
17 ноября в Госдуму внесен законопроект, предоставляющий право Владимиру Путину вновь избираться на два президентских срока. Документ разработали депутаты «Единой России» Павел Крашенинников и Ольга Савастьянова, а также сенатор Андрей Клишас в рамках исполнения поправок к Конституции.
«Положение Конституции РФ, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность президента РФ, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ… и не исключает для него возможность занимать должность президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением», — говорится в документе.
На первый взгляд — идет чисто технический процесс приведения законов в соответствие с Конституцией. Но интригу создают другие инициативы законодателей, которые проецируются на действующего главу государства.
В начале ноября те же Клишас с Крашенинниковым внесли поправки к закону «О гарантиях президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Из них следует, что неприкосновенность бывшего президента значительно усилится, а лишить его иммунитета станет гораздо сложнее. Экс-главу государства нельзя будет привлечь к ответственности даже за преступления, совершенные до или после его президентства. А порядок снятия неприкосновенности будет идентичен импичменту — с созданием в Думе специальной комиссии, заключениями высших судов и принятием решения двумя третями голосов в парламенте.
Формально цель поправок та же — приведение законодательства (федерального закона «О гарантиях президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 2001 года) в соответствие с обновленной Конституцией. Однако главное новшество — само понятие неприкосновенности экс-главы государства — напрямую из поправок к Конституции не вытекает.
Политологи тогда сделали вывод: неприкосновенность для Путина и его семьи, после его ухода с поста президента, важна как условие для цивилизованной смены власти. Если так, нынешний законопроект «Единой России» — лишь дымовая завеса на случай транзита.
— В администрации президента, разумеется, рассматриваются варианты ухода Путина, — считает политолог Сергей Марков. — Другое дело, что чиновники боятся артикулировать эти планы. Все понимают, что Владимир Владимирович будет лично принимать решение об уходе.
Если он и будет обсуждать его, то только в кругу ближайших лиц, с которыми обычно принимает ключевые решения. В этот круг входят Игорь Сечин, Сергей Иванов, Сергей Нарышкин, Николай Патрушев — они как раз имею право рассуждать об уходе Путина. А вот чиновники АП права рассуждать на такие темы лишены, их задача — готовиться к разным возможным вариантам.
Концепция изменений в Конституцию, насколько я понимаю, исходит из того, что Путин вообще-то намерен уходить с поста президента. И для этого он хочет оставить после себя конституционную систему лучшую, чем ему досталась.
Поэтому обновленная Конституция, конечно, является путинской — в том смысле, что он ее создал. Но в то же время она является постпутинской — поскольку создана для других. Неслучайно Путин заявил, что обновленный Основной закон будет работать еще десятки лет.
«СП»: — В чем суть изменений — с точки зрения ухода Путина?
— Самое главное — в Конституции имелся, с позиции главы государства, ряд слабых мест и противоречий, которые создают проблемы. Например, ранее предусматривалось, что если Госдума трижды не одобрит предложенные ей кандидатуры премьера — президент должен распустить Думу. Такая норма создавала предпосылки для кризиса, и уменьшала возможность маневрирования для главы государства.
Поправки сняли противоречия в конституционном устройстве и взаимодействии высших органов власти. В частности, сделано так, что парламент больше не может заблокировать решения президента по составу кабмина.
А чтобы за обновленную Конституцию проголосовали граждане, в пакет поправок включили социальный блок. Особого смысла он не имеет. Скажем, пункт о том, чтобы установить минимальную зарплату не ниже прожиточного минимума — правительство сможет легко добиться этого, занизив прожиточный минимум.
Внесение поправок в Конституцию вызвало вал дискуссий: мол, Путин вот-вот уйдет, давайте обсуждать, кто придет на его место. И президент в этой ситуации де-факто заявил: давайте прекратим этот бардак, и дадим мне право баллотироваться еще на два срока.
«СП»: — Так уйдет Путин или нет?
— Путин хочет уйти. Но есть такая формула: президентов нужно регулярно менять, а верховных главнокомандующих во время войны не меняют.
Поэтому, если продолжится гибридная война Запада против России — или если эта война, не дай бог, обострится, — Путин, я считаю, не уйдет. Если же гибридная война сойдет на нет — Путин с удовольствием передаст власть представителю нового поколения, человеку, который мог бы взяться за модернизацию страны.
Такой фигурой — очень условно — мог бы стать кто-то вроде долларового миллиардера, одного из создателей «ВКонтакте» Павла Дурова. Или же человек такого плана мог стать премьером, а на пост президента Путин выдвинул бы все-таки чекиста — какого-нибудь героя Сирийской кампании.
Так или иначе, главный вопрос — уходит Путин или нет — зависит от того, будет ли у нас мир с Западом, или будет война.
— Из изменений в Конституцию, принятых нынешним летом, следует ряд законопроектов, — отмечает публицист, политолог Александр Асафов. — В свою очередь, из этих законопроектов, часть из которых уже подписана главой государства, а часть еще не принята, следуют не только прямые выводы по сути в них изложенного, но и масса конспирологических теорий, которые в первую очередь касаются действующего президента.
Все эти предположения, — что Путин уйдет досрочно, что ему готовится место в Госсовете, или место в Совете Безопасности, или пожизненное место сенатора, — на данным момент являются домыслами.
Дело в том, что Владимир Путин — как мы его знаем — это человек, который не любит, когда всем другим очевидны его последующие действия. Под «всеми другими» я понимаю и наших геополитических оппонентов, которых раньше называли партнерами, и различные политические силы внутри российской политической элиты.
Поэтому из действий Клишаса, Крашенниникова, Чубайса, Медведева, Турчака, Володина, — да кого угодно — невозможно сделать прогноз, что будет делать Путин на горизонте трех, пяти или десяти лет.
Раз так, я считаю, законы и законопроекты нужно трактовать, как они написаны, а не заниматься бесполезным прогнозированием. Все равно Путин примет решение в своей логике.
Посмотрите пример с Нагорным Карабахом — все ждали совершенно других вариантов, никто не предполагал, что конфликт будет разрешен именно так. В этом — весь Путин. Поэтому, повторюсь, делать выводы из заявлений условного Пескова или Клишаса — под Путина принимается какой-либо закон или нет — попросту бесполезно.