В Хабаровске продолжаются митинги. Сегодня, 14 ноября они прошли уже в 127 раз. Теперь митингующие требуют остановить задержания, освободить журналистку, арестованную на прошлой неделе. Присланный из Москвы врио губернатора на все протесты нашел, по его мнению, лучший ответ. Усилить охрану.
В треть всего бюджета, в тридцать три миллиона бюджетных рублей обойдется Хабаровскому краю годовая охрана нынешнего главы региона Михаила Дегтярева. Оберегать 39-летнего чиновника будут, начиная с января 2021-го, семь человек, каждый годовой «стоимостью» 4,7 млн. Соответствующий тендер размещен на официальном сайте госзакупок региона.
По условиям контракта, спецы, вооруженные служебным оружием и электрошокерами, должны охранять врио губернатора круглосуточно. В их обязанности, согласно техзаданию, входит проверка помещений, которые собирается посетить руководитель, на отсутствие там отравляющих веществ и взрывных устройств. Предписано также ни при каких обстоятельствах не вступать с гражданами в разговоры, не принимать от них и не передавать какие-либо предметы, свертки, чтобы ни на мгновение не отвлекаться от несения службы.
Исходит инициатива от самого Михаила Владимировича. «Я усиливаю охрану, я ввожу меры в соответствии с рекомендациями службы безопасности», — так объяснил он свое решение. Подчеркнув, что не трус, но опасается: «Поступают угрозы. Есть агентурная информация. Мы слишком многих оттащили от корыта. Это не может нравиться некоторым».
Заметим, что в начале октября местное правительство уже заключало контракт на охрану Дегтярева из двух человек сроком на месяц и общей стоимостью 800 тысяч рублей. Однако он посчитал это недостаточным, так как «не чувствует себя в безопасности»
Кто ему угрожает (если угрожает), не уточняется. Или врио губернатора намекает на местный люд, не желающий признавать кремлевского назначенца и продолжающий регулярно, четвертый месяц кряду, выходить на митинги с требованием вернуть из Москвы в Хабаровск «нашего настоящего губернатора» Сергея Фургала, арестованного по вменяемого ему уголовного дела 15-летней давности, и судить в родном городе судом присяжных. Попытки действующей власти подавить протесты, заканчиваются безрезультатно. Протестующим гражданам недавно запретили ставить палатки (На Дальнем Востоке уже ощутимо приближение зимы) — они обходятся без них. Не дозволены плакаты? Но и без плакатов их требования хорошо известны.
На митинге недельной давности, 7 ноября, видимо, неслучайно совпавшем с советским праздником Великого Октября, люди несли красные флаги, скандировали лозунги о власти народа, давая понять, что не откажутся от своих требований. Это их испугался господин Дегтярев, увеличивая личную охрану?
Корреспондент «СП» с помощью журналиста одного местного издания коротко пообщалась с двумя жителями Хабаровска. Один из них по профессии учитель, сейчас пенсионер. Насчет Фургала, по его словам, не обольщается, но и с тем, как поступает Москва с жителями края, откровенно игнорируя их мнения, категорически не согласен.
— По какому принципу выбирали в Кремле замену Фургалу, мне непонятно. Дегтярев на мой взгляд, человек, далекий от интересов нашего региона. К тому же, оказался просто не готов к нынешней своей работе. А, главное, какой он руководитель, если боится вверенного ему населения? Это ведь от нас он закрывается сейчас усиленной охраной. Наверное, чтобы не беспокоили лишний раз напоминаниями о нерешенных проблемах, которых вагон и маленькая тележка. Его предшественник начал было тележку-то разгребать, тут его и убрали. А этот, пришлый, и не пытается.
Второй мой заочный собеседник из работяг, дорожник.
— Я знаю, чего он (М. В. Дегтярев — авт.) боится. Что мы к нему на прием все придем и на подносе любовь свою поднесем, — иронизирует 40-летний мужчина. — Живи, скажем, Михаил Владимирович, ни о чем не тужи, мы тут как-нибудь сами.
«СП»: — Начал-то он у вас летом бодро. Уличил, утверждает, нескольких сотрудников администрации Фургала во взятках…
— Это ещё не доказано, кто там что брал и кому давал. Но даже если так, это ещё ни о чем не говорит. Многие нынешние чиновники начинают бодро, а потом, смотришь, у самого кое-что в пушку. Угроз неведомых он, видишь ли, убоялся!.. Я вообще диву даюсь некоторым кремлевским назначениям. Жил себе мужик тихо в Москве, в Думе сидел, с шефом фракции в баню регулярно ходил (намек на многочисленные фото в интернете, где нынешний хабаровский врио парится с товарищами по ЛДПР — авт.) в соцсетях, и вдруг — бах! — губернатор! За какие-такие достижения?..
На сайтах местных жителей немало замечаний в адрес действующего главы. Есть довольно едкие. Судя по количеству репостов в сети, самая популярная народная цитата сейчас — с «балетным уклоном»: «Назначить Дегтярева губернатором Хабаровского края это все равно, что заменить на сцене Майю Плисецкую Волочковой».
Всё это было бы смешно, если бы речь шла не о главе крупного региона с населением почти в полтора миллиона человек, дефицитом бюджета на начало 2020 года в 7,2 млрд. рублей и недополученным из-за коронавируса дохода в 5,6 млрд. рублей. С ковидом, к слову, ситуация в Хабаровском крае (22 место в стране по числу заболевших за все время пандемии) напряженная. Есть случаи неоказания помощи обратившимся за ней из-за дефицита медиков, лекарств, машин скорой. На это бы местной власти обратить внимание. Что же врио губернатора? Он практикуется в спичах иного рода. Советует, например, жителям вешать дома на холодильники не доллар, который «который портит продукты», а 500-рублевую купюру с крестами соловецкого монастыря — «и все купленные вами продукты будут долго оставаться свежими и полезными». Такой вот специфический юмор. А, может, и не юмор. Может, ему в Москве кто-то в шутку сказал, что дальневосточники народ темный, он и поверил?
Телохранители есть сейчас у всех российских градоначальников и губернаторов. Совсем без них, понятно, нельзя, хотя в СССР и обходились. Но всему, известно, есть своя мера. В России на этот счет, однако, давно особо не заморачиваются. Деньги-то тратятся не свои! В Бурятии с численностью населения менее миллиона человек на службу собственной безопасности уходит по некоторым данным порядка 10 млн. рублей в год. В Челябинской области по сведениям на 2019 г. — более 30 млн. Это если не считать официальных мероприятий и массовых праздников — ещё плюс 45 млн. Одна из самых «скромных» цифр в этом ряду — в Краснодарском крае, «всего» 7 млн. 761523 рубля. Замечу, что все эти данные — двух-трехлетней давности. Более свежих нет. Их не озвучивают, чтобы не пугать народ?
О том, зачем главам российских регионов большая охрана, корреспондент «СП» спросила у Александра Руцкого, генерал-майора авиации в отставке, доктора экономических и кандидата политических наук, Героя Советского Союза, экс-губернатора Курской области (1996−2000 г.). По опросам местных жителей о лучшем руководителе региона в постсоветское время, его рейтинг до сих пор не ниже 70%.
— Губернаторам охрана вообще не нужна, она — чистая условность, — считает Александр Владимирович. — Ты веди себя на этом ответственном посту прилично, отбрось высокомерие, не обкрадывай население, регулярно общайся с людьми, живи их проблемами, и они сами будут тебя всячески оберегать! Проблема в том, что в современной России в градоначальники назначаются нередко люди случайные…
«СП»: — Избираются, вы хотели сказать?
— Какие же это выборы, если президент страны, снимая по тем или иным причинам действующих глав регионов, присылает на их место людей зачастую чужих для региона. Вот как сейчас Дегтярев в Хабаровском крае. Тот получает в свое подчинение и подминает местные СМИ, силовиков, избирком, а потом «с явным преимуществом» выигрывает выборы. Я не говорю уже о том, что у многих нет практического опыта руководства. В лучшем случае — чисто теоретический. А то и без него. И вот такие с позволения сказать главы берутся «поднимать» промышленность, управлять сельским хозяйством, «социалкой». Так не только с губернаторами. Посмотрите на наше правительство. Что, некого было назначить в ВПК, если назначили очевидного не специалиста? Или взять «Аэрофлот», куда сватают сейчас сынка некоего кремлевского приближенного? А мы потом удивляемся, что это у нас предприятия закрываются, люди нищают, города пустеют.
«СП»: — По какому принципу, на ваш взгляд, должны назначаться в стране губернаторы?
— Точно не по «принципу шлейфа». Это когда за назначенцем тянутся грешки, о которых при случае удобно вспомнить.