Политика / Власть
15 декабря 2020 08:05

Оптимисты в России остались только во власти

В Кремле и пропагандистскую кампанию не могут толком выстроить

3552
Оптимисты в России остались только во власти
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Материал комментируют:

Если проанализировать информационное поле за последнюю неделю, то можно увидеть, что россиянам начали прививать некий «оптимизм». Гостелеканалы и подконтрольные власти информресурсы стали выдавать большое количество позитивных новостей. Но поможет ли это власти сохранить свой рейтинг?

В начале декабря эксперты из фонда «Петербургская политика» подметили, что в социальных сетях руководители регионов и местных органов власти стали в последнее время заметно писать об эпидемии коронавируса. Сообщения в аккаунтах чиновников теперь всё больше похожи на те, что были до эпидемии. И это при том, что как раз нехватка коечных мест стала для многих субъектов РФ самой острой проблемой.

Сейчас к повышению социального оптимизма активно подключились и многие СМИ. Всё меньше говорят о росте безработицы, стремительном росте цен и том же COVID-19. Зато много сообщений на тему «рубль рекордно укрепился к доллару», «россияне предпочитают отечественные курорты», «названы преимущества дистанционной работы». Если посмотреть телевизор и почитать новостные агрегаторы, то складывается впечатление, что жизнь и впрямь налаживается.

В общем, как говорят на различных бизнес-тренингах, надо просто «мыслить позитивно», и всё в твоей жизни будет хорошо. Похоже, многие чиновники и руководители изданий любили посещать подобные мероприятия.

Доцент Пензенского государственного университета Анна Очкина считает такую политику замалчивания проблем недальновидной:

— Мы видим пример чистой пропаганды. Но никакая пропаганда не бывает полностью успешной или совершенно безуспешной.

Читайте также
Путин разнес правительство, но роста цен на продукты не избежать Путин разнес правительство, но роста цен на продукты не избежать Еда будет дорожать каждый месяц, несмотря на попытки Кремля зафиксировать ее стоимость в магазинах

В советское время к сообщениям об успехах многие все-таки относились с прохладцей. Но в то же время общий позитивный осадок оставался.

Только сейчас пропаганда выстроена намного хуже. Она менее логична, она несистемная, не учитывает особенностей восприятия.

Возможно, кого-то хорошие новости успокаивают. Но только общество очень разное по источникам потребления информации. Советское телевидение смотрели все, а сейчас некоторые вообще за рамками информационного поля. Люди подписаны на любимые каналы в Телеграм и Ютуб, и им до остального нет дела.

Я бы сказала, что нынешняя «неделя оптимизма» — это больше показатель неуверенности власти.

«СП»: — В принципе, сильно могут повлиять на общественное сознание новости о том, что рубль немного подрос?

— Новости неравнозначны по воздействию. Скажем, присоединение Крыма мобилизовал значительную часть общества. Тем более вкупе с новостями с Украины тогда, только что прошедшей Олимпиадой в Сочи.

Людей если не мобилизуют, то привлекают повышенное внимание военные новости. Например, сообщения из Сирии, история со сбитым Турцией летчиком.

Но нынешние сообщения мало связаны с повседневной жизнью. Вот говорят, что рубль укрепился к доллару. Хорошо, мы рады. Но цены-то всё равно растут, в том числе на недвижимость. Что нам тогда крепкий рубль? Такой новости не доверяешь.

Читайте также
Волгограду не хватает воды и тепла Волгограду не хватает воды и тепла Облигаций на 16,1 миллиарда было мало, чтобы залатать дыры в коммунальном «котле» города?

«СП»: — Может, чиновники больше успокаивают сами себя?

— Действительно, похоже на внутренний проект власти. Есть запрос на позитивные новости, чиновники понимают этот запрос, и вся система начинает работать. И вот мы видим большой поток позитивных новостей.

Но это началось не сегодня. Ранее были похожие проекты, их можно было отследить в СМИ.

Только люди действительно меньше верят хорошему, чем плохому. Это показали даже демографические процессы в 1990-е. Граждане сразу отреагировали на ухудшение дел в экономике, а вот на улучшения люди реагировали долго. Тем более и улучшение не было прорывным и постоянным.

Позитивные новости должны быть ярче и масштабнее, чем просто разговоры о небольшом укреплении рубля. Либо они реально должны ощущаться людьми. Скажем, после войны люди жили очень тяжело. Но они постоянно видели, что жизнь хоть и медленно, но становится лучше. Конечно, люди верили хорошим новостям. Сообщения по радио были фоном и украшением того, что было в реальности.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Василий Солодков

Директор банковского института ВШЭ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня