
Если проанализировать информационное поле за последнюю неделю, то можно увидеть, что россиянам начали прививать некий «оптимизм». Гостелеканалы и подконтрольные власти информресурсы стали выдавать большое количество позитивных новостей. Но поможет ли это власти сохранить свой рейтинг?
В начале декабря эксперты из фонда «Петербургская политика» подметили, что в социальных сетях руководители регионов и местных органов власти стали в последнее время заметно писать об эпидемии коронавируса. Сообщения в аккаунтах чиновников теперь всё больше похожи на те, что были до эпидемии. И это при том, что как раз нехватка коечных мест стала для многих субъектов РФ самой острой проблемой.
Сейчас к повышению социального оптимизма активно подключились и многие СМИ. Всё меньше говорят о росте безработицы, стремительном росте цен и том же COVID-19. Зато много сообщений на тему «рубль рекордно укрепился к доллару», «россияне предпочитают отечественные курорты», «названы преимущества дистанционной работы». Если посмотреть телевизор и почитать новостные агрегаторы, то складывается впечатление, что жизнь и впрямь налаживается.
В общем, как говорят на различных бизнес-тренингах, надо просто «мыслить позитивно», и всё в твоей жизни будет хорошо. Похоже, многие чиновники и руководители изданий любили посещать подобные мероприятия.
Доцент Пензенского государственного университета Анна Очкина считает такую политику замалчивания проблем недальновидной:
— Мы видим пример чистой пропаганды. Но никакая пропаганда не бывает полностью успешной или совершенно безуспешной.
В советское время к сообщениям об успехах многие все-таки относились с прохладцей. Но в то же время общий позитивный осадок оставался.
Только сейчас пропаганда выстроена намного хуже. Она менее логична, она несистемная, не учитывает особенностей восприятия.
Возможно, кого-то хорошие новости успокаивают. Но только общество очень разное по источникам потребления информации. Советское телевидение смотрели все, а сейчас некоторые вообще за рамками информационного поля. Люди подписаны на любимые каналы в Телеграм и Ютуб, и им до остального нет дела.
Я бы сказала, что нынешняя «неделя оптимизма» — это больше показатель неуверенности власти.
«СП»: — В принципе, сильно могут повлиять на общественное сознание новости о том, что рубль немного подрос?
— Новости неравнозначны по воздействию. Скажем, присоединение Крыма мобилизовал значительную часть общества. Тем более вкупе с новостями с Украины тогда, только что прошедшей Олимпиадой в Сочи.
Людей если не мобилизуют, то привлекают повышенное внимание военные новости. Например, сообщения из Сирии, история со сбитым Турцией летчиком.
Но нынешние сообщения мало связаны с повседневной жизнью. Вот говорят, что рубль укрепился к доллару. Хорошо, мы рады. Но цены-то всё равно растут, в том числе на недвижимость. Что нам тогда крепкий рубль? Такой новости не доверяешь.
«СП»: — Может, чиновники больше успокаивают сами себя?
— Действительно, похоже на внутренний проект власти. Есть запрос на позитивные новости, чиновники понимают этот запрос, и вся система начинает работать. И вот мы видим большой поток позитивных новостей.
Но это началось не сегодня. Ранее были похожие проекты, их можно было отследить в СМИ.
Только люди действительно меньше верят хорошему, чем плохому. Это показали даже демографические процессы в 1990-е. Граждане сразу отреагировали на ухудшение дел в экономике, а вот на улучшения люди реагировали долго. Тем более и улучшение не было прорывным и постоянным.
Позитивные новости должны быть ярче и масштабнее, чем просто разговоры о небольшом укреплении рубля. Либо они реально должны ощущаться людьми. Скажем, после войны люди жили очень тяжело. Но они постоянно видели, что жизнь хоть и медленно, но становится лучше. Конечно, люди верили хорошим новостям. Сообщения по радио были фоном и украшением того, что было в реальности.