Когда-то, еще пару лет назад российская оппозиция запустила масштабный тренд на тему того, что «Путин уже старый» и сколько уже можно, что за «брежневский застой»? Периодически, эти крики раздаются с новой силой на просторах русскоязычного интернета, но только по отношению к Путину, или другому «неугодному» прогрессивной общественности политическому деятелю. Путину, родившемуся в ноябре 1952 сейчас действительно уже 68 лет. Но, судя по его появлениям на публике, он еще бодр, весел и вполне здоров. И уже тем более ему «далеко» до Брежнева, который родился в 1906 и на момент 1982 было 76.
К слову, если говорить о многих нынешних европейских и американских лидерах, то возраст там, за редким исключением, вполне стандартный. Все либо чуть старше, либо чуть младше Путина. Но это особо никого из прогрессивной общественности не смущает. Видимо, «это же совсем другое дело».
Тот же то ли новый, то ли нет, президент США Джо Байден родился в 1942. То есть, сейчас ему 78. И ничего, у человека «все только начинается». Но, тут многие могут вспомнить вице-президента от Байдена, Камаллу Харрис, которая не только «прогрессивна», но и молода (про команду Байдена мы писали здесь). Правда, родилась она в 1964. То есть, сейчас ей 56, а через четыре года, как подсказывает нам простая математика будет 60. Так вот, «вечная молодость».
К слову, Дональд Трамп, то ли нынешний, то ли уже нет, президент США и сам ни разу «не мальчик». Он родился в 1946 году, 74 года, в общем-то тоже уже довольно солидный возраст.
Если же говорить о Европе, то первой по солидности возраста, да и сроку у власти здесь вспоминается госпожа канцлер Германии, Ангела Меркель. Она родилась в 1954, то есть, младше того же Путина всего на два года. К слову, президент Германии, есть и такая должность в этом государстве, Франк-Вальтер Штайнмайер родился в 1956. Ему сейчас 64.
На фоне европейских лидеров сейчас своей молодостью выделяется глава Франции, Эммануэль Макрон. Он родился в 1977, то есть, сейчас ему 43. А есть во Франции, например, ещё и премьер-министр Жан Кастекс, который родился в 1965. Ему 55. То есть, он на год моложе Харрис. В общем, действительно, «совсем молодой».
Солидные мужчины управляют Италией. Премьер Италии, Джузеппе Конте родился в 1964, то есть в целом, относительно молод, ему 56. Но вот президент этой страны, Серджо Маттарелла родился в 1941 году. То есть, он старше даже Байдена.
Тут можно, конечно, вспомнить и европейские монархии, или Ватикан. Но учитывая наследственный или «соборный» принцип передачи власти — там молодость или старость текущего правителя вообще никак не показывает молодость или старость политических элит в целом. Но пусть будут для полноты картины. Князю Монако, Альберу II сейчас 62. Он родился в 1958 году. А Папа Франциск, глава Католической Церкви и по совместительству государства Ватикан, вообще родился в 1936. Но епископам, а особенно главам традиционных церквей, наверное и положено быть людьми солидными и в возрасте.
Помимо Европы в мире есть еще множество прогрессивных государств. Например, в азиатско-тихоокеанском регионе. Но и там возраст правящих политиков в целом всё на том же уровне. Например, Ёсихидэ Суга, нынешний премьер Японии, родился в 1948 году. Иными словами, ему 72. К слову, его предшественник, Синдзо Абэ родился в 1954. То есть ему сейчас 66. Тоже, в общем-то, не слишком юный возраст.
В прогрессивной не менее чем Япония, Южной Корее нынешний президент Мун Чжэ Ин родился в 1953. То есть, ему сейчас 67 лет. Не слишком моложе и президент республики Сингапур Халима Якоб. Она родилась в 1954 году. К слову, она первая женщина-президент в истории своей страны.
Если же уходить из совсем Азии, несколько западнее, то есть еще и Ближний Восток с государством Израиль. Которое, в общем, по уровню жизни и политическому устройству, считается вполне себе «европейским» и даже весьма прогрессивным. Там во главе государства стоит премьер-министр Биньямин Нетаньяху, родившийся в 1949 году. Иными словами, сейчас главе Израиля 71 год. И тоже, в общем-то «бодряком».
В целом, как видно из этих цифр, понятно, что возраст в 50−60−70, а то и побольше для действующих политиков — это вполне себе норма. Лишь бы здоровье и ясность ума позволяли. Но в «старости» наша «прогрессивная оппозиция» почему-то упрекает исключительно Путина.
На самом же деле, похоже, что в мире такое засилье политиков и руководителей в годах — это не какая-то отдельная и неправильная «геронтократия», а обычный политический процесс.
К власти приходят наиболее опытные. А опытные они хотя бы уже потому, что прожили и видели куда больше, чем молодые.
На этом фоне, пожалуй, выбивается только Макрон. Но он, скорее, исключение, которое подтверждает правило. А так, в большой политике, судя по всему «совсем своим» можно считать себя начиная с возраста примерно в 55−60 и далее, насколько позволит здоровье и достижения современной медицины. И, стоит повториться, никого особо это не смущает. И в целом по Европе, да и по США не проносится шумных кампаний под лозунгом «дорогу молодым!». Там сейчас несколько иная повестка. В том числе и для протеста. К которой возраст политических лидеров не имеет никакого отношения. Протестуют и против политики молодого Макрона, и против старцев типа Байдена и Трампа. Даже вот Папу Римского несколько кардиналов недавно объявили чуть ли не «вероотступником». Но возраст тут совершенно ни при чём.