На съезде движения «Двуглавый орел», лидером которого является небезызвестный православный олигарх Константин Малофеев, было создано новое движение — «Царьград», которое примет самое непосредственное участие в выборах в Госдуму-2021, но не в качестве политической структуры, выдвигающей своих кандидатов, а в качестве организации, поддерживающей кандидатов от других партийных структур — вплоть до «Яблока» и КПРФ, а также самовыдвиженцев (хм, тайных единороссов, что ли?).
Помощь, как пишет, будет заключаться «в моральной поддержке и сборе подписей» (но мы-то прекрасно понимаем, что этим поддержка исчерпываться не будет).
Заманчиво, не правда ли (особенно для тех кандидатов, которые лишены крупного капитала)? Отсюда вопрос: а что нужно для того, что претендовать на эту помощь?
Оказывается, совсем немного. В «Царьграде» планируют провести добровольное (интересно, если бы оказалось не так) анкетирование «на предмет их приверженности традиционным семейным, религиозным и культурным ценностям русского народа». Если проверка будет пройдена, то есть идеологически кандидат в депутаты пересечется с «Царьградом», имеющим традиционно-монархическую базу, то этому кандидату будет оказана помощь.
Но если кандидат проверку не пройдет, то не оберется проблем: «Кандидатам, уличенным в русофобии, оскорблении чувств верующих, искажении исторической правды и умалении значения подвига народа при защите Отечества, будет оказано всевозможное законное противодействие, чтобы такие деятели не смогли пройти во власть», — сообщили в «Царьграде».
Таким образом, Малофеев делает очень своеобразный шаг, по сути, претендуя — в лице «Царьграда», который он и возглавил — на то, чтобы выступать в роли арбитра, исходя прежде всего из этических соображений.
Здесь стоит сделать короткое отступление и напомнить, что «православный олигарх» уже дважды пытался зайти на партийное поле. Первый раз это произошло в прошлом году, когда он пытался интегрироваться в «Справедливую Россию» (за финансовую помощь партии), чтобы в конечном счете переориентировать ее на себя. По неподтвержденной информации, сделка вроде бы даже состоялась, но в последний момент что-то пошло не так, и лидер «Двуглавого орла» получил от ворот поворот. По официальной версии, озвученной самим Малофеевым, он просто не смог совмещать две работы — на тот момент времени он получил приглашение от патриарха Кирилла работать во Всемирном русском народном соборе (ВРНС). И поэтому решил отказаться от политической деятельности. По неофициальной же версии, «покупку» «Справедливой России» заблокировала АП, мотивировав это тем, что у нас сейчас не 90-е, чтобы предпринимателей пускать в политику. Тем более, ходили слухи, что за Малофеевым стояли люди куда серьезнее, чем он сам — из питерского клана…
Второй заход, точнее попытка — она произошла совсем недавно и была связана с партией «Родина», у которой в Госдуме даже есть свой — пусть и единственный — представитель: Алексей Журавлев, — что дает право партии идти на парламентские выборы без сбора подписей. И снова же по неофициальным каналам всплыла информация, что лидеры двух организаций — партии «Родина» и движения «Двуглавый орел» — пришли к некоему соглашению о сотрудничестве. Но проблема в том, что говорить о взаимном доверии в данном случае, кажется, не приходится. Видимо, этим и объясняется третья попытка Малофеева выйти на партийное поле, причем без своих кандидатов, без своей партии.
Странно и интригующе как-то получается. Какую цель преследует лидер новообразованного «Царьграда»?
Консолидирует ресурсы, считает директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ политолог Павел Салин.
— В элитах сейчас господствует «транзитное» настроение. Есть ощущение, что в ближайшее время, ориентировочно в следующем году, может серьезно поменяться политическая рамка: поменяются правила игры. И тогда у всех игроков — у тех, кто сейчас там присутствует, и тех, у кого есть соответствующие амбиции — могут возникнуть новые возможности. Но для того, чтобы эти новые возможности реализовать, нужно консолидировать ресурсы и иметь под собой какую-то организационную основу. Вот сейчас все игроки как раз и занимаются консолидацией таких ресурсов, и г-н Малофеев не исключение. Такими вещами, как он, — в широком смысле слова, то есть созданием медийных, организационных ресурсов и так далее — занимаются многие игроки в преддверии старта той игры, которую они ожидают в следующем году, просто он попал в тренды инфопотоков, — отметил эксперт.
«СП»: — Как вы расцениваете политические перспективы лидера «Царьграда»?
— Говоря о перспективах г-на Малофеева, стоит отметить, что они у него на сегодняшний день не очень. С учетом сложных отношений с администрацией президента, которая выдает лицензию на участие в партийно-электоральной составляющей партийного процесса. Но в следующем году ситуация может измениться.
«СП»: — Малофеев действует как самостоятельный игрок или представляет какую-то группу?
— Если вы имеете в виду так называемые «кремлевские башни», то он действует как самостоятельный игрок. Он как представитель, условно говоря, среднего политического бизнеса сейчас занимается созданием политического актива, который в этих новых условиях можно будет предложить каким-то крупным игрокам, когда возникнет соответствующая возможность. Сейчас, судя по всему, он действует как автономный игрок, как политический предприниматель средней руки. Возможно, предварительными какими-то договоренностями он заручился, но это далеко не стратегический альянс.
«СП»: — Изменения политических рамок в следующем году — это может быть вызвано предполагаемой отставкой Владимира Путина?
— Отставка может быть финалом этого процесса или промежуточной точкой. Речь идет о запуске процесса транзита. Когда игрокам будет указано, как будут меняться политические рамки, они почувствуют себя более свободно и начнут адаптировать эти стратегии под новую реальность. Отставка Путина… это западные СМИ все напутали, когда давали эти сливы, согласно которым Владимир Путин уйдет в отставку уже в январе. Речь идет о другом. Речь идет о старте процесса. Сам старт процесса транзита может серьезно поменять политические рамки. Даже если Владимир Путин будет еще оставаться на посту президента.