Через полтора месяца после выборов президента американцы все еще не знают, кого же все-таки они избрали — Трампа или Байдена. Официально ни один из них победителем не назван, а значит, главный вопрос все еще остается открытым.
Во всяком случае, сдаваться «без боя» ни Трамп, ни его сторонники явно не собираются.
Накануне стало известно, что еще 17 штатов подали в Верховный суд США обращение в поддержку иска генпрокурора Техаса Кена Пакстона о признании недействительными итогов выборов в четырех американских штатах — Джорджии, Мичигане, Пенсильвании и Висконсине. Поначалу в них уверенно лидировал Трамп, однако присланные в последний момент по почте бюллетени изменили результаты в пользу Байдена.
Генпрокурор Техаса в своем заявлении утверждает, что правительства этих штатов, под предлогом пандемии незаконно изменили электоральное законодательство, чем не только нарушили Конституцию, но и «подорвали веру» в честность выборов в США.
Иск Техаса поддержали еще семнадцать «республиканских» штатов — Миссури, Алабама, Арканзас, Флорида, Индиана, Канзас, Луизиана, Миссисипи, Монтана, Небраска, Северная и Южная Дакота, Южная Каролина, Теннесси, Юта, Оклахома и Западная Виргиния. Они подали обращение так называемых «друзей суда» — т.е. не присоединились к иску, а согласились с претензиями и обоснованиями истца.
В качестве третьей заинтересованной стороны в судебном разбирательстве готов участвовать и действующий президент Дональд Трамп. Его адвокаты уже подали в Верховный суд США соответствующее ходатайство, в котором он просит дать ему возможность вступить в дело «в качестве частного лица» — как кандидата в президенты.
Напомним, в ноябре Трамп заявил о выявлении фактов массового мошенничества в ходе всеобщих выборов и сравнил США со страной третьего мира. Однако пообещал покинуть Белый дом, если коллегия выборщиков проголосует за кандидата от демократов Джо Байдена.
«Час Икс» пробьет 14 декабря. В этот день 538 членов коллегии выборщиков должны провести итоговое голосование по выборам президента и вице-президента. Для победы достаточно 270 голосов, но у Байдена, предварительно, 306 (по подсчетам американских СМИ), а у Трампа — 232.
Изменится ли это соотношение и в чью пользу, станет известно уже на следующей неделе.
Пока же инаугурационный комитет Конгресса отказался признать Байдена избранным президентом и не принял резолюцию о назначении даты инаугурации, что фактически означало бы окончательное признание победы за кандидатом от демократов.
То есть, дело теперь за Верховным судом США, который, насколько известно, уже принял иск генпрокурора Техаса и собирается рассмотреть его в ускоренном режиме.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила директора Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрия Рогулёва:
— Верховный суд, как главный судебный орган американского государства, согласно Конституции сам может решать, какие вопросы ему брать на рассмотрение, какие не брать. Поэтому заставить его начать разбирательства никто не может.
Проблема в том, что по закону, срок подачи судебных исков, которые связанны с нарушениями на выборах, ограничивается 8 декабря. То есть, даже если заявители здесь ничего не нарушили, слишком мало времени остается до 14 декабря, когда должны голосовать выборщики. И когда будет понятно, кто голосовал за Байдена, а кто — за Трампа. Будет уже очевидно, кто победитель.
Мне представляется, что это судебное обращение, скорее, политический шаг. Один из последних возможных политических документов.
Большого простора для Верховного суда этот иск не оставляет. Потому что брать на себя ответственность за изменение исхода выборов в промежутке двух-трех дней, это просто безумие.
«СП»: — Но иск все же принят…
— В любом случае, времени на его изучение и рассмотрение остается слишком мало. А главное, что мы получим в результате?
Допустим, отменят они решение. И что, повторные выборы будут проводить?
Конституция этого не предусматривает. Она ограничивает все по времени и по срокам. Тем более, такие шаги серьезные. Они влекут за собой необходимость принятия поправок в Конституцию по изменению порядка или, по крайней мере, изменению законов самих штатов, которые там были нарушены или неправильно применялись.
Так что, у суда просто нет ни времени, ни возможностей исправлять огрехи волеизъявительной системы политической и выносить решения, которые не будут иметь последствий.
«СП»: — То есть, назначение Эми Барретт судьей Верховного суда, с приходом которой там сложилось устойчивое консервативное большинство, не сыграет в пользу Трампа?
— Это могло бы помочь, если бы там рассматривался иск, допустим, Пенсильвании на нарушения. Суд мог бы постановить пересчитать голоса. Но там и так уже пошли навстречу с пересчетом. В той же Джорджии трижды пересчитывали — в ручную и автоматически. Сколько можно.
Верховный суд — это девять человек. Они не избираются народом. И не несут ответственность перед населением США. В этом особенность Верховного суда.
При этом от них требуют решить вопрос, связанный как раз с волеизъявлением граждан, да еще с законодательством штатов. Никогда Верховный суд не возьмет на себя такую ответственность.
«СП»: — Если Байдена 14 декабря официально объявят победителем, то Трамп поднимет белый флаг? Или объявит «войну», как это сделали демократы, когда он в 2016 выиграл выборы.
— В каком-то смысле он уже это делает — мстит демократам, которые с самого начала не признавали его даже в качестве возможного кандидата на пост президента. Говорили, что Трамп — не тот человек, который должен занимать кресло президента США. Это Обама говорил. И потом Клинтон занимала точно такую же позицию.
Хиллари, правда, не отказывалась совсем от дебатов с ним, но сводила эти дебаты к формальной беседе. Не обсуждала с Трампом вопросы по существу, поскольку говорила, что это не тот человек, с которым что-то вообще нужно обсуждать.
Они его и после выборов не признали. Вели против него войну. Затеяли сразу же расследование, потом за три года добрались до импичмента.
То есть, легитимным президентом Трамп для демократов так и не стал.
И вот теперь он сам не признает легитимно избранным президентом Байдена.
Чем это закончится, мне трудно сказать. Потому что совершенно непонятно, что в голове у Трампа и что он задумал. Но, как минимум, это создает основу для его будущей выборной платформы. А именно, что выборы у него украли, голоса украли, что Байден — не президент. Это дает ему основание начинать сразу же избирательную кампанию 2024 года.
«СП»: — Получается, Америка по-прежнему расколота, разделена на два непримиримых лагеря. Что это значит?
— Значит, что рост недоверия к политическим институтам в стране продолжится. И это очень печальный факт.
К Конгрессу, допустим, уровень доверия у граждан всегда был низкий. И политическим партиям они не очень доверяли всегда. А теперь еще это распространяется на систему выборов, которой американцы всегда гордились.
Они гордились плавной передачей власти — без катаклизмов, без столкновений — из одних рук в другие. Причем, проводилась она не формально, и заключалась в том, что на следующий день после выборов проигравший кандидат звонил победившему сопернику и признавал итоги выборов. И сразу же начиналась передача власти.
В этом году впервые звонка не последовало.
И, конечно, это означает, что американская политическая система переживает очень серьезный кризис. В том числе, и системы выборов, которой они так всегда гордились.
Но, в целом, это неудивительно. Американские выборы — архаичные. И бессистемные, поскольку — пятьдесят штатов, пятьдесят разных законов и пятьдесят разных систем выборов кандидатов. Это вносит хаос в американскую избирательную систему.
В прошлом все это более-менее работало и приносило результат. Сейчас система дала сбой. Из-за чего фактически половина американцев чувствуют себя сегодня обманутыми, поскольку Трамп своих сторонников не растерял, это, очевидно.