский. — Этот флаг использовался белорусскими коллаборационистами, которые сотрудничали с гитлеровской администрацией в период Великой Отечественной войны. А позже этот флаг был символом белорусских националистических организаций, действующих в странах Запада под патронажем США и западных специальных служб. Поэтому в протесте всегда было заметно антироссийской ядро. И заявлять о том, что только сейчас появились такие высказывание — не совсем корректно.
А нарастающую агрессивность протестующих Александр Шпаковский объясняет попыткой организаторов протеста компенсировать уменьшение численности радикализацией риторики, накачкой своего актива разного рода агрессивными эмоциями и информационными смыслами.
— В итоге эта агрессия начала открыто выплескиваться в социальные сети, на экраны. Причем не только в отношении представителей белорусской власти или сторонников Лукашенко, но и против России. Это просто одна из характеристик нынешнего этапа протеста, — подводит итог Александр Шпаковский.